Хранители древнего ремесла

Раздел: Ювелиры и компании
14 августа 2013 г.

Юве­лир­ное ис­кус­ство в Бу­ря­тии воз­рож­да­ет­ся бла­го­да­ря ред­ким и ис­кус­ным ма­сте­ра­м

Сын из­вест­но­го ху­дож­ни­ка-че­кан­щи­ка Бу­ла­та Жам­ба­ло­ва Зо­ри­кто про­дол­жа­ет тра­ди­ции сво­е­го от­ца с 12 лет. Мо­ло­дой че­ло­век не толь­ко пе­ре­нял тех­ни­ку и уни­каль­ное ху­до­же­ствен­ное ви­де­ние, но и смог при­вне­сти нечто но­вое в тра­ди­ци­он­ное ис­кус­ство. Се­год­ня Зо­ри­кто - из­вест­ный юве­лир, ко­то­рый лю­бит ра­бо­тать с са­мы­ми раз­ны­ми ма­те­ри­а­ла­ми: се­ребром, зо­ло­том, неф­ри­том, ко­рал­ла­ми, об­си­ди­а­ном и т.д. Как пред­ста­ви­тель мо­ло­до­го по­ко­ле­ния ху­до­же­ствен­ных ре­мес­лен­ни­ков Бу­ря­тии Зо­ри­кто мно­го ра­бо­та­ет в Ин­тер­не­те. В со­ци­аль­ных се­тях мож­но уви­деть его ра­бо­ты, свя­зать­ся и за­ка­зать что-то для се­бя. Сре­ди за­каз­чиц юве­ли­ра есть чле­ны пра­ви­тель­ства Бу­ря­тии, из­вест­ные ар­тист­ки, биз­нес-ле­ди и т.д.

- Зо­рик­то, как Вы ре­ши­ли стать юве­ли­ром?

- Я ду­маю, что ино­го вы­бо­ра у ме­ня не бы­ло (сме­ет­ся). Я с дет­ства рос в этой сти­хии. Ко­гда мне бы­ло шесть лет, мы с ро­ди­те­ля­ми пе­ре­еха­ли в при­го­род­ный Исток. В то вре­мя там рас­по­ла­га­лись твор­че­ские ма­стер­ские юве­ли­ров. Это был на­сто­я­щий го­ро­док на­род­ных ре­мес­лен­ни­ков со сво­ей не­по­вто­ри­мой ат­мо­сфе­рой. В на­ча­ле 80-х в Улан-Удэ сло­жи­лась мощ­ная ко­ман­да, мой отец и его кол­ле­ги при под­держ­ке ми­ни­стер­ства куль­ту­ры и да­же ЮНЕСКО ез­ди­ли с вы­став­кам, сла­ва о на­ших юве­лир­ных тра­ди­ци­ях гре­ме­ла в Пи­те­ре и Москве. Бы­ли да­же спе­ци­аль­ные ма­га­зи­ны. Но в 91-м все не­ожи­дан­но за­кон­чи­лось. В один мо­мент все раз­бе­жа­лись кто ку­да. Кто-то ушел в тор­гов­лю, кто-то стал ре­мон­ти­ро­вать ав­то­мо­би­ли. Искус­ство ото­шло на вто­рой план, а лю­дям на­до бы­ло вы­жи­вать. Мой отец - один из не­мно­гих, кто остал­ся ве­рен про­фес­сии, а я рос ря­дом, по­мо­гал. Нас в се­мье трое де­тей. Стар­ший брат вы­брал со­всем дру­гую сте­зю, и ро­ди­те­ли с этим со­гла­си­лись, а ме­ня с дет­ства на­стра­и­ва­ли, что я дол­жен бу­ду про­дол­жить ди­на­стию, на­ши се­мей­ные тра­ди­ции. Так и стал юве­ли­ром. Спер­ва за­ни­мал­ся этим как хоб­би, а по­том втя­нул­ся.

- Мож­но ска­зать, что это Ва­ше при­зва­ние?

- Да, этим я за­ра­ба­ты­ваю на жиз­нь. Я про­бо­вал се­бя в раз­ных сфе­рах, ухо­дил, но все­гда воз­вра­щал­ся. Отец сей­час на пен­сии и по­сте­пен­но от­хо­дит от по­сто­ян­ной ра­бо­ты, но по-преж­не­му мой глав­ный учи­тель и на­став­ник.

- Ваш отец Бу­лат Жам­ба­лов боль­ше из­ве­стен как ма­стер че­кан­ки, Вы же, как мне ка­жет­ся, бо­лее раз­но­сто­рон­ний юве­лир...

