Новая реальность ювелирной отрасли

Раздел: Общество
17 октября 2013 г.

В.З­бой­ков, ис­пол­ни­тель­ный ди­рек­тор от­рас­ле­во­го от­де­ле­ния по дра­го­цен­ным ме­тал­лам и дра­го­цен­ным кам­ням ФМоС «Де­ло­вая Рос­сия»

В 2000-е го­ды при­гла­сить на от­рас­ле­вое ме­ро­при­я­тие пред­ста­ви­те­ля власт­ных струк­тур бы­ло боль­шой уда­чей. У Вла­сти не бы­ло осо­бой не­об­хо­ди­мо­сти ча­сто опус­кать­ся до сре­ды, ко­то­рую она кон­тро­ли­ро­ва­ла и ко­то­рой управ­ля­ла. На за­се­да­ния и круг­лые сто­лы юве­ли­ров ак­тив­но при­хо­ди­ли толь­ко пред­ста­ви­те­ли от­рас­ле­во­го биз­не­са и от­рас­ле­вые жур­на­ли­сты, а ре­гу­ля­тор пред­по­чи­тал го­то­вить про­ек­ты нор­ма­тив­но-пра­во­вых ак­тов в ти­ши ка­би­не­тов, без лиш­них дис­кус­сий с биз­не­сом об их по­лез­но­сти и ра­ци­о­наль­но­сти.

Ин­тер­нет-сайт Про­бир­ной па­ла­ты эти го­ды был по­чти пу­стой, не ин­фор­ма­тив­ный и не ак­тив­ный. Ди­а­лог вла­сти и биз­не­са на от­рас­ле­вых за­се­да­ни­ях сво­дил­ся к мо­но­ло­гу – к де­жур­но­му до­кла­ду то­гдаш­не­го зам. ру­ко­во­ди­те­ля Про­бир­ной па­ла­ты Бо­ри­со­ва Б.П. Пред­ста­ви­те­ли от­рас­ле­во­го биз­не­са на за­се­да­ни­ях, ко­неч­но, то­же вы­сту­па­ли, но Власть на эти вы­ступ­ле­ния вни­ма­ния не об­ра­ща­ла.

Прак­ти­че­ски все по­зи­тив­ные для от­рас­ли ре­ше­ния, ко­то­рые бы­ли за этот пе­ри­од при­ня­ты, яв­ля­лись ре­зуль­та­том не по­бе­ды в от­рас­ле­вых дис­кус­си­ях на от­кры­тых пло­щад­ках опре­де­лен­ных то­чек зре­ния, а ре­зуль­та­том уме­лых и лов­ких ку­лу­ар­ных ша­гов от­дель­ных опыт­ных пред­ста­ви­те­лей от­рас­ле­вых об­ще­ствен­ных ор­га­ни­за­ций. В.Б.Ра­да­ше­вич, быв­ший ген­ди­рек­тор Гиль­дии юве­ли­ров Рос­сии, мог бы на­пи­сать ме­му­а­ры, где и как до­би­вал­ся не­ко­то­рых ре­ше­ний­…

Од­на­ко юве­лир­ная от­расль – это лишь часть боль­шой эко­но­ми­ки, и об­щий ход эко­но­ми­че­ско­го и по­ли­ти­че­ско­го раз­ви­тия Рос­сии в на­ча­ле те­ку­ще­го де­ся­ти­ле­тия стал ска­зы­вать­ся и на ней. Го­су­дар­ство все глуб­же ста­ло осо­зна­вать, что лишь биз­нес, свя­зан­ный с ре­аль­ным и ле­галь­ным про­мыш­лен­ным про­из­вод­ством, мо­жет быть драй­ве­ром даль­ней­ше­го эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия стра­ны.

Для раз­ви­тия биз­не­са тре­бу­ет­ся бла­го­при­ят­ный ин­ве­сти­ци­он­ный кли­мат. Од­ним из ша­гов к со­зда­нию бла­го­при­ят­ной для пред­при­ни­ма­тель­ства сре­ды ста­ло при­ня­тие Фе­де­раль­но­го за­ко­на 294-ФЗ о за­щи­те прав пред­при­ни­ма­те­лей. Этот за­кон раз­ра­ба­ты­вал­ся, ко­неч­но, не ра­ди раз­ви­тия кон­крет­но юве­лир­ной от­рас­ли. Бо­лее то­го, раз­ра­бот­чи­ки за­ко­на о су­ще­ство­ва­нии про­бир­но­го над­зо­ра или про­сто за­бы­ли, или не со­чли нуж­ным про­явить за­бо­ту о его со­хра­не­нии. Так или ина­че, с вступ­ле­ни­ем в си­лу за­ко­на 294-ФЗ в кон­тро­ле за юве­лир­ной от­рас­лью у го­су­дар­ства воз­ник­ли из­вест­ные про­бле­мы: Про­бир­ная па­ла­та – не го­су­дар­ствен­ный ор­ган, а ФГУП, и, зна­чит, Про­бир­ная па­ла­та бо­лее не име­ла пра­во осу­ществ­лять кон­троль. То­гда чем же она долж­на за­ни­мать­ся в но­вых усло­ви­ях? Ока­зы­вать услу­ги биз­не­су?

