Катрин Кариу, Van Cleef & Arpels: «Наследие — это вектор коммуникации»

Раздел: Бренды
21 декабря 2013 г.

В кон­це но­яб­ря в мос­ков­ском бу­ти­ке Van Cleef & Arpels от­кры­лась вы­став­ка но­вой кол­лек­ции Ballet Précieux и ис­то­ри­че­ских укра­ше­ний. КАТРИН КАРИУ, хра­ни­тель на­сле­дия До­ма, рас­ска­за­ла кор­ре­спон­ден­ту РБК daily ВЕРОНИКЕ ГУДКОВОЙ о бес­цен­ных ар­хи­вах ком­па­нии и но­вой кол­лек­ции, на­ве­ян­ной рус­ски­ми ба­ле­та­ми.

Наслед­ни­ки по пря­мой

— Рас­ска­жи­те о вве­рен­ном вам на­сле­дии Van Cleef & Arpels. Из че­го оно со­сто­ит?

— Насле­дие — это кол­лек­ция укра­ше­ний До­ма, ко­то­рая со­би­ра­лась фак­ти­че­ски с мо­мен­та ос­но­ва­ния ком­па­нии в 1906 го­ду. Это 740 пред­ме­тов (ча­сы, коль­ца, бро­ши, ко­лье, ми­но­дье­ры и пр.), и каж­дая из них — ше­девр. В но­яб­ре в Москве мы по­ка­за­ли око­ло 50 из­де­лий из это­го со­бра­ния.

По­ми­мо за­кон­чен­ных укра­ше­ний мы хра­ним ар­хи­вы: эс­ки­зы, гу­а­ши, ма­ке­ты, мо­де­ли, тех­ни­че­ские ри­сун­ки, опи­са­ния пред­ме­тов, да­же сче­та. Van Cleef & Arpels бе­реж­но хра­нит свое на­сле­дие по­то­му, что это, так ска­зать, «век­тор ком­му­ни­ка­ции», то, что мы пред­став­ля­ем ми­ру, по­тен­ци­аль­ным кли­ен­там в ка­че­стве сво­ей ви­зит­ной кар­точ­ки. Та­кое до­ку­мен­ти­ро­ван­ное про­шлое поз­во­ля­ет нам со­хра­нять свое вы­со­кое ме­сто, по­зи­цию До­ма с бо­лее чем ве­ко­вой ис­то­ри­ей, на фо­не мно­же­ства брен­дов-од­но­дне­вок.

— Исто­ри­че­ские из­де­лия ис­поль­зу­ют­ся для раз­ра­бот­ки но­вых кол­лек­ций?

— Ху­дож­ни­ки и юве­ли­ры сту­дии Van Cleef & Arpels ча­сто об­ра­ща­ют­ся к ар­хи­ву мар­ки. Это не­об­хо­ди­мо для то­го, что­бы все но­вое, со­зда­ва­е­мое ими, бы­ло в уни­каль­ном сти­ле До­ма, без­оши­боч­но узна­ва­е­мо. Все пред­ме­ты, ко­то­рые я при­об­ре­таю для фон­да ком­па­нии, пер­вы­ми ви­дят имен­но ху­дож­ни­ки и юве­ли­ры. Сре­ди при­об­ре­те­ний бы­ва­ют ве­щи, ко­то­рых сей­час не де­ла­ют, ска­жем, фер­му­а­ры (ме­тал­ли­че­ская ос­но­ва с зам­ком-за­щел­кой для сум­ки из тек­сти­ля или ме­тал­ли­че­ской сет­ки). Не так дав­но мне уда­лось при­об­ре­сти брас­лет Van Cleef & Arpels с дву­мя льви­ны­ми го­ло­ва­ми. Он чрез­вы­чай­но за­ин­те­ре­со­вал на­ших ма­сте­ров не­обыч­ным ме­ха­низ­мом за­стеж­ки: что­бы рас­стег­нуть укра­ше­ние, од­ну го­ло­ву нуж­но по­вер­нуть.

— Где и как вы по­ку­па­е­те ве­щи для кол­лек­ции?

— Тре­мя раз­ны­ми спо­со­ба­ми. Во-пер­вых, на круп­ных пуб­лич­ных аук­ци­о­нах. Не­удоб­ство это­го спо­со­ба — пре­да­ук­ци­он­ные по­ка­зы, ка­та­ло­ги при­вле­ка­ют к тор­гам мно­же­ство участ­ни­ков, что обост­ря­ет кон­ку­рен­цию и под­ни­ма­ет це­ну. Во-вто­рых, я разыс­ки­ваю и при­об­ре­таю ве­щи в част­ных кол­лек­ци­ях. Ну и тре­тий спо­соб — по­куп­ка на вто­рич­ном рын­ке. К со­жа­ле­нию, в мо­ей прак­ти­ке не бы­ло ни од­но­го слу­чая да­ре­ния укра­ше­ний на­ше­му му­зею. Мы бы очень об­ра­до­ва­лись. Но увы.

— При До­ме Van Cleef & Arpels су­ще­ству­ет шко­ла, где все же­ла­ю­щие со­сто­я­тель­ные лю­ди мо­гут изу­чать юве­лир­ное де­ло или ис­то­рию юве­лир­но­го ис­кус­ства. Вы при­ни­ма­е­те уча­стие в этом обу­че­нии?