- Вре­мя по­ка­жет. Я, прав­да, боль­ше люб­лю экс­пе­ри­мен­ти­ро­вать, не при­ем­лю ра­мок. Де­лать нечто уни­каль­ное, ин­ди­ви­ду­аль­ное - это пре­крас­но. По­это­му у ме­ня нет оди­на­ко­вых ра­бот. Са­мое ин­те­рес­ное в ра­бо­те юве­ли­ра - это лю­ди, для ко­то­рых ты де­ла­ешь из­де­лие. Ин­те­рес­но узна­вать лю­дей, по­ни­мать то, что они хо­тят. Пре­жде чем при­сту­пить к ра­бо­те, я дол­го бе­се­дую с че­ло­ве­ком. Го­то­вое укра­ше­ние долж­но не толь­ко под­хо­дить к внеш­но­сти че­ло­ве­ка, к его гла­зам, цве­ту ко­жи или чер­там ли­ца, оно долж­но от­ра­жать внут­рен­ний мир че­ло­ве­ка, его мыс­ли и об­раз жиз­ни. По­это­му все на­чи­на­ет­ся с идеи, это са­мое слож­ное. По­том ри­сую эс­киз и при­сту­паю не­по­сред­ствен­но к ра­бо­те. Люб­лю ра­бо­тать с се­ребром, это наш ме­талл, бу­рят­ский, ис­кон­ный. Очень хо­ро­шо ра­бо­та­ет­ся с неф­ри­том. Ес­ли за­каз­чи­ку нуж­но что-то из зо­ло­та и дра­го­цен­ных кам­ней, то мож­но и из это­го сде­лать что-то кра­си­вое, че­го не встре­тишь в юве­лир­ных ма­га­зи­нах.

- Ва­ши за­каз­чи­ки в ос­нов­ном жен­щи­ны?

- Да, но есть и муж­чи­ны, хо­тя их мень­шин­ство. Для них мы де­ла­ем ве­щи в на­ци­о­наль­ном сти­ле, что яв­ля­ет­ся на­шей ви­зит­ной кар­точ­кой, се­реб­ря­ные пи­а­лы, но­жи и ог­ни­во с ин­кру­ста­ци­ей, куб­ки и т.д. Жен­щи­ны же в ос­нов­ном пред­по­чи­та­ют за­ка­зы­вать укра­ше­ния, ли­бо для се­бя, ли­бо в по­да­рок. По­сто­ян­ные кли­ен­ты есть и в Улан-Удэ, и в Ир­кут­ске, и в Москве. Ино­гда лю­ди ди­стан­ци­он­но про­сят про­сто сде­лать что-то на мой вкус, до­ве­ря­ют. Мне по­том са­мо­му ин­те­рес­но, уга­дал или нет. А для кли­ен­тов это при­ят­ный сюр­приз.

- Что Вас вдох­нов­ля­ет?

- В первую оче­редь лю­ди, они все раз­ные и все ин­те­рес­ны. Я по­лу­чаю кайф от об­ще­ния, пы­та­юсь по­боль­ше узнать, про­чув­ство­вать че­ло­ве­ка... По­ми­мо про­че­го люб­лю слу­шать му­зы­ку во вре­мя ра­бо­ты, она при­да­ет нуж­ный на­строй. В ра­бо­те еще очень по­мо­га­ет биб­лио­те­ка ред­ких книг по ис­кус­ству и ис­то­рии Бу­ря­тии, со­бран­ная от­цом. Моя те­тя - док­тор ис­то­ри­че­ских на­ук, ино­гда ее кон­суль­та­ции очень по­лез­ны.


- Как мно­го вре­ме­ни Вы тра­ти­те на со­зда­ние из­де­лий?


- Бы­ва­ет по-раз­но­му. Ино­гда так на­ка­ты­ва­ет вдох­но­ве­ние, что ра­бо­та­ешь по но­чам, са­мо­му не тер­пит­ся уви­деть ре­зуль­тат ра­бо­ты. Не­боль­шое из­де­лие за­ни­ма­ет при­мер­но не­де­лю. Не­дав­но за пять дней я сде­лал брас­лет из се­реб­ра «Дар­хан». Весь про­цесс со­зда­ния за­пи­сал на ви­део и вы­ло­жил в Ин­тер­нет. На гла­зах у зри­те­лей рож­да­ет­ся кра­со­та... По­лу­чил очень хо­ро­шие от­кли­ки.


- Кста­ти об Ин­тер­не­те. В со­ци­аль­ных се­тях мож­но уви­деть се­рию ро­ли­ков, где из­вест­ные жен­щи­ны Бу­ря­тии, та­кие как Да­ри­ма Лин­хо­во­ин, На­та­лья Ула­но­ва, Аю­на Ба­з­ар­гу­ру­е­ва, Арю­на Бу­бе­е­ва, Эр­же­на Бу­да­е­ва, и мно­гие дру­гие раз­мыш­ля­ют о жиз­ни, и на них в это вре­мя на­де­ты Ва­ши укра­ше­ния.