По­лу­чи­лось так, что за­кон 294-ФЗ ед­ва не спро­во­ци­ро­вал по­пыт­ку об­ра­зо­ва­ния но­во­го ре­прес­сив­но­го ор­га­на - Фе­де­раль­ной служ­бы по кон­тро­лю на рын­ке дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней. Фе­де­раль­ная служ­ба по кон­тро­лю – это со­всем не Агент­ство по под­держ­ке от­рас­ли, по­яв­ле­ние ко­то­ро­го хо­те­лось бы ви­деть юве­ли­рам. Опас­ность по­пасть под еще боль­ший кон­троль но­вой Фе­де­раль­ной служ­бы вско­лых­ну­ла от­рас­ле­вое биз­нес-со­об­ще­ство, за­няв­шее ак­тив­ную обо­ро­ну.

По сча­стью, Власть на са­мом вер­ху услы­ша­ла юве­ли­ров и дру­гих участ­ни­ки рын­ка дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней. Бы­ло при­ня­то ре­ше­ние функ­ции кон­тро­ля вер­нуть Про­бир­ной па­ла­те Рос­сии, не со­зда­вая осо­бой служ­бы. Од­на­ко са­мо по се­бе это ре­ше­ние не­об­хо­ди­мую нор­ма­тив­но-пра­во­вую ба­зу не со­зда­ло – ста­ла оче­вид­ной не­об­хо­ди­мость при­ня­тие но­вых по­пра­вок в за­ко­ны.

На ка­ком по­ли­ти­че­ском фо­не долж­ны воз­ни­кать эти но­вые нор­мы? В из­вест­ных май­ских Ука­зах 2012 го­да Пре­зи­дент Рос­сии обо­зна­чил те ша­ги, ко­то­рые долж­но сде­лать го­су­дар­ство, его ор­га­ны управ­ле­ния, что­бы биз­нес в Рос­сии по­лу­чил мощ­ный им­пульс раз­ви­тия. Ка­за­лось бы, те­перь все но­вые за­ко­но­про­ек­ты, по­па­да­ю­щие на рас­смот­ре­ние в Го­су­дар­ствен­ную Ду­му, долж­ны ис­хо­дить ис­клю­чи­тель­но из этих обо­зна­чен­ных це­лей, или как ми­ни­мум – их пол­но­вес­но учи­ты­вать. Т.е. те­перь каж­дый за­ко­но­про­ект дол­жен из­на­чаль­но быть про­пи­тан иде­я­ми обес­пе­че­ния пред­при­ни­ма­тель­ской сво­бо­ды, сни­же­ния ро­ли го­су­дар­ства в эко­но­ми­ке.
Но на прак­ти­ке все ока­за­лось не со­всем так, как быть долж­но. Ина­че не при­шлось бы Пре­зи­ден­ту год спу­стя из­да­вать Пору­че­ния по ис­пол­не­нию сво­их же Ука­зо­в… Де­ло в том, что все го­су­дар­ствен­ные ин­сти­ту­ты за по­след­ние два де­ся­ти­ле­тия укре­пи­лись, в том чис­ле - и в сво­ей са­мо­до­ста­точ­ной ро­ли. Го­су­дар­ствен­ные ин­сти­ту­ты, чем бы они ни за­ни­ма­лись, по су­ти сде­ла­ли се­бя участ­ни­ка­ми рын­ков, иг­ро­ка­ми на этих рын­ках, при­чем ча­сто – глав­ны­ми иг­ро­ка­ми. Иг­ро­ка­ми не про­сты­ми, а с осо­бы­ми при­ви­ле­ги­я­ми и с осо­бым ста­ту­сом. На­при­мер – с при­ви­ле­ги­ей от име­ни го­су­дар­ства кон­тро­ли­ро­вать всех осталь­ных иг­ро­ков дан­но­го рын­ка.
Так по­лу­чи­лось и в юве­лир­ной от­рас­ли. Не­ко­гда кон­троль­но-над­зор­ная струк­ту­ра Про­бир­ная па­ла­та Рос­сии ста­ла се­го­дня фак­ти­че­ски участ­ни­ком рын­ка с осо­бы­ми пра­ва­ми и при­ви­ле­ги­я­ми. Как и про­чие хо­зяй­ству­ю­щие субъ­ек­ты, Про­бир­ная па­ла­та Рос­сии сре­ди про­че­го за­ни­ма­ет­ся сво­ей соб­ствен­ной хо­зяй­ствен­но-про­из­вод­ствен­ной де­я­тель­но­стью – ока­зы­ва­ет всем осталь­ным услу­ги по опро­бо­ва­нию и клей­ме­нию юве­лир­ных из­де­лий. В со­от­вет­ствии с предо­став­лен­ной ей го­су­дар­ством при­ви­ле­ги­ей.

