Экспертное сообщество обсудило вопросы защиты прав потребителей, производителей и государства

Раздел: Ювелиры и компании
29 сентября 2013 г.

В на­ча­ле ме­ро­при­я­тия с до­кла­дом вы­сту­пил пер­вый за­ме­сти­тель ру­ко­во­ди­те­ля ФКУ «Про­бир­ная па­ла­та Рос­сии» В.П. Обре­зумо­в. В ис­то­ри­че­ской справ­ке о де­я­тель­но­сти Па­ла­ты он рас­ска­зал о раз­ви­тии си­сте­мы про­бир­но­го над­зо­ра в Рос­сии, ко­то­рая бе­рет на­ча­ло с XVII ве­ка.

При­ми­тив­ное опро­бо­ва­ние зо­ло­та и се­реб­ра ог­нен­ным спо­со­бом бы­ло из­вест­но и в до­пет­ров­ской Ру­си – им ак­тив­но поль­зо­ва­лись куп­цы и зо­ло­тых и се­реб­ря­ных дел ма­сте­ра. Пер­вое рос­сий­ское (мос­ков­ское) клей­мо – дву­гла­вый орел, со­про­вож­да­ю­щий­ся да­той - от­но­сит­ся к 1651-1652 го­дам. Ре­фор­мы Пет­ра Ве­ли­ко­го кос­ну­лись и дра­го­цен­ных ме­тал­лов. Указ 1700 го­да по­ло­жил на­ча­ло клей­ме­ния из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов. «По мне­нию Меж­ду­на­род­но­го ин­сти­ту­та клей­ме­ния (Hallmark Research Institute), дан­ный указ и по­сле­ду­ю­щие нор­ма­тив­но-пра­во­вые ак­ты XVIII-XX ве­ков по­ло­жи­ли на­ча­ло и обес­пе­чи­ли раз­ви­тие од­ной из са­мых со­вер­шен­ных си­стем клей­ме­ния в ми­ре», - до­ба­вил В.П. Обре­зумов.

Эво­лю­ция фор­мы и со­дер­жа­ния клей­ма про­бир­но­го над­зо­ра про­дол­жа­лась от го­да к го­ду. С се­ре­ди­ны XIX ве­ка из­вест­ным юве­ли­рам и зо­ло­тым дел ма­сте­рам Дво­ра Его Им­пе­ра­тор­ско­го Ве­ли­че­ства бы­ла ока­за­на честь про­став­лять на из­го­тов­лен­ных ими из­де­ли­ях го­су­дар­ствен­ный герб – Га­ран­тий­ное клей­мо Рос­сий­ской им­пе­рии. Та­ким пра­вом об­ла­да­ли лишь из­бран­ные ма­сте­ра: Иван Губ­кин, Ми­ха­ил и Гав­ри­ил Гра­че­вы, Па­вел Са­зи­ков и Карл Фа­бер­же - это не­пол­ный пе­ре­чень ве­ли­ких ма­сте­ров, на из­де­ли­ях ко­то­рых мож­но ви­деть им­пе­ра­тор­ско­го дву­гла­во­го ор­ла. Меж­ду тем, на­ли­чие да­же им­пе­ра­тор­ско­го гер­ба не осво­бож­да­ло от обя­зан­но­сти про­ста­нов­ки клей­ма про­бир­но­го над­зо­ра.

Ны­не ис­поль­зу­е­мый от­тиск го­су­дар­ствен­но­го про­бир­но­го клей­ма в ви­де жен­ской го­ло­вы в ко­кош­ни­ке – яр­кое сви­де­тель­ство пре­ем­ствен­но­сти по­ко­ле­ний – впер­вые та­кой от­тиск по­явил­ся в 1898 го­ду. Пе­ри­од со­вет­ской вла­сти при­нес из­ме­не­ния сим­во­ли­ки и в юве­лир­ный сек­тор: в 1927 го­ду на сме­ну изоб­ра­же­нию жен­ской го­ло­вы в ко­кош­ни­ке при­хо­дит изоб­ра­же­ние го­ло­вы ра­бо­че­го с мо­ло­том, а с 1958 по 1994 год ис­поль­зо­вал­ся от­тиск сер­па и мо­ло­та, впи­сан­ных в пя­ти­ко­неч­ную звез­ду. В со­вре­мен­ной Рос­сии, от­да­вая дань тра­ди­ци­ям, в 1994 го­ду вер­ну­лись к изоб­ра­же­нию го­ло­вы жен­щи­ны в ко­кош­ни­ке. Сле­ду­ет от­ме­тить, с те­че­ни­ем вре­ме­ни ме­ня­лось не толь­ко клей­мо, но и рам­ки про­бир­ных клейм.

«Роль го­су­дар­ства в фор­ми­ро­ва­нии рын­ка дра­го­цен­ных ме­тал­лов за про­шед­шие ве­ка, - от­ме­тил до­клад­чик, - не­сколь­ко раз кар­ди­наль­но ме­ня­лась». XVIII век и на­ча­ло XIX ве­ка ха­рак­те­ри­зо­ва­лись на­ли­чи­ем го­су­дар­ствен­ной мо­но­по­лии на обо­рот дра­го­цен­ных ме­тал­лов. В на­ча­ле XIX ве­ка го­су­дар­ство раз­ре­ши­ло част­ные при­ис­ки и до­бы­чу дра­го­цен­но­го ме­тал­ла с обя­за­тель­ной сда­чей ме­тал­ла в Каз­ну, при этом со­хра­ня­лась го­су­дар­ствен­ная мо­но­по­лия на куп­лю-про­да­жу дра­го­цен­ных ме­тал­лов. К кон­цу XIX ве­ка, вме­сте с эко­но­ми­че­ски­ми ре­фор­ма­ми и пре­об­ра­зо­ва­ни­я­ми, был взят курс на уста­нов­ле­ние част­ной зо­ло­то­про­мыш­лен­но­сти и зо­ло­то­го мо­но­ме­тал­лиз­ма, раз­ре­ше­но сво­бод­ное об­ра­ще­ние зо­ло­та и пла­ти­ны.

