Проект Федерального закона № 179971-6

Раздел: Власть
06 ноября 2013 г.

Как мы со­об­ща­ли ра­нее, про­ек­том Фе­де­раль­но­го за­ко­на № 179971-6 «О вне­се­нии из­ме­не­ний в Фе­де­раль­ный за­кон «О мик­ро­фи­нан­со­во­вой де­я­тель­но­сти и мик­ро­фи­нан­со­вых ор­га­ни­за­ци­ях» и от­дель­ные за­ко­но­да­тель­ные ак­ты Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции», в ре­гу­ли­ро­ва­нии биз­не­са лом­бар­дов пла­ни­ру­ют­ся оче­ред­ные се­рьез­ные из­ме­не­ния. Глав­ное из них — лом­бар­ды хо­тят от­дать под кон­троль Цен­тро­бан­ка. Кро­ме то­го, вне­се­ны про­ек­ты по­пра­вок в Фе­де­раль­ный за­кон «О лом­бар­дах» (да­лее — За­кон о лом­бар­дах), преду­смат­ри­ва­ю­щие спе­ци­аль­ные тре­бо­ва­ния к ру­ко­во­ди­те­лям и учре­ди­те­лям, а так­же ре­жи­му ра­бо­ты лом­бар­до­в*. Не ис­клю­че­ны и иные из­ме­не­ния, ко­то­рые мо­гут ока­зать­ся се­рьез­ны­ми.

Ли­га лом­бар­дов, ко­неч­но же, в кур­се со­бы­тий. Но не все­гда име­ет смысл де­лать гром­кие за­яв­ле­ния — ча­сто луч­ше вза­и­мо­дей­ство­вать с вме­ня­е­мы­ми лю­дь­ми, ко­то­рые мо­гут по­вли­ять на даль­ней­шее раз­ви­тие со­бы­тий. Кро­ме то­го, участ­ни­ки Ли­ги по­ка не упол­но­ма­чи­ва­ли нас к дей­стви­ям «за» или «про­тив» пред­ло­жен­ных из­ме­не­ний в ре­гу­ли­ро­ва­нии лом­бар­дов (как бы­ло в от­но­ше­нии за­ко­но­про­ек­та «50x50»).

Но учи­ты­вая об­ра­ще­ния обес­по­ко­ен­ных «лом­бар­ди­стов», счи­та­ем не­об­хо­ди­мым дать пред­ва­ри­тель­ный ком­мен­та­рий о при­чи­нах и воз­мож­ных по­след­стви­ях пред­по­ла­га­е­мых из­ме­не­ний, преж­де все­го в ча­сти ЦБ РФ.

1.Исто­ки.
Де­я­тель­ность лом­бар­дов, в от­ли­чии от боль­шин­ства дру­гих ви­дов биз­не­са, еще с 1 ян­ва­ря 1995 г. ре­гу­ли­ру­ет­ся спе­ци­аль­ной ста­тьей 358 ГК РФ. Его раз­ра­бот­чи­ки сфор­му­ли­ро­ва­ли пред­мет де­я­тель­но­сти лом­бар­да, как при­ня­тие от граж­дан в за­лог дви­жи­мо­го иму­ще­ства, пред­на­зна­чен­но­го для лич­но­го по­треб­ле­ния в обес­пе­че­ние крат­ко­сроч­ных кре­ди­тов. Оче­вид­но, эти вы­со­ко­класс­ные пра­во­ве­ды не ху­же тех «спе­ци­а­ли­стов», ко­то­рые позд­нее «по­пра­ви­ли» эту нор­му, пре­крас­но зна­ли, что при­ем в за­лог — ак­цес­сор­ное обя­за­тель­ство, а пер­вич­ным яв­ля­ет­ся вы­да­ча кре­ди­та (зай­ма). Тем не ме­нее, во гла­ву уг­ла бы­ла по­став­ле­на прин­ци­пи­аль­ная осо­бен­но­сть, ко­рен­ным об­ра­зом от­ли­ча­ю­щая лом­бард от дру­гих зай­мо­да­те­лей и опре­де­ля­ю­щая ос­нов­ную часть его ра­бо­ты — при­ем в за­лог ве­щей и хра­не­ние ве­щей в лом­бар­де.

