Ювелирный дом Pandora успешно пожертвовал люксом ради масс-маркета

Раздел: Бренды
11 сентября 2013 г.

Дат­ский юве­лир­ный дом Pandora про­де­лал ра­бо­ту над ошиб­ка­ми. По­сле успеш­но­го IPO в 2010 го­ду ком­па­ния под­ня­ла це­ны на из­де­лия, устре­мив­шись в люк­со­вый сег­мент, но уже че­рез год по­те­ря­ла бо­лее че­ты­рех пя­тых сто­и­мо­сти. В 2012 го­ду Pandora сни­зи­ла це­ны и ста­ла за­ко­но­да­те­лем мо­ды на ско­рость в сек­то­ре. Кли­ен­ты вер­ну­лись, а ин­ве­сто­ры обес­пе­чи­ли с на­ча­ла го­да рост ко­ти­ро­вок ак­ций тре­тье­го юве­лир­но­го до­ма на 76%.

Ком­па­ния Pandora бы­ла ос­но­ва­на в 1982 го­ду се­мьей юве­ли­ров Эне­вольд­сен, ко­то­рые от­кры­ли в Ко­пен­га­ге­не не­боль­шой бу­тик. Они за­ку­па­лись де­ше­вым сы­рьем в Та­и­лан­де, ку­да поз­же пе­ре­нес­ли про­из­вод­ство. Де­ла у ком­па­нии шли не­пло­хо, но на­сто­я­щий про­рыв про­изо­шел в 2000 го­ду, ко­гда ее вла­дель­цы при­ду­ма­ли кон­цеп­цию брас­ле­тов «со­бе­ри сам». На стан­дарт­ный брас­лет жен­щи­на мог­ла по­ве­сить на свой вы­бор раз­лич­ные под­вес­ки-шар­мы, услов­но при­уро­чен­ные к ка­ко­му-то со­бы­тию. Идея пер­со­на­ли­зи­ро­ван­ных укра­ше­ний при­шлась по­ку­па­тель­ни­цам по вку­су (сей­час на них при­хо­дит­ся 80% про­даж ком­па­нии). «Я ду­ма­ла, что оста­нов­люсь, ку­пив один брас­лет. Но те­перь у ме­ня их на­мно­го боль­ше», — ци­ти­ру­ет Bloomberg ав­то­ра бло­га юве­лир­ных укра­ше­ний Charms Addict Линн Ву.

На фо­не успе­ха в 2008 го­ду дат­ский private equity фонд Axcel, ко­то­рый спе­ци­а­ли­зи­ро­вал­ся во вло­же­ни­ях в мест­ные юве­лир­ные ком­па­нии и про­из­во­ди­те­лей фар­фо­ра, вы­ку­пил 60% ак­ций ком­па­нии. В ок­тяб­ре 2010 го­да Pandora про­ве­ла IPO на бир­же в Ко­пен­га­ге­не, вы­ру­чив 2,1 млрд долл. (чет­вер­тое по ве­ли­чи­не раз­ме­ще­ние в Ев­ро­пе в тот год). В пер­вый день тор­гов ак­ции по­до­ро­жа­ли на 25%. Од­на­ко сказ­ка обер­ну­лась кош­ма­ром. В ав­гу­сте 2011 го­да ком­па­ния не­ожи­дан­но пре­ду­пре­ди­ла, что ро­ста вы­руч­ки по ито­гам го­да не бу­дет, хо­тя еще вес­ной про­гно­зи­ро­ва­ла уве­ли­че­ние про­даж на 30%. Pandora при­зна­ла, что до­пу­сти­ла ошиб­ку в стра­те­гии — пы­та­ясь спра­вить­ся с ро­стом рас­хо­дов на зо­ло­то и се­ребро, она под­ня­ла це­ны на из­де­лия на 60%, чем от­пуг­ну­ла по­ку­па­те­лей. «Бан­ки, мо­жет, и ре­кла­ми­ро­ва­ли во вре­мя IPO, что Pandora — это сле­ду­ю­щая Tiffany. Но на де­ле это не так», — ци­ти­ру­ет The Financial Times ана­ли­ти­ка Aktieinfo Лау Свенссе­на. Че­ты­ре пя­тых кли­ен­тов Pandora — это жен­щи­ны сред­не­го до­стат­ка, ко­то­рые по­ку­па­ют оче­ред­ное из­де­лие, про­сто ко­гда хо­тят по­ба­ло­вать се­бя. До­ро­гие же люк­со­вые укра­ше­ния по­ку­па­ют в ос­нов­ном муж­чи­ны в ка­че­стве по­дар­ка. Кро­ме то­го, ри­тей­ле­ры об­ви­ни­ли Pandora в том, что та не справ­ля­ет­ся с по­став­ка­ми са­мых по­пу­ляр­ных ли­не­ек. По ито­гам 2011 го­да про­да­жи Pandora упа­ли на 0,1%, ак­ции рух­ну­ли на 84%.