Пла­но­вая со­вет­ская эко­но­ми­ка, на­чав­ша­я­ся с все­объ­ем­лю­щей го­су­дар­ствен­ной мо­но­по­лии, про­дол­жил В.П. Обре­зумов, вы­ра­зи­лась в рез­ком уси­ле­нии ро­ли го­су­дар­ства. В пе­ри­од с 1917 по 1921 год про­ис­хо­дит экс­про­при­а­ция Зо­ло­то­го за­па­са Рос­сий­ской им­пе­рии, зо­ло­та церк­ви и част­ных лиц, уста­нав­ли­ва­ет­ся мо­но­поль­ное пра­во го­су­дар­ства на раз­ра­бот­ку, до­бы­чу и обо­рот дра­го­цен­ных ме­тал­лов. Но­вая эко­но­ми­че­ская по­ли­ти­ка, объ­яв­лен­ная с це­лью вос­ста­нов­ле­ния эко­но­ми­ки и, по боль­шо­му сче­ту, спа­се­ния стра­ны, осла­би­ла роль го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля. С 1922 го­да бы­ла от­ме­не­на при­ну­ди­тель­ная сда­ча дра­го­цен­ных ме­тал­лов го­су­дар­ству, раз­ре­ше­ны сво­бод­ное об­ра­ще­ние, част­ная и ко­опе­ра­тив­ная до­бы­ча, бир­же­вая тор­гов­ля дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми. Мас­штаб­ная ин­ду­стри­а­ли­за­ция и по­сте­пен­ный пе­ре­вод эко­но­ми­ки на во­ен­ные рель­сы в 1937 го­ду вер­нул аб­со­лют­ную го­су­дар­ствен­ную мо­но­по­лию на раз­вед­ку, до­бы­чу, аф­фи­ни­ро­ва­ние и об­ра­ще­ние дра­го­цен­ных ме­тал­лов. До­ступ к обо­ро­ту был жест­ко ре­гла­мен­ти­ро­ван и огра­ни­чен, а обо­рот дра­го­цен­ных ме­тал­лов граж­да­нам и пред­при­я­ти­ям за­пре­щен в лю­бой фор­ме, кро­ме юве­лир­ной. Сдел­ки с ме­тал­лом осу­ществ­ля­лись ис­клю­чи­тель­но че­рез Гос­банк СССР и Вне­ш­торг­банк и жест­ко кон­тро­ли­ро­ва­лись го­су­дар­ством. По­доб­ная по­ли­ти­ка про­во­ди­лась вплоть до кон­ца 80х го­дов XX ве­ка. С раз­ва­лом Со­вет­ско­го Со­ю­за и скач­ко­об­раз­ным пе­ре­хо­дом к ры­ноч­ной эко­но­ми­ке в на­ча­ле 1990х го­дов был взят курс на част­ную до­бы­чу и пе­ре­ра­бот­ку дра­го­цен­ных ме­тал­лов, про­ис­хо­дит уси­ле­ние кон­тро­ля за обо­ро­том при со­хра­не­нии мо­но­по­лии го­су­дар­ства на куп­лю-про­да­жу и внеш­не­тор­го­вые опе­ра­ции с дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми. Про­ис­хо­дит за­креп­ле­ние пра­ва соб­ствен­но­сти лиц, за­ни­ма­ю­щих­ся до­бы­чей, уре­гу­ли­ро­ва­ние по­ряд­ка со­вер­ше­ния опе­ра­ций с дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми, вве­де­ние в пра­во­вой и де­ло­вой обо­рот по­ня­тия рын­ка дра­го­цен­ных ме­тал­лов.

С кон­ца 1990х го­дов в Рос­сии про­ис­хо­дит по­сте­пен­ное раз­ви­тие и со­вер­шен­ство­ва­ние усло­вий функ­ци­о­ни­ро­ва­ния рын­ка в со­от­вет­ствии с на­коп­лен­ной прак­ти­кой ра­бо­ты и ми­ро­вым опы­том. «Ра­бо­та про­дол­жа­ет­ся и по на­сто­я­щее вре­мя», - под­черк­нул В.П. Обре­зумов.

Не­об­хо­ди­мо так­же от­ме­тить, что при се­рьез­ней­ших из­ме­не­ни­ях, ко­то­рые про­ис­хо­ди­ли с рын­ком дра­го­цен­ных ме­тал­лов в Рос­сии, на­чи­ная с XVII ве­ка, не­из­мен­ным оста­ва­лось од­но, - го­су­дар­ствен­ная мо­но­по­лия на осу­ществ­ле­ние про­бир­но­го над­зо­ра. Так бы­ло все­гда, за ис­клю­че­ни­ем пе­ри­о­дов же­сто­чай­ших по­тря­се­ний в ис­то­рии на­шей стра­ны, пе­ри­о­дов ре­во­лю­ций и граж­дан­ской вой­ны.