На са­мом де­ле ста­тья 358 ГК РФ, вку­пе со ста­тья­ми 919, 920 Ко­дек­са ре­гу­ли­ро­ва­ла по­чти все ос­нов­ные во­про­сы де­я­тель­но­сти лом­бар­дов, ко­то­рые по­сле 1995 г. и до на­сто­я­ще­го вре­ме­ни ин­тен­сив­но раз­ви­ва­ют­ся.

Тем не ме­нее был при­нят За­кон о лом­бар­дах, ко­то­рый был с вос­тор­гом встре­чен не­ко­то­ры­ми кол­ле­га­ми, хо­тя этот за­кон в ос­нов­ном по­вто­ря­ет по­ло­же­ния ст. 358 ГК РФ, но при этом со­дер­жит ряд оче­вид­ных не­до­стат­ков.

В чис­ле про­че­го ини­ци­а­то­ры За­ко­на о лом­бар­дах при ак­тив­ной под­держ­ке и ра­до­сти не­ко­то­рых кол­лег «скор­рек­ти­ро­ва­ли» пред­мет ос­нов­ной де­я­тель­но­сти лом­бар­да, по­ста­вив на пер­вое ме­сто «вы­да­чу зай­мов». А за­од­но — на «ра­до­сть» мел­ким лом­бар­дам за­пре­ти­ли на­ше­му биз­не­су боль­шин­ство про­чих ви­дов де­я­тель­но­сти, вклю­чая тор­гов­лю юве­лир­ны­ми из­де­ли­я­ми. Та­ким об­ра­зом, со­глас­но бук­ве и ду­ху за­ко­на, лом­бард стал «о­быч­ным» зай­мо­да­те­лем, т. е. «о­быч­ным» участ­ни­ком фи­нан­со­во­го рын­ка. Эта «ми­на» долж­на бы­ла ко­гда-ни­будь сра­бо­тать. В си­ту­а­ции, ко­гда бы­ло при­ня­то прин­ци­пи­аль­ное ре­ше­ние о со­зда­нии «ме­га­ре­гу­ля­то­ра», пе­ре­да­че Цен­траль­но­му Бан­ку РФ кон­тро­ля не толь­ко над кре­дит­ны­ми, но и ины­ми фи­нан­со­вы­ми ор­га­ни­за­ци­я­ми (стра­хо­вы­ми ком­па­ни­я­ми, по­тре­би­тель­ски­ми ко­опе­ра­ти­ва­ми, мик­ро­фи­нан­со­вы­ми ор­га­ни­за­ци­я­ми и пр.), ко­гда в стра­не воз­ник­ли про­бле­мы с не­воз­вра­та­ми по­тре­би­тель­ско­го кре­ди­та, до «ку­чи» ту­да пред­ло­жи­ли до­ба­вить и дру­го­го зай­мо­да­те­ля — лом­бар­ды, по­пут­но уста­но­вив тре­бо­ва­ния к их учре­ди­те­лям и ру­ко­во­ди­те­лям (та­кие же, как уже уста­нов­ле­ны за­ко­ном, при­ня­тым 28 июня 2013 г. в от­но­ше­нии мик­ро­фи­нан­со­вых ор­га­ни­за­ций), до­ба­вив дис­кри­ми­на­ци­он­ные огра­ни­че­ния по ре­жи­му ра­бо­ты лом­бар­до­в*.

Так что, тем, кто еди­но­душ­но одоб­рил За­кон о лом­бар­дах, не­че­го удив­лять­ся то­му, что наш биз­нес пла­ни­ру­ют по­ста­вить под кон­троль ЦБ и ре­гу­ли­ро­вать по ана­ло­гии с биз­не­сом дру­гих зай­мо­да­те­лей. Из­ме­нить эти на­ме­ре­ния очень слож­но.

2.«Исто­ри­че­ская ро­ди­на» лом­бар­дов.

