Дни Эрмитажа - 2013

Раздел: Выставки
06 декабря 2013 г.

Зал N 307, Зим­ний дво­рец

7 де­каб­ря 2013 го­да в рам­ках празд­но­ва­ния Дней Эр­ми­та­жа от­кры­ва­ет­ся вы­став­ка "Бри­тан­ское се­реб­ро вре­мен ко­ро­ле­вы Вик­то­ри­и". На экс­по­зи­ции пред­став­ле­но око­ло 100 пред­ме­тов из се­ребра, со­здан­ных в пе­ри­од 1840-х го­дов – кон­ца XIX ве­ка, пе­ри­од сти­ля ис­то­риз­ма, на­зы­вав­ше­го­ся в Ан­глии вик­то­ри­ан­ским по име­ни ко­ро­ле­вы Вик­то­рии (1819 – 1901). По­след­няя пред­ста­ви­тель­ни­ца Ган­но­вер­ской ди­на­стии Алек­сандри­на Вик­то­рия в 1837 го­ду ста­ла ко­ро­ле­вой Со­еди­нен­но­го Ко­ро­лев­ства Ве­ли­ко­бри­та­нии и Ир­лан­дии, им­пе­ра­три­цей Ин­дии (с 1876). Ее прав­ле­ние от­ме­че­но удач­ной внут­рен­ней и внеш­ней по­ли­ти­кой, про­цве­та­ни­ем эко­но­ми­ки. В ре­зуль­та­те стра­на пре­вра­ти­лась в пе­ре­до­вую ин­ду­стри­аль­ную дер­жа­ву. Это бы­ло вре­мя, ко­гда об­ще­ство ста­ло ак­тив­но ин­те­ре­со­вать­ся сво­ей ис­то­ри­ей, а ху­дож­ни­ки, ар­хи­тек­то­ры и ма­сте­ра де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го ис­кус­ства воз­рож­да­ли сти­ли про­шлых ве­ков. Они об­ра­ща­лись к го­ти­ке, ма­нье­риз­му, ро­ко­ко как ис­точ­ни­кам фор­маль­ных идей и де­ко­ра­тив­ных мо­ти­вов. Ак­тив­но раз­ви­вал­ся и на­ту­ра­ли­сти­че­ский стиль.

Круп­ней­шим ма­сте­ром пер­вой тре­ти XIX ве­ка был Пол Сторр. На вы­став­ке пред­став­лен, со­здан­ный им спор­тив­ный ку­бок в ви­де трех ло­ша­ди­ных го­лов. Это не­сколь­ко не­обыч­ное про­из­ве­де­ние вы­пол­не­но в сти­ле ран­не­го вик­то­ри­ан­ства. Мастер со­че­та­ет эле­мен­ты нео­клас­си­ки с тон­ко и скру­пу­лез­но про­ра­бо­тан­ной на­ту­ра­ли­сти­че­ской фор­мой.

В 1822 го­ду Пол Сторр объ­еди­нил­ся с Джо­ном Мор­ти­ме­ром. С это­го вре­ме­ни на­чи­на­ет­ся ис­то­рия круп­ней­шей ан­глий­ской фир­мы XIX ве­ка – "Сторр и Мор­ти­мер", ко­то­рая в ре­зуль­та­те сме­ны парт­не­ров с 1839 го­да ста­ла на­зы­вать­ся "Мор­ти­мер и Хан­т", а с 1844 по 1865 год – "Хант и Рос­кел­л". Из­де­лия на­зван­ных фирм со­став­ля­ют боль­шую часть в эр­ми­таж­ной кол­лек­ции се­реб­ра XIX ве­ка.

Зна­чи­тель­ной бы­ла и фир­ма Гар­рар­дов, ко­то­рая с 1830 го­да име­ла ста­тус ко­ро­лев­ских юве­ли­ров. Ими вы­пол­нен в нео­ре­нес­санс­ном сти­ле "Ку­бок ко­ро­ле­вы", при­об­ре­тен­ный Ни­ко­ла­ем I. В 1844 го­ду рос­сий­ский им­пе­ра­тор по­се­тил Лон­дон. По­ми­мо офи­ци­аль­ных ви­зи­тов Ни­ко­лай I озна­ко­мил­ся с ра­бо­та­ми круп­ней­ших юве­ли­ров и за­ка­зал боль­шой Лон­дон­ский сер­виз, в ко­то­рый во­шли из­де­лия, вы­пол­нен­ные фир­ма­ми "Мор­ти­мер и Хан­т" и "Р. и С. Гар­рар­ды". В Эр­ми­та­же из это­го сер­ви­за име­ют­ся две скульп­тур­ные груп­пы "Ко­ро­лев­ский охот­ни­к" и "Лорд Мар­ми­он", ко­то­рая изоб­ра­жа­ет сце­ну из по­э­мы Валь­те­ра Скот­та "Мар­ми­он. По­весть о бит­ве при Флод­де­не", про­изо­шед­шей в 1513 го­ду меж­ду шот­ланд­ца­ми и ан­гли­ча­на­ми.