В но­вой па­ра­диг­ме Про­бир­ная па­ла­та Рос­сии – это уже не та не­по­во­рот­ли­вая струк­ту­ра, что бы­ла рань­ше. Нуж­но от­дать долж­ное, се­го­дня Про­бир­ная па­ла­та – это со­вре­мен­ное пред­при­я­тие, ру­ко­вод­ство ко­то­ро­го хо­ро­шо по­ни­ма­ет смысл PR ак­ций и во­об­ще – пуб­лич­но­сти. И уме­ет этим поль­зо­вать­ся. Что­бы в этом убе­дить­ся, до­ста­точ­но по­смот­реть но­вый ин­тер­нет-сайт Про­бир­ной па­ла­ты. Те­перь на всех юве­лир­ных фо­ру­мах от Про­бир­ной па­ла­ты вы­сту­па­ет не уста­лый зам ру­ко­во­ди­те­ля с де­жур­ной ре­чью, а це­лый де­сант изощ­рен­ных пи­ар­щи­ков.

У Про­бир­ной па­ла­ты сме­ни­лось со­дер­жа­ние, но не­из­мен­ны­ми оста­лись преж­ние ор­га­ни­за­ци­он­но-пра­во­вая фор­ма и де­ле­ги­ро­ван­ные го­су­дар­ством функ­ции. Т.е. Про­бир­ная па­ла­та – это, как и рань­ше, струк­ту­ра, ко­то­рой го­су­дар­ством по­ру­че­но ис­пол­нять кон­троль­но-над­зор­ные функ­ции на юве­лир­ном рын­ке и еди­но­лич­но ока­зы­вать участ­ни­кам рын­ка фак­ти­че­ски ком­мер­че­ские услу­ги по опро­бо­ва­нию и клей­ме­нию юве­лир­ных из­де­лий.

Од­на­ко Пред­се­да­тель Пра­ви­тель­ства Рос­сии Д.А.Мед­ве­дев в сво­ей ста­тье в га­зе­те «Ве­до­мо­сти» пи­шет о не­до­пу­сти­мо­сти при­ви­ле­гий и воз­вы­ше­ния ро­ли пред­при­я­тий с гос­соб­ствен­но­стью над част­ны­ми пред­при­я­ти­я­ми.

Дмит­рий Ана­то­лье­вич при­во­дит при­мер с си­ту­а­ци­ей в бан­ков­ском сек­то­ре, ко­гда пять фак­ти­че­ски гос­бан­ков «и­ме­ют оче­вид­ные пре­фе­рен­ции со сто­ро­ны го­су­дар­ства, в том чис­ле и го­су­дар­ствен­ных ком­па­ний, и поль­зу­ют­ся его прак­ти­че­ски не­ли­ми­ти­ро­ван­ной под­держ­кой. А по­чти ты­ся­ча бан­ков не име­ют воз­мож­но­сти пол­но­цен­но встро­ить­ся в си­сте­му го­су­дар­ствен­ной по­мо­щи». И при­зна­ет та­кое по­ло­же­ние ве­щей не­до­пу­сти­мым: «Это лишь один при­мер, ха­рак­те­ри­зу­ю­щий об­щую си­ту­а­цию с кон­ку­рен­ци­ей, со­от­но­ше­ние го­су­дар­ствен­но­го и част­но­го сек­то­ра. Та­ко­го нет ни в од­ной стра­не с про­дви­ну­той пра­во­вой и по­ли­ти­че­ской си­сте­мой. И от это­го по­ло­же­ния дел на­до из­бав­лять­ся, ес­ли мы рас­счи­ты­ва­ем стать кон­ку­рен­то­спо­соб­ной стра­ной с раз­ви­той эко­но­ми­кой».