По дан­ным СМИ, Пред­се­да­тель Ко­ми­те­та Го­су­дар­ствен­ной Ду­мы РФ по фи­нан­со­вым рын­кам г-жа Бу­ры­ки­на Н.В., ко­то­рая внес­ла ком­мен­ти­ру­е­мые по­прав­ки, за­яви­ла, что «лом­бар­ды на­до вер­нуть на их ис­то­ри­че­скую ро­ди­ну».

Од­на­ко, Цен­траль­ный Банк ни­ко­гда не был «и­сто­ри­че­ской ро­ди­ной» лом­бар­дов. В со­вет­ское вре­мя они кон­тро­ли­ро­ва­лись Ми­ни­стер­ством фи­нан­сов РСФСР и го­род­ски­ми струк­ту­ра­ми управ­ле­ния бы­то­вым об­слу­жи­ва­ни­ем на­се­ле­ния, а за­тем — ор­га­на­ми му­ни­ци­паль­ной вла­сти, в част­но­сти, де­пар­та­мен­та­ми по­тре­би­тель­ско­го рын­ка и услуг. И это не слу­чай­но: лом­бар­ды прак­ти­че­ски не вли­я­ют на фи­нан­со­вый ры­нок стра­ны и да­же ре­ги­о­на, они ори­ен­ти­ро­ва­ны на об­слу­жи­ва­ние на­се­ле­ния мик­ро­рай­о­на или го­ро­да. К то­му же, со­глас­но клас­си­фи­ка­то­ру ОКУН лом­бар­ды про­дол­жа­ют от­но­сить­ся к пред­при­я­ти­ям бы­то­во­го об­слу­жи­ва­ния на­се­ле­ния (код ОКУН 019700). Та­ким об­ра­зом, их ис­то­ри­че­ской ро­ди­ной яв­ля­ет­ся по­тре­би­тель­ский­**, а не фи­нан­со­вый ры­нок. Не сле­ду­ет ли фе­де­раль­ным струк­ту­рам это учи­ты­вать? То­гда от­па­да­ет и при­над­леж­ность к ме­га­ре­гу­ля­то­ру (ес­ли еще не позд­но).

3.Оцен­ка по­след­ствий.

Ли­га лом­бар­дов не еди­но­жды вза­и­мо­дей­ство­ва­ла с пред­ста­ви­те­ля­ми ЦБ РФ — преж­де все­го по во­про­сам опе­ра­ций с на­лич­ны­ми де­неж­ны­ми сред­ства­ми. Мо­жет быть нам вез­ло, но сло­жи­лось хо­ро­шее впе­чат­ле­ние — там ра­бо­та­ют про­фес­си­о­на­лы. А про­фес­си­о­на­лы все­гда пой­мут друг дру­га.

Вме­сте с тем, Цен­траль­ный Банк ис­то­ри­че­ски кон­тро­ли­ро­вал (и ре­гу­ли­ро­вал) де­я­тель­ность кре­дит­ных ор­га­ни­за­ций, ко­то­рые рас­по­ря­жа­ют­ся не сво­и­ми день­га­ми, а сред­ства­ми вклад­чи­ков. Да­же не спе­ци­а­ли­сту оче­вид­на не­об­хо­ди­мость силь­но­го ре­гу­ля­то­ра та­к­же, на­при­мер, и для стра­хо­вых ор­га­ни­за­ций.

Но, не впол­не по­нят­но, за­чем ме­га­ре­гу­ля­тор для лом­бар­дов. Ведь лом­бард вы­да­ет зай­мы из соб­ствен­ных сред­ств. Ес­ли в ре­зуль­та­те пло­хо­го фи­нан­со­во­го со­сто­я­ния или не­пра­виль­ной фи­нан­со­вой по­ли­ти­ки ци­ви­ли­зо­ван­ный лом­бард не смо­жет осу­ществ­лять свою де­я­тель­но­сть, его кли­ен­ты смо­гут поль­зо­вать­ся услу­га­ми дру­го­го лом­бар­да, бла­го кон­ку­рен­ция на на­шем рын­ке до­ста­точ­но вы­со­ка. Ущерб ни­ко­му не бу­дет на­не­сен.