Го­во­ря о ре­а­ли­за­ции функ­ции го­су­дар­ствен­но­го про­бир­но­го над­зо­ра на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, до­клад­чик со­об­щил, что в на­сто­я­щее вре­мя дан­ная функ­ция осу­ществ­ля­ет­ся 17 го­су­дар­ствен­ны­ми ин­спек­ци­я­ми про­бир­но­го над­зо­ра и 12 участ­ка­ми (струк­тур­ны­ми фи­ли­а­ла­ми го­су­дар­ствен­ных ин­спек­ций про­бир­но­го над­зо­ра), ко­то­рые тер­ри­то­ри­аль­но рас­по­ло­же­ны наи­бо­лее близ­ко к про­из­во­ди­те­лям.

В хо­де ре­а­ли­за­ции сво­их функ­ций ин­спек­ции про­из­во­дят опро­бо­ва­ние и клей­ме­ние юве­лир­ных из­де­лий. По­ста­нов­ле­ни­ем Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции от 18 июня 1999 го­да № 643 «О по­ряд­ке опро­бо­ва­ния и клей­ме­ния из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов» для юве­лир­ных и иных бы­то­вых из­де­лии из дра­го­цен­ных ме­тал­лов уста­нов­ле­но 17 проб: по 6 для зо­ло­та и се­ребра, 3 для пла­ти­ны и 2 для пал­ла­дия. «Сре­ди 16 ев­ро­пей­ских стран с обя­за­тель­ной си­сте­мой клей­ме­ния, - на­пом­нил В.П. Обре­зумов, - по ко­ли­че­ству проб Рос­сия за­ни­ма­ет вто­рое ме­сто, усту­пая лишь Лат­вии, в ко­то­рой уста­нов­ле­но 20 проб. Ана­лиз си­ту­а­ции с офи­ци­аль­ны­ми про­ба­ми по­ка­зы­ва­ет, что по но­мен­кла­ту­ре проб для юве­лир­ных спла­вов Рос­сия до­стой­но кон­ку­ри­ру­ет с ев­ро­пей­ски­ми стра­на­ми. Од­на­ко сле­ду­ет от­ме­тить, что для спла­вов на ос­но­ве пла­ти­ны и спла­вов на ос­но­ве пал­ла­дия, ко­ли­че­ство офи­ци­аль­но уста­нов­лен­ных проб в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции от­но­си­тель­но не­ве­ли­ко. В на­шей стра­не дей­ству­ет на­ци­о­наль­ный стан­дарт Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции – ГОСТ 53197-2008, ко­то­рый пол­но­стью со­от­вет­ству­ет меж­ду­на­род­но­му стан­дар­ту ISO 9202 «Юве­лир­ные из­де­лия. Про­бы спла­вов на ос­но­ве дра­го­цен­ных ме­тал­лов». Офи­ци­аль­ные про­бы, уста­нов­лен­ные по­ста­нов­ле­ни­ем Пра­ви­тель­ства, со­от­вет­ству­ют прак­ти­че­ски всем про­бам для зо­ло­тых и се­реб­ря­ных спла­вов, а для спла­вов на ос­но­ве пла­ти­ны и на ос­но­ве пал­ла­дия в ци­ти­ру­е­мом ГОСТе есть до­пол­ни­тель­ные про­бы. По­это­му ес­ли воз­ник­нет во­прос о не­об­хо­ди­мо­сти рас­ши­ре­ния ко­ли­че­ства офи­ци­аль­но дей­ству­ю­щих проб, то этот ГОСТ мо­жет стать от­прав­ной точ­кой для ини­ци­и­ро­ва­ния со­от­вет­ству­ю­щих из­ме­не­ний».

С на­ча­ла 2000х го­дов, объ­ем ра­бо­ты у го­су­дар­ствен­ных ин­спек­ций про­бир­но­го над­зо­ра не­уклон­но рос. Ес­ли в 2000 го­ду бы­ло опро­бо­ва­но и за­клей­ме­но чуть бо­лее 17 млн. из­де­лий, то в 2012 го­ду их чис­ло до­стиг­ло по­чти 89,5 млн об­щей мас­сой 285,2 тон­ны, при­чем бо­лее 90% из них про­из­ве­де­но на ев­ро­пей­ской ча­сти Рос­сии, где при­знан­ным ли­де­ром яв­ля­ет­ся Ко­стром­ской ре­ги­он (40% от об­ще­го все­рос­сий­ско­го объ­е­ма про­из­вод­ства). В об­щем объ­е­ме из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов на до­лю элек­тро­ис­кро­во­го спо­со­ба клей­ме­ния при­хо­дит­ся око­ло 4%, ла­зер­но­го ме­то­да клей­ме­ния при­хо­дит­ся 12%, а око­ло 80% из­де­лий за­клей­ме­ны ме­ха­ни­че­ским спо­со­бом. В пер­вом по­лу­го­дии 2013 го­да бы­ло на­ло­же­но по­чти 45 млн. от­тис­ков клейм, из них 21,3 млн. при­шлось на из­де­лия из спла­вов на ос­но­ве зо­ло­та и 23,7 млн. – на ос­но­ве се­ребра.