Д.А.Мед­ве­дев пря­мо пи­шет: «На фо­не за­мед­лив­ше­го­ся эко­но­ми­че­ско­го ро­ста мы долж­ны до­бить­ся, что­бы го­су­дар­ство не за­ни­ма­ло не­оправ­дан­но мно­го ме­ста в эко­но­ми­ке. А гос­ап­па­рат не со­зда­вал из­лиш­них по­мех для пред­при­ни­ма­тель­ской де­я­тель­но­сти. Убеж­ден, что го­су­дар­ствен­ным ор­га­нам не­об­хо­ди­мо скон­цен­три­ро­вать­ся на вы­пол­не­нии сво­их ос­нов­ных функ­ций. На­ни­мать не­го­су­дар­ствен­ные ор­га­ни­за­ции для ис­пол­не­ния осталь­ных функ­ций или пол­но­стью ухо­дить из со­от­вет­ству­ю­щих сфер».

Ка­са­ясь юве­лир­ной от­рас­ли, сто­ит за­ме­тить, что пред­ста­ви­те­ли биз­не­са ни­ко­гда не пы­та­лись вы­да­вить го­су­дар­ство и его ин­сти­ту­ты с юве­лир­но­го рын­ка. На­про­тив, они от­ме­ча­ли, что все­гда бу­дет не­ма­ло тех, кто хо­чет иметь на сво­их из­де­ли­ях имен­но го­су­дар­ствен­ное клей­мо.
Юве­ли­ры хо­те­ли бы сов­мест­но с Про­бир­ной па­ла­той раз­ра­бо­тать та­кую нор­ма­тив­но-пра­во­вую ба­зу, ко­то­рая поз­во­ли­ла бы за­пу­стить по­яв­ле­ние и аль­тер­на­тив­ных, ком­мер­че­ских струк­тур, так­же ока­зы­ва­ю­щих услу­ги по опро­бо­ва­нию и клей­ме­нию юве­лир­ных из­де­лий. Пусть и под кон­тро­лем той же Про­бир­ной па­ла­ты. Тем бо­лее, что Ру­ко­во­ди­тель Про­бир­ной па­ла­ты А.В.Мар­кин на од­ном из со­ве­ща­ний за­ме­тил, что был бы го­тов об­суж­дать этот во­прос, ес­ли бы су­ще­ство­ва­ли со­от­вет­ству­ю­щие для это­го усло­ви­я…

Что ка­са­ет­ся дру­гой сфе­ры де­я­тель­но­сти Про­бир­ной па­ла­ты Рос­сии – осу­ществ­ле­ния кон­троль­ных функ­ций – то и здесь Дмит­рий Ана­то­лье­вич ви­дит не­об­хо­ди­мость ра­зум­но­го чув­ства ме­ры. Здесь же умест­но упо­мя­нуть и дру­го­го кон­тро­ле­ра от­рас­ли - Рос­фин­мо­ни­то­ринг. Дмит­рий Ана­то­лье­вич яр­ко и точ­но обо­зна­ча­ет суть от­но­ше­ния боль­шин­ства чи­нов­ни­ков к част­но­му пред­при­ни­ма­тель­ству: «А по­след­ние пре­сле­ду­ют ис­клю­чи­тель­но лич­ные ин­те­ре­сы, а по­то­му по­до­зри­тель­ны и долж­ны на­хо­дить­ся под жест­ким кон­тро­лем». Он упо­ми­на­ет про тя­гу чи­нов­ни­ков к «со­зда­нию из­лиш­них по­мех для пред­при­ни­ма­тель­ской де­я­тель­но­сти» - но это ведь и про не­нуж­ные или про­сто не­обя­за­тель­ные про­вер­ки и кон­троль. Но от­ме­ча­ет: «С­чи­таю, что за­щи­та част­ной соб­ствен­но­сти и кон­ку­рен­ции оста­ют­ся на­ши­ми без­услов­ны­ми по­ли­ти­че­ски­ми при­о­ри­те­та­ми».

