Бриллианты – это все еще роскошь?

Раздел: Драгоценные камни
27 января 2014 г.

Брил­ли­ан­ты – это все еще рос­кошь? Та­кой во­прос во­все не пре­тен­ци­о­зен. Да, брил­ли­ан­ты по-преж­не­му до­ро­гие, дра­го­цен­ные и ред­кие ми­не­ра­лы, но это­го мо­жет быть не до­ста­точ­но, что­бы счи­тать их рос­ко­шью. Це­на – вот что име­ет зна­че­ние для опре­де­ле­ния то­го, рос­кош­ный это про­дукт или нет, и це­но­вые уров­ни ста­ли яб­ло­ком раз­до­ра в ал­маз­ной про­мыш­лен­но­сти.

Ссо­ра меж­ду ал­ма­зо­до­быт­чи­ка­ми и про­из­во­ди­те­ля­ми брил­ли­ан­тов по по­во­ду раз­ни­цы в це­нах на ал­ма­зы и брил­ли­ан­ты, ве­ро­ят­но, оста­нет­ся од­ним из лейт­мо­ти­вов в от­рас­ли в 2014 го­ду. До­бы­ва­ю­щие ком­па­нии не­од­но­крат­но пы­та­лись под­толк­нуть про­из­во­ди­те­лей брил­ли­ан­тов, а за ни­ми и юве­ли­ров к то­му, что­бы уве­ли­чить це­ну, в то вре­мя как те яс­но да­ли по­нять, что не мо­гут поз­во­лить се­бе пла­тить боль­ше за ал­маз­ное сы­рье. В ито­ге це­ны на ал­маз­ное сы­рье по­шли вниз, но ни­кто не ожи­да­ет, что на этом все и кон­чит­ся. Име­ет ли дан­ный спор под со­бой ка­кие-ли­бо ос­но­ва­ния? На­хо­дят­ся ли це­ны на брил­ли­ан­ты дей­стви­тель­но ни­же их оп­ти­маль­но­го уров­ня? И ес­ли да, то как здесь мож­но до­бить­ся луч­ших по­ка­за­те­лей?

Ана­лиз ис­то­ри­че­ской тен­ден­ции цен на брил­ли­ан­ты вряд ли ска­жет нам боль­ше, чем мы уже зна­ем. А вот что дей­стви­тель­но ин­те­рес­но, так это ана­лиз цен на брил­ли­ан­ты в срав­не­нии с дру­ги­ми ин­дек­са­ми по­тре­би­тель­ских цен. Это мог­ло бы по­ка­зать нам, как брил­ли­ан­ты ве­дут се­бя по срав­не­нию с дру­ги­ми по­тре­би­тель­ски­ми то­ва­ра­ми.

Пер­вое и са­мое оче­вид­ное срав­не­ние долж­но быть про­ве­де­но меж­ду це­на­ми на брил­ли­ан­ты и ин­дек­сом по­тре­би­тель­ских цен (Consumer Price Index, CPI). Ин­декс по­тре­би­тель­ских цен из­ме­ря­ет из­ме­не­ния цен на про­дук­ты, при­об­ре­та­е­мые сред­ним до­мо­хо­зяй­ством. От­но­ше­ния меж­ду дан­ным ин­дек­сом и це­на­ми на брил­ли­ан­ты яв­ля­ет­ся хо­ро­шим ука­за­ни­ем на то, как ве­дут се­бя брил­ли­ан­ты по срав­не­нию с об­щи­ми тен­ден­ци­я­ми. На гра­фи­ке ни­же мы ви­дим, что це­ны на брил­ли­ан­ты (си­ний цвет), как пра­ви­ло, по­ка­зы­ва­ют луч­шие ре­зуль­та­ты, чем обыч­ные по­тре­би­тель­ские то­ва­ры (зе­ле­ный цвет). Един­ствен­ным ис­клю­че­ни­ем из это­го яв­ля­ет­ся 2008 год, annus horribilis для ал­маз­но­го биз­не­са и, по су­ти, для всей ми­ро­вой эко­но­ми­ки.