В за­вер­ше­ние сво­е­го вы­ступ­ле­ния В.П. Обре­зумов от­ме­тил что, не­смот­ря на срав­ни­тель­но не­боль­шую до­лю ла­зер­но­го клей­ме­ния от об­ще­го чис­ла про­ве­ден­ных опе­ра­ций, это наи­бо­лее про­грес­сив­ный на се­го­дня спо­соб улуч­ше­ния кон­тро­ля и иден­ти­фи­ка­ции юве­лир­ных из­де­лий. Дан­ный ме­тод поз­во­ля­ет на­но­сить в лю­бых со­че­та­ни­ях клей­мо, имен­ник и спе­ци­аль­ный штрих-код. Тех­но­ло­гия ко­ди­ро­ва­ния штрих-ко­да раз­ме­ром 1*1 мм поз­во­ля­ет за­шиф­ро­вать до 10 млрд. уни­каль­ных но­ме­ров, спо­соб­ных су­ще­ствен­но об­лег­чить си­сте­му кон­тро­ля и уче­та из­де­лий на всех ста­ди­ях, от их про­из­вод­ства и клей­ме­ния до ре­а­ли­за­ции ко­неч­но­му по­тре­би­те­лю.

Те­му ин­но­ва­ци­он­но­го ме­то­да на­не­се­ния ла­зер­но­го штрих-ко­да на юве­лир­ные из­де­лия про­дол­жил ге­не­раль­ный ди­рек­тор ком­па­нии «Ла­зер­ный цен­тр» С.Г. Гор­ный­.

В сво­ем до­кла­де он рас­ска­зал об ис­то­рии ла­зер­но­го клей­ме­ния в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции и пре­иму­ще­ствах при­ме­не­ния но­вой тех­но­ло­гии ла­зер­ной мар­ки­ров­ки юве­лир­ных из­де­лий.

«В­пер­вые ла­зер­ное клей­ме­ние бы­ло при­ме­не­но в 1988 го­ду в Се­ве­ро-За­пад­ной ин­спек­ции про­бир­но­го над­зо­ра, - на­пом­нил С.Г. Гор­ный пред­ста­ви­те­лям экс­перт­но­го со­об­ще­ства, - с те­че­ни­ем вре­ме­ни ме­ня­лись тен­ден­ции и тех­но­ло­гии при­ме­не­ния ме­то­дов ла­зер­но­го клей­ме­ния, ме­ня­лось и са­мо обо­ру­до­ва­ние». Со­вре­мен­ные тех­но­ло­гии ла­зер­но­го клей­ме­ния из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов поз­во­ля­ют при ми­ни­маль­ных по­те­рях мас­сы из­де­лия в про­цес­се мар­ки­ров­ки и, глав­ное, без де­фор­ма­ции са­мо­го из­де­лия, до­сти­гать вы­со­кую сте­пень за­щи­щен­но­сти от под­дел­ки. «Дей­ствие ла­зер­но­го из­лу­че­ния до­ста­точ­но де­ли­кат­но, - про­дол­жил до­клад­чик, - по­это­му име­ет пер­спек­ти­вы ра­бо­ты с юве­лир­ны­ми из­де­ли­я­ми». По мне­нию С.Г. Гор­но­го, ос­нов­ная про­бле­ма юве­лир­ной от­рас­ли – не­боль­шой раз­мер участ­ка, на ко­то­рый мож­но на­не­сти мар­ки­ров­ку. Пред­ла­га­е­мая тех­но­ло­гия поз­во­ля­ет на ми­ни­маль­но воз­мож­ной пло­ща­ди раз­ме­стить штрих-код с по­дроб­ной ин­фор­ма­ци­ей об из­де­лии. «Фак­ти­че­ски мы име­ем воз­мож­ность при­сва­и­вать каж­до­му из­де­лию свой уни­каль­ный но­мер», – ре­зю­ми­ро­вал до­клад­чик. Со­вре­мен­ные ин­фор­ма­ци­он­ные тех­но­ло­гии поз­во­лят от­сле­дить весь жиз­нен­ный путь из­де­лий от про­из­вод­ства до при­лав­ка, и на­не­сен­ный штрих-код ста­нет не­отъ­ем­ле­мой часть по­доб­ной ме­то­ди­ки. Но­вая раз­ра­бот­ка поз­во­лит по­тре­би­те­лю, ска­ни­руя штрих-код в ма­га­зи­не, по­лу­чать всю ин­фор­ма­цию об из­де­лии, а кон­тро­ли­ру­ю­щим ор­га­нам - от­сле­дить все дви­же­ние ма­те­ри­а­лов и из­де­лий.

Под­во­дя ито­ги сво­е­го вы­ступ­ле­ния, С.Г. Гор­ный за­ве­рил при­сут­ству­ю­щих, что но­вые тех­но­ло­ги­че­ские воз­мож­но­сти ла­зер­но­го клей­ме­ния на­прав­ле­ны на до­пол­ни­тель­ное обес­пе­че­ние за­щи­ты клей­ма про­бир­но­го над­зо­ра от под­дел­ки и, как след­ствие, до­сти­же­ние про­зрач­но­сти обо­ро­та юве­лир­ных из­де­лий на рын­ке.

Со­брав­ши­е­ся на за­се­да­нии экс­пер­ты вы­ра­зи­ли уве­рен­ность в том, что по­доб­ные тех­но­ло­гии на­прав­ле­ны на сни­же­ние не­за­кон­но­го и не­ле­галь­но­го обо­ро­та из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов в Рос­сии.

Те­му про­дол­жил ве­ду­щий кон­суль­тант от­де­ла мо­ни­то­рин­га не­кре­дит­ных ор­га­ни­за­ций Рос­фин­мо­ни­то­рин­га И.В. Апа­ры­шев. В сво­ем вы­ступ­ле­нии он осве­тил ме­ры, при­ни­ма­е­мые Рос­фин­мо­ни­то­рин­гом в це­лях борь­бы с не­за­кон­ным обо­ро­том дра­го­цен­ных ме­тал­лов и кам­ней и ле­га­ли­за­ци­ей дра­го­цен­ных ме­тал­лов и де­неж­ных сред­ств, по­лу­чен­ных пре­ступ­ным пу­тем.

