Позиция Оргкомитета III Кон­грес­са участ­ни­ков рос­сий­ско­го юве­лир­но­го рын­ка

Раздел: Общество
20 июля 2013 г.

В Орг­ко­ми­тет III Кон­грес­са участ­ни­ков рос­сий­ско­го юве­лир­но­го рын­ка Гу­бер­на­тор Ко­стром­ской об­ла­сти С.К.Сит­ни­ков пе­ре­на­пра­вил пись­мо с за­ме­ча­ни­я­ми к тек­сту Ре­зо­лю­ции Кон­грес­са, по­лу­чен­ное им от Ру­ко­во­ди­те­ля ФКУ «Рос­сий­ская го­су­дар­ствен­ная про­бир­ная па­ла­та» А.В.Мар­ки­на.

В пись­ме при­во­дят­ся за­ме­ча­ния к тек­сту про­ек­та Ре­зо­лю­ции Кон­грес­са, фак­ти­че­ски уже озву­чен­ные в хо­де Кон­грес­са экс­пер­том «Про­бир­ной па­ла­ты Рос­сии» А.В.Лап­те­вой, и, кро­ме то­го, ука­зы­ва­ет­ся, что ФКУ «Про­бир­ная па­ла­та Рос­сии» не под­дер­жи­ва­ет пред­ло­жен­ный на Кон­грес­се текст Ре­зо­лю­ции.

Пред­ло­жен­ный участ­ни­кам Кон­грес­са текст Ре­зо­лю­ции со­дер­жал кон­ста­та­цию не­об­хо­ди­мо­сти при вы­ра­бот­ке го­су­дар­ствен­ной по­ли­ти­ки в сфе­ре дра­го­цен­ных ме­тал­лов, дра­го­цен­ных кам­ней (сфе­ре ДМДК) и из­де­лий из них ру­ко­вод­ства це­ля­ми и под­хо­да­ми, из­ло­жен­ны­ми в Ука­зах Пре­зи­ден­та Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции №596 и №601 от 7 мая 2012 го­да. В ка­че­стве пер­во­сте­пен­ных мер по улуч­ше­нию ве­де­ния от­рас­ле­во­го биз­не­са текст Ре­зо­лю­ции при­зы­вал об­ра­зо­вать при ре­гу­ля­то­ре Со­гла­со­ва­тель­ную Ко­мис­сию по вы­ра­бот­ке но­ва­ций в дей­ству­ю­щую от­рас­ле­вую нор­ма­тив­но-пра­во­вую ба­зу, ли­бо ре­а­ли­зо­вать ком­плекс аль­тер­на­тив­ных мер.

Не­же­ла­ние под­дер­жать дан­ный текст Ре­зо­лю­ции, ФКУ «Про­бир­ная па­ла­та Рос­сии» объ­яс­ня­ет не­со­гла­си­ем со сле­ду­ю­щи­ми по­ло­же­ни­я­ми, за­пи­сан­ны­ми в про­ект Ре­зо­лю­ции.

1.ФКУ «Про­бир­ная па­ла­та Рос­сии» счи­та­ет, что уста­нов­лен­ный ею срок опро­бо­ва­ния и клей­ме­ния в 5 дней яв­ля­ет­ся ми­ни­маль­но воз­мож­ным пре­де­лом, до­сти­жи­мым с ис­поль­зо­ва­ни­ем тех­ни­че­ских и ор­га­ни­за­ци­он­ных усло­вий.

В свя­зи с этим ФКУ «Про­бир­ная па­ла­та Рос­сии» счи­та­ет не­це­ле­со­об­раз­ным вклю­че­ние в текст ре­зо­лю­ции те­зи­са о том, что при вы­ра­бот­ке го­су­дар­ствен­ной по­ли­ти­ки в сфе­ре ДМДК не­об­хо­ди­мо преду­смот­реть все до­ступ­ные ме­ры, на­прав­лен­ные на со­кра­ще­ние сро­ков ока­за­ния го­су­дар­ствен­ных услуг.

Од­на­ко При­ка­зом Ко­ми­те­та Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции от 23 июня 1995 го­да за №182 бы­ла утвер­жде­на Ин­струк­ция по осу­ществ­ле­нию про­бир­но­го над­зо­ра, где пунк­том 4.5. был уста­нов­лен срок вы­пол­не­ния про­бир­ных опе­ра­ций не бо­лее 3 дней.

