Бриллианты вечны? А вот и нет...

Раздел: Общество
19 октября 2013 г.

К 2050 го­ду муж­чи­ны бу­дут про­сить ру­ки сво­их воз­люб­лен­ных с об­ру­чаль­ным коль­цом с цир­ко­ни­ем. И ес­ли вы со­жа­ле­е­те об ухо­де этих чи­стых и пре­крас­ных брил­ли­ан­тов, зна­чит, De Beers хо­ро­шо сде­лал свое де­ло.

Так, до 1930-х го­дов ни­кто не да­рил на сва­дьбу коль­цо с брил­ли­ан­та­ми. Бо­лее то­го, оно во­об­ще не счи­та­лось обя­за­тель­ным. И толь­ко в 1938 го­ду De Beers на­чал вби­вать в го­ло­вы лю­дей мысль об об­ру­чаль­ном коль­це с по­мо­щью чрез­вы­чай­но эф­фек­тив­ной мар­ке­тин­го­вой кам­па­нии. По­это­му тот же De Beers мо­жет сде­лать так, что­бы в 2050 го­ду по­след­ним пис­ком мо­ды ста­ли коль­ца с цир­ко­ни­ем.

Та­кая не­боль­шая иг­ра в во­об­ра­жа­е­мую эко­но­ми­ку поз­во­лит мне вве­сти од­ну чрез­вы­чай­но ин­три­гу­ю­щую осо­бен­ность брил­ли­ан­та, а имен­но от­сут­ствие пря­мой свя­зи меж­ду ним и ре­аль­ной эко­но­ми­кой. Де­ло в том, что сто­и­мость брил­ли­ан­та в зна­чи­тель­ной ме­ре свя­за­на с су­ще­ству­ю­щи­ми со­ци­аль­ны­ми усто­я­ми, к фор­ми­ро­ва­нию ко­то­рых при­ло­жил ру­ку De Beers.

Ра­зу­ме­ет­ся, ба­ланс спро­са и пред­ло­же­ния так­же иг­ра­ет за­мет­ную роль. По­сле то­го, как об­ру­чаль­ное коль­цо ста­ло не­отъ­ем­ле­мым эле­мен­том сва­дьбы во всех круп­ных ки­тай­ских го­ро­дах, це­ны ощу­ти­мо по­шли в гору. Как я уже от­ме­чал во вре­мя по­езд­ки в Ки­тай в 2012 го­ду, за­пад­ные юве­лир­ные до­ма пу­сти­ли глу­бо­кие кор­ни в Под­не­бес­ной.

Тем не ме­нее, с уче­том его об­ще­ствен­ной зна­чи­мо­сти ры­нок брил­ли­ан­тов не от­ли­ча­ет­ся осо­бой устой­чи­во­стью. Призрач­ный об­раз это­го ма­лень­ко­го сгуст­ка уг­ле­ро­да мо­жет стать при­чи­ной фор­ми­ро­ва­ния на­сто­я­ще­го спе­ку­ля­тив­но­го пу­зы­ря или не­объ­яс­ни­мой тос­ки у про­стых смерт­ных. Сей­час, ко­гда круп­ней­ший в ми­ре про­из­во­ди­тель ал­ма­зов «Алро­са» от­кры­ва­ет свой ка­пи­тал, при­шло вре­мя рас­смот­реть воз­мож­но­сти для ин­ве­сти­ций на этом до­ро­гом, но опас­ном рын­ке.

Спрос в раз­ви­ва­ю­щих­ся стра­нах идет в гору

В De Beers, без со­мне­ния, ра­бо­та­ют пре­крас­ные мар­ке­то­ло­ги, по­то­му что про­да­жи брил­ли­ан­тов в Ки­тае де­мон­стри­ру­ют по­ис­ти­не взры­во­об­раз­ный рост с 2008 го­да. «Чис­ло жи­ву­щих в го­ро­дах же­на­тых пар, ко­то­рые ку­пи­ли на сва­дьбу об­ру­чаль­ное коль­цо, уве­ли­чи­лось до 50% с ме­нее чем 1%», — рас­ска­зал Les Echos Пол Зи­мин­ски (Paul Zimnisky), ко­то­рый за­ни­ма­ет­ся тор­гу­е­мы­ми на бир­же фон­да­ми в ин­ду­стрии брил­ли­ан­тов и дра­го­цен­ных кам­ней.

Как от­ме­ча­ют в бан­ке BMO Capital Markets, в ре­зуль­та­те це­ны бу­дут рас­ти при­мер­но на 6% в год до 2020 го­да. Тем бо­лее что за по­след­ние де­сять лет в ми­ре не по­яви­лось ни од­но­го круп­но­го про­ек­та по до­бы­че ал­ма­зов. То есть, на пер­вый взгляд все про­ще не при­ду­ма­ешь: что­бы раз­бо­га­теть, до­ста­точ­но лишь за­ку­пать­ся брил­ли­ан­та­ми и спря­тать их под мат­рац. Как бы то ни бы­ло, ес­ли вы хо­ти­те по­лу­чить при­быль от ро­ста это­го рын­ка, огра­ни­чив­шись лишь по­куп­кой дра­го­цен­ных кам­ней, то тем са­мым се­рьез­но рис­ку­е­те.