«Как по­ка­зы­ва­ет прак­ти­ка, не­за­кон­ные де­я­ния, свя­зан­ные с обо­ро­том дра­го­цен­ных ме­тал­лов, яв­ля­ют­ся си­сте­мой хо­ро­шо на­ла­жен­ных дей­ствий лиц, уже име­ю­щих опыт ра­бо­ты с дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми, и об­ла­да­ю­щих опре­де­лен­ной ре­пу­та­ци­ей в от­рас­ли, - со­об­щил в сво­ем до­кла­де И.В. Апа­ры­шев, - к со­жа­ле­нию, в боль­шин­стве слу­ча­ев пра­во­охра­ни­тель­ны­ми ор­га­на­ми вы­яв­ля­ют­ся пре­ступ­ле­ния на ста­дии до аф­фи­на­жа. Вме­сте с тем, су­ще­ствен­но бо­лее круп­ные эко­но­ми­че­ские пре­ступ­ле­ния со­вер­ша­ют­ся на бо­лее позд­них эта­пах обо­ро­та зо­ло­та: это кон­тра­бан­да, дей­ствия при об­ра­бот­ке и клей­ме­нии из­де­лий, мо­шен­ни­че­ство с НДС». При ре­а­ли­за­ции воз­ло­жен­ных за­дач Рос­фин­мо­ни­то­ринг про­во­дит си­стем­ные про­вер­ки юри­ди­че­ских и фи­зи­че­ских лиц, участ­ву­ю­щих в обо­ро­те дра­го­цен­ных ме­тал­лов и кам­ней. В ка­че­стве при­ме­ра И.В. Апа­ры­шев при­вел од­ну из про­ве­рок Рос­фин­мо­ни­то­рин­га, про­ве­ден­ную в Даль­не­во­сточ­ном фе­де­раль­ном окру­ге в 2013 го­ду. В ре­зуль­та­те про­вер­ки пра­во­охра­ни­тель­ны­ми ор­га­на­ми бы­ло воз­буж­де­но уго­лов­ное де­ло, по ко­то­ро­му суд вы­нес об­ви­ни­тель­ный при­го­вор не толь­ко на ос­но­ва­нии ста­тьи 191 УК РФ («Не­за­кон­ный обо­рот драг­ме­тал­лов»), но и по ста­тье 174.1 УК РФ («Ле­га­ли­за­ция де­неж­ных сред­ств»). Схе­ма пре­ступ­ле­ния за­клю­ча­лась в сле­ду­ю­щем: ор­га­ни­за­ция, име­ю­щая раз­ре­ши­тель­ную до­ку­мен­та­цию на до­бы­чу зо­ло­та из тех­но­ген­ных от­ва­лов, вме­сто это­го за­ни­ма­лась скуп­кой не­за­кон­но до­бы­то­го зо­ло­та у фи­зи­че­ских лиц и в даль­ней­шем под ви­дом зо­ло­та из тех­но­ген­ных от­ва­лов пе­ре­да­ва­ла его на аф­фи­наж. По­сле это­го дра­го­цен­ный ме­талл про­да­вал­ся ком­мер­че­ским бан­кам под ви­дом ле­галь­но до­бы­то­го зо­ло­та. По­лу­чен­ные пре­ступ­ным пу­тем де­неж­ные сред­ства ухо­ди­ли на сче­та фирм-од­но­дне­вок для даль­ней­ше­го об­на­ли­чи­ва­ния. До­клад­чик со­об­щил, что в рам­ках Ази­ат­ско-Ти­хо­оке­ан­ской груп­пы по борь­бе с от­мы­ва­ни­ем де­нег (АТГ) при под­держ­ке ФАТФ пла­ни­ру­ет­ся про­ве­де­ние ис­сле­до­ва­ния на те­му «Рис­ки от­мы­ва­ния до­хо­дов, фи­нан­си­ро­ва­ние тер­ро­риз­ма, свя­зан­ных с тор­гов­лей и жиз­нен­ным цик­лом зо­ло­та». В хо­де ис­сле­до­ва­ния пла­ни­ру­ет­ся изу­чить весь про­цесс обо­ро­та зо­ло­та от до­бы­чи до по­ступ­ле­ния к ко­неч­но­му по­тре­би­те­лю, а так­же вы­явить рис­ко­вые зо­ны с це­лью воз­мож­но­го вне­се­ния из­ме­не­ний в на­ци­о­наль­ные за­ко­но­да­тель­ства.

В про­дол­же­ние те­мы на­чаль­ник от­де­ла управ­ле­ния ор­га­ни­за­ции над­зор­ной де­я­тель­но­сти Рос­фин­мо­ни­то­рин­га С.В Ве­се­ло­ва об­ра­ти­ла вни­ма­ние при­сут­ству­ю­щих на из­ме­не­ния в за­ко­но­да­тель­стве Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции в ча­сти про­ти­во­дей­ствия ле­га­ли­за­ции пре­ступ­ных до­хо­дов.