От­ме­тив это, сле­ду­ет ска­зать, что брил­ли­ан­ты не яв­ля­ют­ся ча­стью по­тре­би­тель­ской кор­зи­ны ин­дек­са по­тре­би­тель­ских цен, по­то­му что они не по­ку­па­ют­ся по­тре­би­те­ля­ми ре­гу­ляр­но. Брил­ли­ан­ты яв­ля­ют­ся рос­ко­шью: в ка­ком-то смыс­ле не важ­ным, но весь­ма же­лан­ным про­дук­том. Ры­нок рос­ко­ши обыч­но не ве­дет се­бя в со­от­вет­ствии с ин­дек­сом по­тре­би­тель­ских цен. По этой при­чи­не тре­бу­ет­ся иной ин­декс - с дру­гим на­бо­ром то­ва­ров в его кор­зи­не. Од­ним из наи­бо­лее по­сле­до­ва­тель­ных по­ка­за­те­лей, от­ра­жа­ю­щих тен­ден­ции на рын­ке рос­ко­ши, яв­ля­ет­ся «Ин­декс сто­и­мо­сти очень хо­ро­шей жиз­ни» (Cost of Living Extremely Well Index, CLEWI), со­здан­ный в 1976 го­ду аме­ри­кан­ским жур­на­лом Forbes. Дан­ный ин­декс от­ра­жа­ет це­но­вые ко­ле­ба­ния в ши­ро­ком диа­па­зо­не вы­со­ко­ка­че­ствен­ных про­дук­тов и услуг. Ти­пич­ная кор­зи­на вклю­ча­ет в се­бя та­кие про­дук­ты, как обувь Gucci, сум­ки Louis Vuitton, бу­тыл­ки шам­пан­ско­го, пред­ста­ви­тель­ские ав­то­ма­ши­ны и ку­рорт­ное ле­че­ние. Дру­ги­ми сло­ва­ми, это тот са­мый ин­декс, в ко­то­ром, как мож­но ожи­дать, долж­ны быть брил­ли­ан­ты.

И все же в срав­не­нии с этим вто­рым ин­дек­сом (вы­де­лен на гра­фи­ке жел­тым цве­том), брил­ли­ан­ты во­все не де­мон­стри­ру­ют хо­ро­ших по­ка­за­те­лей. Це­ны на брил­ли­ан­ты бы­ли по­сле­до­ва­тель­но вы­ше, чем в сред­нем у про­дук­тов из ка­те­го­рии рос­ко­ши, в до­кри­зис­ный пе­ри­од, но по­сле 2007 го­да они про­сто не мог­ли ид­ти в но­гу с ин­дек­сом сто­и­мо­сти очень хо­ро­шей жиз­ни. Год за го­дом брил­ли­ан­ты от­ста­ва­ли от взя­тых в сред­нем про­дук­тов из раз­ря­да рос­ко­ши. Не­ожи­дан­ный всплеск в 2011 го­ду на ко­рот­кое вре­мя по­ста­вил це­ны на брил­ли­ан­ты вы­ше цен на дру­гие пред­ме­ты рос­ко­ши. Но оп­ти­мизм был не­дол­гим, так как об­рат­ный эф­фект 2012 го­да по­влек це­ны сно­ва вниз и углу­бил раз­рыв с ин­дек­сом сто­и­мо­сти очень хо­ро­шей жиз­ни.

Ана­лиз цен на брил­ли­ан­ты в срав­не­нии с ин­дек­сом по­тре­би­тель­ских цен и ин­дек­сом сто­и­мо­сти очень хо­ро­шей жиз­ни на­во­дит на ряд со­об­ра­же­ний. Пер­вое со­об­ра­же­ние: це­ны на брил­ли­ан­ты не в кри­зи­се. Они не толь­ко идут в но­гу с об­щим ин­дек­сом цен, но да­же не­уклон­но его опе­ре­жа­ют. Дру­гое со­об­ра­же­ние со­сто­ит в том, что брил­ли­ан­то­вый сек­тор, ка­жет­ся, спол­за­ет с уров­ня «люкс». Ны­не его про­из­вод­ствен­ные по­ка­за­те­ли го­во­рят о со­сто­я­нии не­опре­де­лен­но­сти: они луч­ше, чем у то­ва­ров пер­вой не­об­хо­ди­мо­сти, но не так силь­ны, как у то­ва­ров из ка­те­го­рии рос­ко­ши. Клас­си­че­ский слу­чай то­го, что име­ну­ет­ся «я в по­ряд­ке, но мог­ло быть и луч­ше».

Долж­но быть яс­но, что про­дле­ние это­го пе­ре­тя­ги­ва­ния ка­на­та меж­ду ал­ма­зо­до­бы­ва­ю­щи­ми ком­па­ни­я­ми и про­из­во­ди­те­ля­ми брил­ли­ан­тов не ока­жет ни­ка­ко­го устой­чи­во­го вли­я­ния на дан­ную си­ту­а­цию. На­про­тив, это толь­ко вы­мо­та­ет от­расль. Не­су­ще­ствен­ные кор­рек­ти­ров­ки раз­ни­цы в це­нах на ал­маз­ное сы­рье и брил­ли­ан­ты есте­ствен­ны и при­вет­ству­ют­ся на здо­ро­вом рын­ке, как и мел­кие стыч­ки меж­ду ал­ма­зо­до­быт­чи­ка­ми и про­из­во­ди­те­ля­ми брил­ли­ан­тов. Но ес­ли ос­нов­ной це­лью яв­ля­ет­ся пе­ре­на­прав­ле­ние об­щей тен­ден­ции в сто­ро­ну тен­ден­ции, ко­то­рой сле­ду­ют дру­гие то­ва­ры клас­са рос­ко­ши, то при­шло вре­мя по­ду­мать о но­вой стра­те­гии.