- Это все моя сест­ра Ма­ри­на. Она жи­вет в Москве и за­ни­ма­ет­ся со­зда­ни­ем филь­мов. Ре­ши­ла сде­лать ин­те­рес­ный про­ект и при­гла­си­ла из­вест­ных жен­щин Бу­ря­тии, ну и по­пут­но про­ре­кла­ми­ро­ва­ла на­ши ра­бо­ты. Спа­си­бо всем, кто при­нял уча­стие в съем­ках.
- Ваш кол­ле­га, бу­рят­ский скуль­птор и ху­дож­ник Да­ши Нам­да­ков, так­же из­ве­стен сво­и­ми рос­кош­ны­ми юве­лир­ны­ми ра­бо­та­ми из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и кам­ней. Сей­час он очень вос­тре­бо­ван на За­па­де и фи­нан­со­во успе­шен. Ска­жи­те, мо­гут ли день­ги по­ме­шать твор­че­ству в юве­лир­ном де­ле?
- Я зна­ком с Да­ши Нам­да­ко­вым. Мы ра­бо­та­ли вме­сте в Москве. Он та­лант­ли­вый ху­дож­ник и хо­ро­ший че­ло­век, не­за­ви­си­мо от то­го, сколь­ко он за­ра­ба­ты­ва­ет. Мой отец учил ме­ня не ду­мать о день­гах во вре­мя ра­бо­ты. В первую оче­редь мы ре­а­ли­зу­ем­ся твор­че­ски, а ес­ли это ко­му-то нра­вит­ся, то по­че­му бы и нет? День­ги - это при­ят­ный бо­нус или хо­ро­ший «по­боч­ный» эф­фект на­шей ра­бо­ты, но в первую оче­редь это ис­кус­ство. Ра­бо­ты хо­ро­ших ма­сте­ров со вре­ме­нем толь­ко до­ро­жа­ют, они не под­власт­ны ни мо­де, ни вре­ме­ни. И лю­ди это по­ни­ма­ют. Еще пять лет на­зад юве­лир­ный ры­нок был за­ва­лен за­вод­ски­ми штам­по­ван­ны­ми «б­ле­стяш­ка­ми» из зо­ло­та и брил­ли­ан­тов. Се­год­ня спрос на уни­каль­ные аутен­тич­ные из­де­лия рас­тет. Юве­лир­ные ма­га­зи­ны охот­но бе­рут у нас укра­ше­ния, мно­го ин­ди­ви­ду­аль­ных за­ка­зов.

- Бренд Жам­ба­ло­вых до­ста­точ­но из­ве­стен в Бу­ря­тии. Вы ра­бо­та­е­те над его про­дви­же­ни­ем?

- Нет. На всех на­ших из­де­ли­ях есть спе­ци­аль­ное ав­тор­ское клей­мо, я ду­маю, это­го впол­не до­ста­точ­но. Ра­бо­ты долж­ны го­во­рить за ав­то­ра, а не на­о­бо­рот. В пер­спек­ти­ве есть пла­ны на пер­со­наль­ную вы­став­ку, но для нее кол­лек­ция ма­ло­ва­та, ее нуж­но ко­пить. Обыч­но из­де­лия не за­дер­жи­ва­ют­ся в ма­стер­ской.

А во­об­ще мне бы очень хо­те­лось, что­бы вре­ме­на, ко­гда я был ре­бен­ком, вер­ну­лись, ко­гда мой отец и его кол­ле­ги де­ла­ли по­тря­са­ю­щие ве­щи, жи­вя в по­сел­ке ма­сте­ров в Исто­ке. Го­су­дар­ству нуж­но под­дер­жи­вать ре­мес­лен­ни­ков на­род­но­го твор­че­ства, юве­ли­ров, ра­бо­та­ю­щих в на­ци­о­наль­ном сти­ле. В на­ча­ле 80-х в Бу­ря­тии был бренд, силь­ная шко­ла. Древ­ние тра­ди­ции еще не за­бы­ты, и их нуж­но воз­рож­дать. У нас ты­ся­че­лет­няя ис­то­рия. Зна­е­те, ка­кие из­де­лия де­ла­ли на­ши пред­ки? Про­сто су­ма­сшед­шие. У нас ведь был культ се­ребра. В од­ном толь­ко жен­ском ко­стю­ме это­го ме­тал­ла мог­ло быть до пя­ти ки­ло­гра­мо­в! В этом мож­но убе­дить­ся, по­се­тив хо­тя бы вы­став­ку «Се­реб­ря­ные не­бе­са» в му­зее име­ни Хан­га­ло­ва. Юве­лир­ные тра­ди­ции - это не­отъ­ем­ле­мая часть куль­ту­ры на­ше­го на­ро­да. Спро­си­те лю­бо­го ис­кус­ство­ве­да, ни­где та­ко­го не бы­ло и нет, в этом пла­не Бу­ря­тия уни­каль­на. Нам есть что по­ка­зать на са­мом де­ле... На­ря­ду с Бай­ка­лом и бу­у­за­ми это при­вле­ка­ло бы в Бу­ря­тию ту­ри­стов.

[ gazeta-n1.ru ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->