Ал­маз­ное ис­кус­ство

Брил­ли­ант по­хож ско­рее на про­из­ве­де­ние ис­кус­ства, чем на зо­ло­той сли­ток. Сей­час я все вам объ­яс­ню. Возь­ми­те ки­ло­грам­мо­вый сли­ток зо­ло­та. Раз­режь­те его на ку­соч­ки по ун­ции и по­лу­чи­те 32 ма­лень­ких слит­ка. При це­не в 1 310 дол­ла­ров за ун­цию у вас на ру­ках ка­пи­тал в 42 000 дол­ла­ров. Вы мо­же­те ре­зать зо­ло­то, пла­вить его, де­лать из не­го укра­ше­ния... В лю­бом слу­чае оно со­хра­нит за со­бой ры­ноч­ную сто­и­мо­сть, ко­то­рая жест­ко при­вя­за­на к ве­су.

С брил­ли­ан­та­ми все об­сто­ит со­вер­шен­но ина­че. Из­бав­лю вас от рас­суж­де­ний о сен­ти­мен­таль­ной цен­но­сти об­ру­чаль­но­го коль­ца с брил­ли­ан­том, что, тем не ме­нее, не от­ме­ня­ет его глав­ной осо­бен­но­сти: цен­ность брил­ли­ан­та свя­за­на в первую оче­редь с его ред­ко­стью и со­ци­аль­ной зна­чи­мо­стью. Та­ким об­ра­зом, пе­ре­про­дать брил­ли­ант вам бу­дет очень не­про­сто.

Как пи­сал еще в 1982 го­ду Эд­вард Эп­ш­тейн (Edward Epstein), «роз­нич­ные юве­лир­ные тор­гов­цы, в част­но­сти пре­стиж­ные ма­га­зи­ны с Пя­той аве­ню, пред­по­чи­та­ют не по­ку­пать брил­ли­ан­ты у кли­ен­тов, по­то­му что пред­ло­жен­ная це­на бу­дет на по­ря­док ни­же. Рост цен на брил­ли­ан­ты [при пе­ре­хо­де с оп­та к роз­ни­це] мо­жет до­сти­гать 100% или да­же 200% в за­ви­си­мо­сти от по­ли­ти­ки ма­га­зи­на. И ес­ли он бу­дет по­ку­пать брил­ли­ан­ты у кли­ен­тов, то дол­жен бу­дет пред­ло­жить им опто­вые це­ны».

То­му су­ще­ству­ет це­лый ряд объ­яс­не­ний. Во-пер­вых, ма­га­зи­ны не хо­тят на­но­сить хоть ка­кой-то ущерб рас­про­стра­нен­ной идее о том, что «брил­ли­ан­ты толь­ко до­ро­жа­ют». Кро­ме то­го, каж­дый брил­ли­ант по-сво­е­му уни­ка­лен. Его це­на бу­дет за­ви­сеть от кро­шеч­ных де­фек­тов в огран­ке и цве­та кам­ня. Та­ким об­ра­зом, од­но вре­мя в мо­де мо­гут быть жел­тые брил­ли­ан­ты, од­на­ко по­том их с лег­ко­стью мо­гут вы­тес­нить ро­зо­вые «со­бра­тья» толь­ко по­то­му, что Скар­летт Йо­ханс­сон но­си­ла та­кие на це­ре­мо­нии вру­че­ния «Оска­ров». Не за­бы­вай­те, мо­да вы­хо­дит из мо­ды, как го­во­ри­ла Ко­ко Ша­нель.

Не­эф­фек­тив­ное ору­жие про­тив ин­фля­ции

То есть, вы ви­ди­те огром­ные от­ли­чия брил­ли­ан­та от зо­ло­та, се­реб­ра или дру­гих дра­го­цен­ных ме­тал­лов. Как бы то ни бы­ло, это не ме­ша­ет не­ко­то­рым про­из­во­ди­те­лям про­дол­жать ак­тив­ное про­дви­же­ние пря­мой по­куп­ки этих кам­ней. По мне­нию гла­вы Stornoway Diamond Мэт­та Мэн­со­на (Matt Manson), от 15% до 20% лю­дей при­об­ре­та­ют брил­ли­ан­ты для за­щи­ты от ин­фля­ции.