Про­из­во­ди­те­лей юве­лир­ных из­де­лий нель­зя убе­дить по­ку­пать брил­ли­ан­ты по лю­бой це­не. На­вер­ня­ка они не бу­дут по­ку­пать то, что сни­жа­ет их тор­го­вую на­цен­ку. Мы уже ви­де­ли, как это про­ис­хо­дит с зо­ло­том: ко­гда це­ны взле­те­ли, юве­лир­ная про­мыш­лен­ность от­ре­а­ги­ро­ва­ла рас­ши­ре­ни­ем сво­их кол­лек­ции за счет се­реб­ря­ных из­де­лий, а так­же ста­ла экс­пе­ри­мен­ти­ро­вать с аль­тер­на­тив­ны­ми ма­те­ри­а­ла­ми.

Юве­ли­ры - не глав­ное зве­но, и они не мо­гут не­сти от­вет­ствен­ность за со­сто­я­ние цен на брил­ли­ан­ты. Глав­ное зве­но в кон­це ал­ма­зо­про­во­да. Глав­ным зве­ном яв­ля­ют­ся по­тре­би­те­ли, ибо они в ко­неч­ном сче­те ре­ша­ют, что яв­ля­ет­ся при­ем­ле­мым уров­нем цен.

От­расль мо­жет ли­бо со­гла­сить­ся с по­ло­же­ни­ем, ко­гда по­тре­би­те­ли ав­то­ном­но ре­ша­ют, ка­ки­ми долж­ны быть це­ны на брил­ли­ан­ты, или мо­жет по­пы­тать­ся по­вли­ять на них. Это озна­ча­ет пе­ре­осмыс­ле­ние об­ще­го от­но­ше­ния к мар­ке­тин­гу и ре­кла­ме.

Се­год­ня у нас есть не­сколь­ко успеш­ных при­ме­ров то­го, че­го мо­жет до­стичь на рын­ке рос­ко­ши хо­ро­шо про­ду­ман­ная все­о­хва­ты­ва­ю­щая кам­па­ния. Од­ним из та­ких при­ме­ров яв­ля­ет­ся Rolex. Эта швей­цар­ская ча­со­вая ком­па­ния ре­ши­ла из­ме­нить по­зи­ци­о­ни­ро­ва­ние сво­е­го брен­да и на­ча­ла ши­ро­кую кам­па­нию с упо­ром на вы­со­кое ка­че­ство, ин­но­ва­ции, экс­клю­зив­но­сть, со­кра­тив про­из­вод­ство и под­дер­жи­вая це­ны. Rolex так­же свя­за­ла се­бя с не­ко­то­ры­ми из са­мых ди­на­мич­ных со­бы­тий в спор­те, та­ких как ав­то­спорт и тен­нис­ные тур­ни­ры Боль­шо­го шле­ма. Ре­зуль­та­ты бы­ли по­ра­зи­тель­ны­ми. В по­след­ние 10 лет сред­няя це­на на ча­сы Rolex (крас­ная кри­вая на гра­фи­ке) по­чти удво­и­лась, на­мно­го опе­ре­жая ин­декс сто­и­мо­сти очень хо­ро­шей жиз­ни.

Так же, как и Rolex, брил­ли­ант сам по се­бе яв­ля­ет­ся брен­дом из клас­са рос­ко­ши. Или, по край­ней ме­ре, он та­ко­вым обыч­но яв­лял­ся. Ко­гда De Beers от­ка­за­лась от куль­то­вой мар­ке­тин­го­вой кам­па­нии в от­но­ше­нии брил­ли­ан­тов, этот бренд остал­ся предо­став­лен­ным са­мо­му се­бе. Ко­неч­но, брил­ли­ан­ты об­ла­да­ют внут­рен­ней при­вле­ка­тель­но­стью, ко­то­рая поз­во­лит им остать­ся на пла­ву да­же без над­ле­жа­ще­го мар­ке­тин­га. Но пла­ва­ние в верх­ней ча­сти сек­то­ра рос­ко­ши - это со­всем дру­гая ис­то­рия.

[ rough-polished.com ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->