«Ор­га­ни­за­ции, ко­то­рые осу­ществ­ля­ют скуп­ку и куп­лю-про­да­жу юве­лир­ных из­де­лий, яв­ля­ют­ся субъ­ек­та­ми Фе­де­раль­но­го за­ко­на Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции от 7 ав­гу­ста 2001 го­да № 115-ФЗ «О про­ти­во­дей­ствии ле­га­ли­за­ции (от­мы­ва­нию) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­ступ­ным пу­тем, и фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма», - на­пом­ни­ла С.В. Ве­се­ло­ва чле­нам экс­перт­но­го со­об­ще­ства. За по­след­нее вре­мя в ука­зан­ный за­кон бы­ли вне­се­ны су­ще­ствен­ные из­ме­не­ния. Так, в со­от­вет­ствии с Фе­де­раль­ным за­ко­ном от 28 июня 2013 го­да № 134-ФЗ "О вне­се­нии из­ме­не­ний в от­дель­ные за­ко­но­да­тель­ные ак­ты Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции в ча­сти про­ти­во­дей­ствия не­за­кон­ным фи­нан­со­вым опе­ра­ци­я­м" ин­ди­ви­ду­аль­ные пред­при­ни­ма­те­ли, ко­то­рые осу­ществ­ля­ют сдел­ки с дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми и дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми, вклю­че­ны в спи­сок лиц, ко­то­рые обя­за­ны при­ни­мать ме­ры по борь­бе с от­мы­ва­ни­ем до­хо­дов. Ука­зан­ные ли­ца долж­ны раз­ра­ба­ты­вать пра­ви­ла внут­рен­не­го кон­тро­ля, ин­фор­ми­ро­вать Рос­фин­мо­ни­то­ринг об опе­ра­ци­ях с дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми и кам­ня­ми, в том чис­ле и по­до­зри­тель­ных опе­ра­ци­ях. Рос­фин­мо­ни­то­рин­гом бы­ла про­ве­де­на ра­бо­та по ак­ту­а­ли­за­ции ре­ко­мен­да­ции для ор­га­ни­за­ций, в том чис­ле и юве­лир­но­го сек­то­ра, по вы­яв­ле­нию не­обыч­ных опе­ра­ций сво­их кли­ен­тов. Кро­ме то­го, при­ка­зом Рос­фин­мо­ни­то­рин­га № 231 от 23 ав­гу­ста 2013 го­да «О вне­се­нии из­ме­не­ний в при­каз Фе­де­раль­ной служ­бы по фи­нан­со­во­му мо­ни­то­рин­гу от 8 мая 2009 го­да № 103 «Об утвер­жде­нии ре­ко­мен­да­ций по раз­ра­бот­ке кри­те­ри­ев вы­яв­ле­ния и опре­де­ле­нию при­зна­ков не­обыч­ных сде­лок» су­ще­ствен­но рас­ши­рен пе­ре­чень по­до­зри­тель­ных ин­ди­ка­то­ров, ко­то­рые мо­гут вы­яв­лять­ся при осу­ществ­ле­нии сде­лок с дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми. Учи­ты­вая из­ме­не­ния в за­ко­но­да­тель­стве, до­клад­чик на­пом­ни­ла участ­ни­кам пред­при­ни­ма­тель­ской де­я­тель­но­сти о не­об­хо­ди­мо­сти вне­се­ния из­ме­не­ний в пра­ви­ла внут­рен­не­го кон­тро­ля в ча­сти рас­ши­ре­ния пе­реч­ня по­до­зри­тель­ных сде­лок.

Про­дол­жая свое вы­ступ­ле­ние, С.В. Ве­се­ло­ва со­сла­лась на су­ще­ству­ю­щую в Фе­де­раль­ном за­ко­не от 7 ав­гу­ста 2001 го­да № 115-ФЗ «О про­ти­во­дей­ствии ле­га­ли­за­ции (от­мы­ва­нию) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­ступ­ным пу­тем, и фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма» нор­му, ре­гла­мен­ти­ру­ю­щую обя­зан­ность ор­га­ни­за­ций иден­ти­фи­ци­ро­вать сво­их кли­ен­тов. «Та­кая обя­зан­ность рас­про­стра­ня­ет­ся и на юве­лир­ный сек­тор, - по­яс­ни­ла до­клад­чик, - у нас нет ни­ка­ких за­ко­но­да­тель­ных ис­клю­че­ний по это­му по­во­ду». По вы­ше­ука­зан­но­му за­ко­ну ор­га­ни­за­ции обя­за­ны про­ве­рять сво­их кли­ен­тов на пред­мет на­хож­де­ния в пе­реч­не лиц, при­част­ных к фи­нан­си­ро­ва­нию экс­тре­мист­ской де­я­тель­но­сти и тер­ро­риз­му. «Я на­пом­ню, что по это­му за­ко­ну опе­ра­ции с уча­сти­ем та­ких лиц под­ле­жат обя­за­тель­но­му кон­тро­лю Рос­фин­мо­ни­то­рин­гом, не­за­ви­си­мо от то­го на ка­кую сум­му они осу­ществ­ля­ют­ся», - за­яви­ла С.В. Ве­се­ло­ва.

В хо­де дис­кус­сии экс­пер­ты так­же об­су­ди­ли во­про­сы по­зи­ци­о­ни­ро­ва­ния рос­сий­ских юве­лир­ных из­де­лий, а так­же рос­сий­ско­го клей­ма на за­пад­ном рын­ке. В част­но­сти, эту те­му за­тро­нул ви­це-пре­зи­дент Ас­со­ци­а­ции им­пор­те­ров и про­дав­цов юве­лир­ных из­де­лий А.А. Илью­шен­ко.