— Шко­ла от­кры­лась око­ло двух лет на­зад. На лек­ци­ях и се­ми­на­рах уча­щим­ся де­мон­стри­ру­ют пред­ме­ты и до­ку­мен­ты из ар­хи­ва и му­зея До­ма, в том числе, ра­зу­ме­ет­ся, и укра­ше­ния. Во­об­ще это уни­каль­ная шко­ла, в ней есть кур­сы раз­ной про­дол­жи­тель­но­сти — на­при­мер, од­но­днев­ный курс, рас­ска­зы­ва­ю­щий о ха­рак­тер­ных дви­же­ни­ях и при­е­мах юве­ли­ров. Мы пред­ла­га­ем бо­га­тый вы­бор лек­ций — о сти­ле ар-ну­во, о ра­бо­те с жем­чу­гом, о на­сле­дии дру­гих юве­лир­ных До­мов, ко­то­рые от­кры­ва­лись и ра­бо­та­ли в XIX—XX сто­ле­ти­ях. Я как-то чи­та­ла лек­цию об укра­ше­ни­ях ин­дий­ских ма­ха­ра­джей и ма­ха­ра­ни на­ча­ла про­шло­го ве­ка.

Ба­лет­ные дра­го­цен­но­сти

— Од­но из но­во­вве­де­ний в юве­лир­ном ис­кус­стве, честь ко­то­ро­го при­над­ле­жит Van Cleef & Arpels, — это ми­но­дье­ры, фу­тляры, за­ме­ня­ю­щие ве­чер­ние су­моч­ки. Вы про­из­во­ди­те их сей­час?

— Вер­но, Дом по­лу­чил па­тент на ми­но­дьер в 1930-е го­ды. Эта аль­тер­на­ти­ва дам­ской сум­ке (на­зва­ние про­ис­хо­дит от гла­го­ла minauder — «же­ма­нить­ся») пред­на­зна­ча­лась для пуд­ры, по­ма­ды и то­му по­доб­ных ме­ло­чей и ста­ла ча­стью ве­чер­не­го дам­ско­го туа­ле­та. Сей­час ми­но­дье­ры боль­шая ред­кость — они из­го­тав­ли­ва­ют­ся из зо­ло­та и се­ребра, это до­воль­но круп­ные и тру­до­ем­кие пред­ме­ты, ко­то­рые, как пра­ви­ло, со­зда­ют­ся в един­ствен­ном эк­зем­пля­ре и очень до­ро­го сто­ят. В му­зей­ной кол­лек­ции До­ма не­сколь­ко ми­но­дье­ров, и на­чи­ная с 2000 го­да мы про­из­во­дим но­вые мо­де­ли в кол­лек­ци­ях haute joaillerie.

— В кон­це но­яб­ря в мос­ков­ском бу­ти­ке Van Cleef & Arpels пред­ста­ви­ли но­вую ли­нию клас­си­че­ской кол­лек­ции До­ма Ballet Précieux. Она со­зда­ва­лась на ма­те­ри­а­ле на­сле­дия ком­па­нии...

— Бе­з­услов­но. «Исто­рия люб­ви» Van Cleef & Arpels и ба­ле­та дли­тель­на и пло­до­твор­на. Она бе­рет на­ча­ло в кон­це 30-х — на­ча­ле 40-х го­дов ХХ ве­ка. Элен, же­на Луи Ар­пель­са, млад­ше­го бра­та со­ос­но­ва­тель­ни­цы До­ма Эстель Ар­пельс, про­ис­хо­ди­ла из се­мьи эми­гран­тов из Рос­сии, и это сбли­зи­ло Дом с куль­ту­рой рус­ско­го ба­ле­та. Луи и Элен, а так­же пле­мян­ник Эстель Клод пе­ре­еха­ли в США, где был от­крыт фи­ли­ал Van Cleef & Arpels; там раз­ви­ва­лась «ба­лет­ная» юве­лир­ная ли­ния. Источ­ни­ка­ми вдох­но­ве­ния для ма­сте­ров До­ма бы­ли как ба­ле­ри­ны Мет­ро­по­ли­тен-опе­ры в их ха­рак­тер­ных па и ара­бес­ках, так и пер­со­на­жи мульт­филь­мов Дис­нея — Зо­луш­ка, Бе­ло­снеж­ка. Со­юз ба­ле­та и юве­лир­но­го де­ла при­нес поль­зу и дру­гой сто­ро­не: в Нью-Йор­ке Клод Ар­пельс по­зна­ко­мил­ся с Джор­джем Ба­лан­чи­ным, и зна­ме­ни­тый ба­лет­мей­стер по­ста­вил ле­ген­дар­ные «Дра­го­цен­но­сти». Мне до­во­ди­лось встре­чать­ся с Сью­зен Фа­релл, зна­ме­ни­той аме­ри­кан­ской ба­ле­ри­ной, «по­след­ней му­зой» Ба­лан­чи­на — од­ной из про­об­ра­зов ге­ро­инь Ballet Précieux.

Бро­ши-ба­ле­ри­ны Van Cleef & Arpels с брил­ли­ан­та­ми, ру­би­на­ми, изу­мру­да­ми, а так­же по­лу­дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми, на­при­мер би­рю­зой, бы­ли чрез­вы­чай­но по­пу­ляр­ны в 1940—1950-е го­ды, по­том на не­ко­то­рое вре­мя эта те­ма ушла в тень и вер­ну­лась на юве­лир­ный олимп уже в кон­це про­шло­го ве­ка. В 2007 го­ду по­яви­лась пер­вая часть вы­со­кой кол­лек­ции Ballet Précieux, а в 2013-м ее про­дол­жи­ла ли­ния, по­свя­щен­ная пя­ти ве­ли­ким рус­ским ба­ле­там.

[ rbcdaily.ru ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->