В то же вре­мя, ре­гу­ля­тор, оче­вид­но, по­тре­бу­ет спе­ци­аль­ной от­чет­но­сти, вы­пол­не­ния ка­ких-ли­бо эко­но­ми­че­ских нор­ма­ти­вов и т. д., что не­га­тив­но от­ра­зит­ся преж­де все­го на не­боль­ших лом­бар­дах, в первую оче­редь в ре­ги­о­нах и осо­бен­но, в ма­лых и мо­но-го­ро­дах. Это, мо­жет без­осно­ва­тель­но раз­ба­лан­си­ро­вать ры­нок услуг лом­бар­дов. По­стра­да­ет на­се­ле­ние, но ве­ро­ят­но вы­иг­ра­ют круп­ные фи­нан­со­вые струк­ту­ры. Нуж­но ли из­ме­нять за­ко­но­да­тель­ство в ин­те­ре­сах круп­но­го ка­пи­та­ла? Од­на­ко в кон­тро­ле ЦБ есть и плю­сы да­же для лом­бар­дов, на­при­мер, они, воз­мож­но, бу­дут боль­ше за­щи­ще­ны от не­ком­пе­тент­но­го вме­ша­тель­ства.

Ли­га лом­бар­дов бу­дет про­дол­жать за­ни­мать­ся про­бле­ма­ми, воз­ник­ши­ми в свя­зи с про­ек­том фе­де­раль­но­го за­ко­на № 179971-6 «О вне­се­нии из­ме­не­ний в Фе­де­раль­ный за­кон «О мик­ро­фи­нан­со­во­вой де­я­тель­но­сти и мик­ро­фи­нан­со­вых ор­га­ни­за­ци­ях» и от­дель­ные за­ко­но­да­тель­ные ак­ты Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции».

Бы­ло бы це­ле­со­об­раз­но, что­бы от­но­ше­ние к это­му за­ко­но­про­ек­ту вы­ра­зи­ли лом­бар­ды. Ждем ин­фор­ма­ции о по­зи­ции как чле­нов Ли­ги лом­бар­дов, так и дру­гих участ­ни­ков рын­ка. Неп­ло­хо, ес­ли об­ра­ще­ния лом­бар­дов по­сту­пят так­же в Пра­ви­тель­ство РФ, в Го­су­дар­ствен­ную Ду­му, Со­вет Фе­де­ра­ций, Ад­ми­ни­стра­цию Пре­зи­ден­та и ЦБ РФ.

Пре­зи­дент Ли­ги лом­бар­дов М.Е. Унк­со­в
Ис­пол­ни­тель­ный ди­рек­тор Ли­ги лом­бар­дов А.Г. Том­сон


* Есть ос­но­ва­ния утвер­ждать, что по­прав­ки одоб­ре­ны в на­ру­ше­ние ре­гла­мен­та Го­су­дар­ствен­ной Ду­мы (з­десь мы со­глас­ны с кол­ле­га­ми из СО «Меж­ре­ги­о­наль­ная Ас­со­ци­а­ция Лом­бар­дов»), а не­ко­то­рые из них, воз­мож­но, не со­от­вет­ству­ют Кон­сти­ту­ции РФ.

* Соз­да­ва­е­мый пре­це­дент, ко­гда в Фе­де­раль­ном за­ко­не ре­гу­ли­ру­ет­ся гра­фик ра­бо­ты ор­га­ни­за­ции пред­став­ля­ет­ся ку­рьез­ным.

* * А во­про­сы по­тре­би­тель­ско­го рын­ка тра­ди­ци­он­но эф­фек­тив­но ре­гу­ли­ру­ют­ся му­ни­ци­паль­ны­ми вла­стя­ми.

[ ligalomb.ru ]

  • 07 ноября 2013 г.:

    Есть хорошая пословица - заставь Дурака Богу молиться.....

  • Полезное

    Полезное

     

    Архив новостей

    2025 год

    январь февраль март апрель
    май июнь июль август
    сентябрь октябрь ноябрь декабрь

    Нас читают

    Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

    -->