«В на­сто­я­щее вре­мя су­ще­ству­ет про­бле­ма фор­ми­ро­ва­ния при­чин­но-след­ствен­ных свя­зей, идео­ло­го-смыс­ло­вой на­груз­ки опре­де­ле­ния «рос­сий­ское клей­мо на юве­лир­ных из­де­ли­ях как га­рант ка­че­ства из­де­лия». Оши­боч­ной яв­ля­ет­ся ло­ги­че­ская по­сле­до­ва­тель­но­сть, ко­то­рая под­ра­зу­ме­ва­ет увя­зы­ва­ние та­ких ха­рак­те­ри­стик, как стан­дарт ка­че­ства, вы­со­кое до­ве­рие по­тре­би­те­ля, ху­до­же­ствен­ная или юве­лир­ная цен­но­сть, рос­сий­ские тра­ди­ции с на­ли­чи­ем од­но­го лишь клей­ма на из­де­лии, - за­явил А.А. Илью­шен­ко. - Пре­жде чем та­кие тор­го­вые мар­ки как Mercedes или Tiffany проч­но за­ня­ли свое ме­сто в под­со­зна­нии каж­до­го ев­ро­пей­ца, про­шел не один де­ся­ток лет це­ле­на­прав­лен­ной мар­ке­тин­го­вой ра­бо­ты для фор­ми­ро­ва­ния та­ких брен­дов». Та­ким об­ра­зом, по мне­нию экс­пер­та, в на­сто­я­щее вре­мя умест­нее го­во­рить лишь о на­ча­ле про­цес­са брен­ди­ро­ва­ния рос­сий­ско­го юве­лир­но­го клей­ма, не­же­ли чем о свер­шив­шем­ся дан­ном фак­те как та­ко­вом.

Всту­пая в за­оч­ную по­ле­ми­ку, А.А. Илью­шен­ко до­ба­вил: «М­но­го­лет­ней ра­бо­той, не до­пус­ка­ю­щей оши­бок и сбо­ев, же­сто­чай­шим са­мо­кон­тро­лем при­дет­ся фор­ми­ро­вать у ино­стран­цев и у на­ше­го по­тре­би­те­ля знак ас­со­ци­а­тив­но­го ра­вен­ства меж­ду вы­со­ким ка­че­ством из­де­лия, об­раз­цом вы­со­ко­го сти­ля и без­упреч­но­го вку­са с фак­том на­ли­чия на юве­лир­ном из­де­лии рос­сий­ско­го клей­ма».

«В по­след­нее вре­мя идут жар­кие спо­ры, а за­чем во­об­ще нуж­но клей­мо на экс­пор­ти­ру­е­мом из­де­лии? По­ла­гаю, что от­вет на­пра­ши­ва­ет­ся сам со­бой: клей­мо не нуж­но, но в та­ком слу­чае рос­сий­ская про­дук­ция не толь­ко на за­пад­ном, но и на ми­ро­вом рын­ке бу­дет сто­ять в од­ном ря­ду с ту­рец­ки­ми, ин­дий­ски­ми под­дел­ка­ми, ко­то­рые про­да­ют на вес по са­мой низ­кой це­не», - за­кон­чил свое вы­ступ­ле­ние ви­це-пре­зи­дент Ас­со­ци­а­ции им­пор­те­ров и про­дав­цов юве­лир­ных из­де­лий А.А. Илью­шен­ко.

На за­се­да­нии осо­бое вни­ма­ние бы­ло уде­ле­но и осо­бен­но­стям юве­лир­ной тор­гов­ли. Так, ге­не­раль­ный ди­рек­тор жур­на­ла «На­ви­га­тор юве­лир­ной тор­гов­ли» Се­на­то­ро­ва О.В. обо­зна­чи­ла ос­нов­ные про­бле­мы в этой сфе­ре.

«Мож­но сколь­ко угод­но го­во­рить о про­из­вод­стве юве­лир­ных укра­ше­ний, но все бу­дет тщет­но, ес­ли в са­мой тор­гов­ле су­ще­ству­ют про­бле­мы, а они дей­стви­тель­но есть, - на­ча­ла свое вы­ступ­ле­ние ру­ко­во­ди­тель ува­жа­е­мо­го из­да­ния, - в под­держ­ке и за­щи­те тор­гов­ля нуж­да­ет­ся ни­чуть не мень­ше. Пер­вое, о чем сто­ит го­во­рить – это кон­троль.Вс­по­ми­наю доб­рым сло­вом те вре­ме­на, ко­гда функ­цию кон­тро­ля юве­лир­ных ма­га­зи­нов вы­пол­ня­ла Про­бир­ная па­ла­та. И кон­троль был не­от­вра­ти­мым и ре­гу­ляр­ным. Здесь не столь важ­ны фор­мы кон­тро­ля, сколь­ко тот факт, что они дис­ци­пли­ни­ро­ва­ли и сто­я­ли на стра­же то­го, что­бы ря­дом с доб­ро­со­вест­ны­ми пред­при­ни­ма­те­ля­ми и юве­лир­ны­ми ма­га­зи­на­ми не воз­ни­ка­ли вот эти са­мые «по­ган­ки», ко­то­рые при­во­дят к не­доб­ро­со­вест­ной кон­ку­рен­ции и це­но­вым вой­нам».

По сло­вам О.В. Се­на­то­ро­вой, уже ста­ла тра­ди­ци­он­ной сти­хий­ная не­кон­тро­ли­ру­е­мая тор­гов­ля не­ле­галь­ной про­дук­ци­ей в ку­рорт­ных го­ро­дах в от­пуск­ной се­зон, что при­во­дит к про­ва­лу офи­ци­аль­ной тор­гов­ли.«Боль­шая прось­ба, воз­об­но­вить кон­троль­ную функ­цию, пусть она бу­дет в лю­бой фор­ме, что­бы не да­вать лю­дям по­во­да, не да­вать ис­ку­ше­ний», - при­зва­ла О.В. Се­на­то­ро­ва участ­ни­ков юве­лир­но­го со­об­ще­ства.