Как Пред­се­да­тель Пра­ви­тель­ства, Д.А.Мед­ве­дев пре­крас­но ин­фор­ми­ро­ван и по­ни­ма­ет всю ре­аль­ную слож­ность ве­де­ния биз­не­са в Рос­сии. Он пи­шет: «Глав­ное пре­пят­ствие — ка­че­ство на­шей ре­гу­ля­тор­ной сре­ды. В бли­жай­шие ме­ся­цы за­вер­шим фор­ми­ро­ва­ние не­об­хо­ди­мой пра­во­вой ба­зы». И про не­про­стую си­ту­а­цию с кон­ку­рен­ци­ей с за­ру­беж­ны­ми стра­на­ми он то­же осве­дом­лен: «Им­порт лю­бой тех­но­ло­гии в Рос­сию до­ро­же, чем у на­ших кон­ку­рен­тов». И пред­ла­га­ет фак­ти­че­ски то же, что про­сит биз­нес в юве­лир­ной сфе­ре: об­ну­лить ввоз­ные по­шли­ны на обо­ру­до­ва­ние, ма­те­ри­а­лы. А во­все не уси­ли­вать кон­троль за биз­не­сом.

Оп­по­нен­ты биз­не­сме­нов ри­су­ют жут­кие кар­ти­ны воз­мож­но­го ха­о­са в от­рас­ли и бед по­тре­би­те­лей, ес­ли го­су­дар­ство хоть как-то осла­бит кон­троль на юве­лир­ном рын­ке. На по­доб­ные со­мне­ния чи­нов­ни­ков Дмит­рий Ана­то­лье­вич чет­ко от­ве­ча­ет в сво­ей ста­тье: «Фак­ти­че­ски мы на­хо­дим­ся на раз­вил­ке. Рос­сия мо­жет про­дол­жить очень мед­лен­ное дви­же­ние близ­ки­ми к ну­ле­вым тем­па­ми эко­но­ми­че­ско­го ро­ста. Или сде­лать се­рьез­ный шаг впе­ред. Вто­рой путь со­пря­жен с рис­ка­ми. Но сле­до­ва­ние пер­во­му сце­на­рию — с мни­мой воз­мож­но­стью со­хра­не­ния уже до­стиг­ну­то­го бла­го­по­лу­чия — еще опас­нее. Это пря­мая до­ро­га к его по­те­ре. До­ро­га в про­пасть».

Дмит­рий Ана­то­лье­вич при­зы­ва­ет «до­би­вать­ся под­держ­ки сво­их ини­ци­а­тив — и в об­ще­стве, и в рам­ках сти­му­ли­ру­ю­щих фе­де­раль­ных про­грамм». И де­ла­ет очень важ­ный ак­цент – «дей­ствуя вме­сте».

За­вер­шая свою ста­тью, Дмит­рий Ана­то­лье­вич за­ве­ря­ет от име­ни го­су­дар­ства: «Мы за­ин­те­ре­со­ва­ны в кон­струк­тив­ных об­ще­ствен­ных ини­ци­а­ти­вах. В хо­де со­гла­со­ва­ния боль­шин­ства ре­ше­ний про­во­дим кон­суль­та­ции с биз­не­сом и экс­пер­та­ми. Де­я­тель­ность ве­домств те­перь бо­лее до­ступ­на для об­ще­ствен­но­го кон­тро­ля. «От­кры­тое пра­ви­тель­ство» ста­ло фак­том на­шей жиз­ни. Этот фор­мат мы бу­дем раз­ви­вать».

Это и есть на­ша но­вая ре­аль­но­сть. В том чис­ле – и в юве­лир­ной сфе­ре.

[ Ювелирные Известия ]

  • 19 октября 2013 г.:

    Верните полномочия Палате

  • 19 октября 2013 г.:

    бред бред бред ДА нужно сделать малый шаг в данной отрасли не надо пытаться придумывать велосипед... дайте полномочия пробирной палате ... пока там остались специалисты умеющие думать рассуждать и принимать решения.... пока там нет "эффективных менеджоров" которые кроме как раскладывать пасьянс ничего не умеют

  • 20 октября 2013 г.:

    И полномочия вернут, и менеджеры останутся. Вот пасьянс-то будет!
    ...Жизнь, она, конечно, к лучшему меняется, но, отнюдь, не для всех.

  • 21 октября 2013 г.:

    Не буду говорить - верните полномочия Палате. Один черт - скоро на пенсию выгонят. Но скажу - контроль, осуществляемый знающим человеком и он же, но проводимый должностным лицом, не имеющим представления о понятиях "проба" и "карат", а иногда считающим палладий радиоактивным элементом - это две большие разницы. Думаю, многие уже в этом убедились.

  • Полезное

    Полезное

     

    Архив новостей

    2025 год

    январь февраль март апрель
    май июнь июль август
    сентябрь октябрь ноябрь декабрь

    Нас читают

    Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

    -->