В этом го­ду вы­шло сра­зу не­сколь­ко ста­тей, ко­то­рые при­зы­ва­ют лю­дей к осто­рож­но­сти... При­чем в до­воль­но-та­ки силь­ных фор­му­ли­ров­ках. Так, в мар­те это­го го­да нис­про­вер­га­ю­щий эко­но­ми­че­ские тра­ди­ции жур­на­лист Ро­хин Дхар (Rohin Dhar) пи­сал о том, что «брил­ли­ан­ты се­го­дня от­нюдь не яв­ля­ют­ся ред­ко­стью, пред­став­ля­ют со­бой ужас­ное ка­пи­та­ло­вло­же­ние и це­нят­ся ско­рее как сим­вол не­ко­е­го ста­ту­са. Ко­ро­че го­во­ря, брил­ли­ан­ты — пол­ное гов­но».

Нель­зя от­ри­цать, что за по­след­ние го­ды це­ны се­рьез­но по­шли вверх. Це­на кам­ня в три ка­ра­та уве­ли­чи­лась на 145% с 2008 го­да, а кам­ня в пять ка­рат — на 174% с 1999 го­да, на­по­ми­на­ет Мэтт Мэн­сон. Од­на­ко и здесь си­ту­а­ция во мно­гом опре­де­ля­ет­ся мо­дой. В част­но­сти это от­но­сит­ся к на­хо­див­шим­ся на вол­не по­пу­ляр­но­сти жел­тым брил­ли­ан­там: за пе­ри­од с 2001 го­да по 2011 год жел­тые брил­ли­ан­ты в пять ка­рат воз­рос­ли в це­не на 180%.

Кро­ме то­го, ес­ли учесть раз­ни­цу меж­ду це­на­ми в опте и роз­ни­це, все, кто ку­пил брил­ли­ан­ты в три ка­ра­та в 2008 го­ду, се­го­дня до сих пор оста­лись бы в ми­ну­се при по­пыт­ке пе­ре­про­дать ка­мень.

Фло­ран Дет­руа, жур­на­ли­ст, спе­ци­а­лист по сы­рью и раз­ви­ва­ю­щим­ся стра­нам.

[ inosmi.ru ]

  • 21 октября 2013 г.:

    За сколько времени прекрасная статья. Только люди к сожалению страдают инерционностью сознания и полным отсутствием исторической памяти. Запомнить какой палкой они разбивали орех пол часа назад еще могут а факт, что в жесточайшие кризисы "ценности" не стоят и медного гроша забывают.

  • 21 октября 2013 г.:

    Перевод хромает. Не цирконий, а фианит. Цирконий - это металл, циркон - это редкий натуральный камень, а вот то что иностранцы называют Cubic Zirconia - это созданный советскими учёными фианит.

    И статья касается в первую очередь рынка США, потому что именно там Де Бирс талантливо создали традицию (традицию!) использовать бриллианты в помолвочных кольцах. Но так как американцы испытывают заметное сокращение доходов, то отсюда и статьи о том, дальше будет больше синтетики, потому что уже сейчас её доля в США растёт. К счастью, в России и Китае дела с экономикой получше, у нас рынок не сокращается.

    Но вот в той части статьи, которая говорит о том, что покупка бриллиантов это сомнительная инвестиция - всё верно. Купить легко, рыночная цена розничная за годы увеличится, но вот продать, если Вы не участник рынка, то уже сложно и как верно сказано, вполне может быть ситуация: "ес­ли учесть раз­ни­цу меж­ду це­на­ми в опте и роз­ни­це, все, кто ку­пил брил­ли­ан­ты в три ка­ра­та в 2008 го­ду, се­го­дня до сих пор оста­лись бы в ми­ну­се при по­пыт­ке пе­ре­про­дать ка­мень."

  • 21 октября 2013 г.:

    Совсем не согласна. все зависит от рынка. Я работаю в Париже в ювелирной отрасли и здесь нет проблемы продать бриллиант. Если речь идет о хорошем камне, от 1 до 2 карат и хорошего качества. У меня многие клиенты продают камни со своих "бывших" обручальных колец. И все остаются в выигрыше.
    Согласна с замечанием по поводу перевода статьи.

  • 21 октября 2013 г.:

    Предположу, что инвестиции - это инструмент роста собственного капитала в том его периоде, когда он (собственный капитал), во-первых, есть, а во вторых уровень интеллектуального и культурного развития инвестора требует чего-то большего, чем машина, телевизор и две квартиры. Скажите, а во что еще вкладывать, как не в искусство, чтобы получать от этого еще и эстетическое удовольствие? Бриллианты, не обязательно в украшениях, все же могут претендовать на роль произведения искусства, конечно крупных рассевов.
    Ну и, конечно, автор статьи как и многие забыли про риск внезапной смены места жительства, связанного, например, с революцией или бракоразводом, когда любой иной предмет инвестиций придется либо оставить, либо поделить. Бриллианты, пусть и с меньшей долей рентабельности, но самый мобильный инструмент инвестиций.
    Да и дарить их, обладать ими придумали не DeBeers в 30-х, а мода на "синтетику" (мех, ткани...) как-то не прижилась)

  • Полезное

    Полезное

     

    Архив новостей

    2025 год

    январь февраль март апрель
    май июнь июль август
    сентябрь октябрь ноябрь декабрь

    Нас читают

    Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

    -->