В 1851 го­ду фир­ме "Хант и Рос­кел­л" был за­ка­зан сер­виз по слу­чаю бра­ко­со­че­та­ния ве­ли­кой княж­ны Ека­те­ри­ны Ми­хай­лов­ны, внуч­ки Павла I, с гер­цо­гом Мек­лен­бург-Стре­лиц­ким.

Од­ним из ис­то­ри­че­ских па­мят­ни­ков яв­ля­ет­ся зо­ло­той ла­рец, укра­шен­ный эма­ле­вы­ми ком­по­зи­ци­я­ми, вы­пол­нен­ный фир­мой Джейм­са Уи­лья­ма Бен­со­на в 1874 го­ду по слу­чаю ви­зи­та Алек­сандра II в Лон­дон. В лар­це хра­нит­ся сви­ток с при­вет­стви­ем от чле­нов кор­по­ра­ция Гил­дхол­ла лон­дон­ско­го Си­ти.

В XIX ве­ке шла ост­рая по­ле­ми­ка о ху­до­же­ствен­ной цен­но­сти ис­кус­ства то­го вре­ме­ни. С од­ной сто­ро­ны, сы­па­лись об­ви­не­ния в без­вку­си­це, с дру­гой – вос­хва­ля­лась жиз­нен­ная прав­ди­вость изоб­ра­жа­е­мо­го, ве­ли­ко­леп­ное зна­ние ста­рых эпох, ма­стер­ское вла­де­ние тех­ни­че­ски­ми при­е­ма­ми.

Рус­ский двор и ари­сто­кра­тия за­ка­зы­ва­ли се­реб­ря­ные из­де­лия у луч­ших ма­сте­ров. Бла­го­да­ря это­му Эр­ми­таж стал об­ла­да­те­лем од­ной из зна­чи­мых кол­лек­ций ан­глий­ско­го се­ребра.

На вы­став­ке пред­став­ле­ны так­же мо­не­ты с порт­ре­та­ми ко­ро­ле­вы Вик­то­рии. Со­глас­но ан­глий­ской тра­ди­ции, мо­не­ты с порт­ре­том дей­ству­ю­ще­го мо­нар­ха вы­пус­ка­лись для ре­гу­ляр­но­го об­ра­ще­ния на сле­ду­ю­щий год по­сле его ко­ро­на­ции, по­это­му пер­вые но­ми­на­лы Вик­то­рии да­ти­ро­ва­ны 1838 го­дом. Изящ­ный про­филь юной пра­ви­тель­ни­цы был вы­пол­нен из­вест­ным ме­да­лье­ром Ко­ро­лев­ско­го мо­нет­но­го дво­ра Уи­лья­мом Вай­о­ном. В па­мять 10-ле­тия прав­ле­ния в 1847 го­ду он же со­здал так на­зы­ва­е­мую "го­ти­че­скую кро­ну", где ко­ро­ле­ва пред­став­ле­на в об­ли­ке сред­не­ве­ко­вой прин­цес­сы с ха­рак­тер­ной при­чес­кой и в тя­же­лой ко­ро­не Бри­тан­ской им­пе­рии. Порт­рет по­жи­лой Вик­то­рии – в тра­у­ре с не­про­пор­ци­о­наль­но ма­лень­кой ко­ро­ной на го­ло­ве, вы­пу­щен­ный к 50-лет­не­му юби­лею прав­ле­ния – вы­звал край­нее не­одоб­ре­ние пуб­ли­ки. Вско­ре он был за­ме­нен на бо­лее тор­же­ствен­ное изоб­ра­же­ние 70-лет­ней мо­нарх­и­ни на мо­не­тах 1893 го­да.

Ав­тор на­уч­но­го ил­лю­стри­ро­ван­но­го ка­та­ло­га (из­да­тель­ство "Чи­стый ли­ст") и ку­ра­тор вы­став­ки – Ма­ри­на Ни­ко­ла­ев­на Ло­па­то, док­тор ис­кус­ство­ве­де­ния, за­ве­ду­ю­щая сек­то­ром ху­до­же­ствен­но­го ме­тал­ла От­де­ла за­пад­но­ев­ро­пей­ско­го при­клад­но­го ис­кус­ства Го­су­дар­ствен­но­го Эр­ми­та­жа.


»» Го­су­дар­ствен­ный Эр­ми­та­ж
Ад­рес: го­род Санкт-Пе­тер­бург, Двор­цо­вая пло­ща­дь, д. 2 - глав­ный му­зей­ный ком­плекс
Про­езд: Ст. м. "Ка­нал Гри­бо­едо­ва", "Нев­ский про­спек­т", "Го­сти­ный двор"; тролл. №№ 1, 7, 10, 11; авт. №№ 7, 10, 24,191, ав­то­бус-экс­пресс: № 187 до ост."Го­су­дар­ствен­ный Эр­ми­та­ж"
Те­ле­фо­ны: спр.: (812) 571-34-20, 710-96-25, 710-90-79
URL: www.hermitagemuseum.org
EMail: info@hermitage.ru, press@hermitage.ru

[ museum.ru ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->