В 2012 го­ду Pandora из­ме­ни­ла стра­те­гию. Це­ны на из­де­лия бы­ли сни­же­ны, и сей­час са­мая де­ше­вая под­вес­ка-шарм на брас­лет обой­дет­ся в рос­сий­ском ма­га­зи­не в 1350 руб. (са­мая до­ро­гая — 18 900 руб.). Кро­ме то­го, Pandora ре­ши­ла взять на во­ору­же­ние ос­нов­ной прин­цип успеш­ных ги­ган­тов масс-мар­ке­та Zara и H&M — ско­ро­сть. Вме­сто двух боль­ших кол­лек­ций Pandora ста­ла вы­пус­кать семь не­боль­ших кол­лек­ций в год. Ча­стые об­нов­ле­ния ли­не­ек уве­ли­чи­ва­ют сред­ний чек по­ку­па­те­ля мар­ки за год: лю­ди ча­ще за­хо­дят в ма­га­зи­ны, ес­ли зна­ют, что ту­да сно­ва за­вез­ли что-то но­вень­кое. А что­бы улуч­шить от­но­ше­ния с ри­тей­ле­ра­ми, Pandora по­шла на бес­пре­це­дент­ный шаг — бес­плат­но за­ме­ни­ла за­ле­жав­ши­е­ся из­де­лия сто­и­мо­стью по­чти 110 млн долл. на бест­сел­ле­ры.

В ито­ге за пер­вые шесть ме­ся­цев это­го го­да про­да­жи Pandora вы­рос­ли на 47%. Ком­па­ния про­гно­зи­ру­ет, что вы­руч­ка за год со­ста­вит ре­корд­ные 1,4 млрд долл. (1,18 млрд долл. в 2012 го­ду). Ана­ли­ти­ки де­ла­ют еще бо­лее сме­лые про­гно­зы — 1,46 млрд долл. Ак­ции ком­па­нии по­до­ро­жа­ли с на­ча­ла го­да на 76%, до 219 крон (38,9 долл.), и сей­час тор­гу­ют­ся на 4,3% вы­ше по срав­не­нию с це­ной раз­ме­ще­ния. В этом го­ду ком­па­ния от­кро­ет 175 но­вых ма­га­зи­нов — та­ким об­ра­зом, сеть бу­дет на­счи­ты­вать бо­лее ты­ся­чи то­чек про­даж по все­му ми­ру. Кро­ме то­го, Pandora с про­шло­го го­да раз­ви­ва­ет ин­тер­нет-тор­гов­лю — сей­час ее из­де­лия мож­но при­об­ре­сти он­лайн в Ве­ли­ко­бри­та­нии, Гер­ма­нии и Ав­стрии. С уче­том то­го что 80% про­даж ком­па­нии ге­не­ри­ру­ют под­вес­ки-шар­мы, ин­тер­нет-пло­щад­ка яв­ля­ет­ся ло­гич­ным вы­бо­ром — из­де­лия про­из­во­дят­ся в од­ном раз­ме­ре, что ав­то­ма­ти­че­ски сни­жа­ет воз­мож­ное чис­ло воз­вра­тов.

[ rbcdaily.ru ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->