Та­к­же экс­перт по­ста­ви­ла под со­мне­ние воз­мож­ность при­ме­не­ния юве­лир­ны­ми ма­га­зи­на­ми по­ло­же­ния ра­нее упо­мя­ну­то­го Фе­де­раль­но­го за­ко­на от 7 ав­гу­ста 2001 го­да № 115-ФЗ об обя­за­тель­ной иден­ти­фи­ка­ции кли­ен­тов при про­да­же юве­лир­ных из­де­лий сто­и­мо­стью вы­ше 15 ты­сяч руб­лей. В ка­че­стве при­ме­ра О.В. Се­на­то­ро­ва при­ве­ла си­ту­а­цию, ко­гда в раз­гар се­зо­на про­да­вец ма­га­зи­на бу­дет ра­бо­тать од­но­вре­мен­но с дву­мя по­ку­па­те­ля­ми и ему при­дет­ся фик­си­ро­вать их пас­порт­ные дан­ные. Рас­смот­рен­ная си­ту­а­ция бы­ла при­ня­та во вни­ма­ние пред­ста­ви­те­ля­ми Про­бир­ной па­ла­ты Рос­сии и Рос­фин­мо­ни­то­рин­га для даль­ней­шей про­ра­бот­ки на го­су­дар­ствен­ном уров­не.

Пробле­мы, под­ня­тые экс­пер­том, с од­ной сто­ро­ны, ка­са­ют­ся ис­клю­чи­тель­но удоб­ства ра­бо­ты про­дав­цов и по­ку­па­те­лей, но, с дру­гой сто­ро­ны, имен­но ра­ди ко­неч­но­го по­ку­па­те­ля и су­ще­ству­ет весь юве­лир­ный сек­тор. Имен­но по­это­му к спра­вед­ли­вым за­ме­ча­ни­ям ува­жа­е­мо­го жур­на­ла Про­бир­ная па­ла­та Рос­сии и Рос­фин­мо­ни­то­ринг от­не­сут­ся с осо­бым вни­ма­ни­ем.

Затро­ну­тую ру­ко­во­ди­те­лем про­филь­но­го СМИ те­му не­ле­галь­ной про­дук­ции на рос­сий­ском рын­ке про­дол­жил пред­се­да­тель Ис­пол­ко­ма об­ще­рос­сий­ской об­ще­ствен­ной ор­га­ни­за­ции «Рос­сий­ский со­юз на­ло­го­пла­тель­щи­ков» А.Ю. Ки­рья­нов.

«Кон­тра­банд­ные то­ва­ры на­но­сят вред не толь­ко ре­пу­та­ции юве­лир­но­го сек­то­ра в це­лом, но и яв­ля­ют­ся угро­зой эко­но­ми­че­ской без­опас­но­сти го­су­дар­ства», - за­явил А.Ю. Ки­рья­нов. По раз­лич­ным оцен­кам, в об­щем объ­е­ме юве­лир­ной про­дук­ции на рос­сий­ском рын­ке не­ле­галь­ная про­дук­ция до­сти­га­ет от 30 до 40 про­цен­тов. Экс­перт так­же от­ме­тил не­до­ста­точ­ное вни­ма­ние со сто­ро­ны го­су­дар­ства к мас­шта­бам рис­ков, ко­то­рые не­сет тор­гов­ля не­ле­галь­ной про­дук­ци­ей, а так­же к не­об­хо­ди­мо­сти по­вы­ше­ния эф­фек­тив­но­сти го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля пу­тем вне­се­ния из­ме­не­ний в нор­ма­тив­но-пра­во­вую ба­зу и про­ве­де­ния пре­ду­пре­ди­тель­ной ра­бо­ты сре­ди на­се­ле­ния с при­вле­че­ни­ем об­ще­ствен­ных струк­тур.

По мне­нию ге­не­раль­но­го ди­рек­то­ра ООО «ТБСС» А.А. Рас­ки­на, вве­де­ние в за­ко­но­да­тель­ство норм, поз­во­ля­ю­щих про­ве­де­ние клей­ме­ния из­де­лий до за­вер­ше­ния та­мо­жен­ных про­це­дур, а так­же внед­ре­ние им­порт­но­го клей­ма поз­во­ли­ли бы по­вы­сить сте­пень эф­фек­тив­но­сти борь­бы с не­ле­галь­ной про­дук­ци­ей на рос­сий­ском юве­лир­ном рын­ке.
В за­вер­ше­ние ра­бо­ты сек­ции ру­ко­во­ди­тель ФКУ «Про­бир­ная па­ла­та Рос­сии» А.В. Мар­кин, про­во­див­ший за­се­да­ние, по­бла­го­да­рил всех участ­ни­ков за­се­да­ния за пло­до­твор­ную ра­бо­ту и вы­ра­зил уве­рен­но­сть, что озву­чен­ные ими пред­ло­же­ния и за­ме­ча­ния бу­дут учте­ны в даль­ней­шей де­я­тель­но­сти, как Про­бир­ной па­ла­ты Рос­сии, так и пред­ста­ви­те­лей юве­лир­но­го сек­то­ра.

[ probpalata.ru ]

  • 30 сентября 2013 г.:

    Что за людей собрали в Пробирной палате

  • 30 сентября 2013 г.:

    4 года не могут решить вопрос

  • Полезное

    Полезное

     

    Архив новостей

    2025 год

    январь февраль март апрель
    май июнь июль август
    сентябрь октябрь ноябрь декабрь

    Нас читают

    Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

    -->