Но в Ин­струк­ции по осу­ществ­ле­нию про­бир­но­го над­зо­ра, утвер­жден­ной При­ка­зом Ми­ни­стра фи­нан­сов Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции от 11 ян­ва­ря 2009 за №1н го­да срок вы­пол­не­ния про­бир­ных опе­ра­ций был уве­ли­чен бо­лее, чем в три ра­за, и пункт по­лу­чил сле­ду­ю­щую фор­му­ли­ров­ку»:
«п.2.4. Срок вы­пол­не­ния про­бир­ных опе­ра­ций уста­нав­ли­ва­ет­ся го­син­спек­ци­ей по со­гла­со­ва­нию со сдат­чи­ком (со­глас­но гра­фи­ку при­е­ма-вы­да­чи из­де­лий) в пре­де­лах 10 ка­лен­дар­ных дней. Срок вы­пол­не­ния про­бир­ных опе­ра­ций для из­де­лий ино­стран­но­го про­из­вод­ства уста­нав­ли­ва­ет­ся го­син­спек­ци­ей в за­ви­си­мо­сти от объ­е­ма (ко­ли­че­ства) из­де­лий, предъ­яв­лен­ных на опро­бо­ва­ние и клей­ме­ние. В слу­чае, ко­гда про­бир­ные опе­ра­ции не мо­гут быть вы­пол­не­ны в ука­зан­ный го­син­спек­ци­ей срок, го­син­спек­ция уве­дом­ля­ет об этом сдат­чи­ка из­де­лий и уста­нав­ли­ва­ет по со­гла­со­ва­нию с ним до­пол­ни­тель­ный срок».

9 июля 2012 го­да был из­дан При­каз по Фе­де­раль­но­му ка­зен­но­му пред­при­я­тию «Про­бир­ная па­ла­та Рос­сии» за №115, со­глас­но ко­то­ро­му для всех ГИПН был уста­нов­лен срок вы­пол­не­ния про­бир­ных опе­ра­ций в 5 дней. Та­ким об­ра­зом бы­ло ис­пол­не­но обе­ща­ние Ми­ни­стра Фи­нан­сов Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции А.Г.Си­лу­а­но­ва, дан­ное им на встре­че с пред­ста­ви­те­ля­ми юве­лир­ных и об­ще­рос­сий­ских об­ще­ствен­ных ор­га­ни­за­ций.

А.Г.Си­лу­а­нов так­же по­обе­щал при­сут­ство­вав­шим на встре­че по­сле­ду­ю­щее со­кра­ще­ние сро­ков ока­за­ния этой услу­ги до 3 дней. Но на за­прос от пре­зи­ден­та РСПП А.Н.Шо­хи­на о кон­крет­ных сро­ках пе­ре­хо­да к 3-х днев­но­му сро­ку опро­бо­ва­ния и клей­ме­ния (№107/05 от 29 ян­ва­ря 2013 го­да) ми­нистр не от­ве­тил. В письме А.Н.Шохину №11-АА/51 от 19 июля 2012 г. А.Г.Силуанов сообщил, что «После проведения запланированных ФКУ «Пробирная палата России» мероприятий по обновлению и расширению производственных мощностей сроки проведения пробирных операций будут сокращены до трех рабочих дней».

Ес­ли уче­сть, что тех­ни­че­ские и ор­га­ни­за­ци­он­ные усло­вия де­я­тель­но­сти ГИПН Про­бир­ной па­ла­ты Рос­сии и в 2009, и в 2012, и в 2013 го­дах бы­ли не ху­же, чем в 1995 го­ду, ста­но­вит­ся не­по­нят­ным, по­че­му срок вы­пол­не­ния про­бир­ных опе­ра­ций в 5 дней пред­став­ля­ет­ся «ми­ни­маль­но воз­мож­ным пре­де­лом», ес­ли в 1995 го­ду та­ким пре­де­лом пред­став­лял­ся срок в 3 дня.

Не­об­хо­ди­мо от­ме­тить, что в Го­су­дар­ствен­ной про­грам­ме Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции «У­прав­ле­ние го­су­дар­ствен­ны­ми фи­нан­са­ми на 2013 – 2020 го­ды» есть под­про­грам­ма с объ­е­мом фи­нан­си­ро­ва­ния 25 млрд. 798 млн. 746, 63 тыс. руб­лей под на­зва­ни­ем «Го­су­дар­ствен­ное ре­гу­ли­ро­ва­ние от­рас­ли дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней и ор­га­ни­за­ция фор­ми­ро­ва­ния и ис­поль­зо­ва­ния Го­су­дар­ствен­но­го фон­да дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции». Од­ним из все­го двух це­ле­вых ин­ди­ка­то­ров и по­ка­за­те­лей этой под­про­грам­мы яв­ля­ет­ся как раз со­кра­ще­ние сро­ков опро­бо­ва­ния и клей­ме­ния из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов с 10 до 3 дней. Что важ­но: не с 5 дней, про­пи­сан­ных в При­ка­зе по ФКУ «Про­бир­ная па­ла­та Рос­сии» от 9 июля 2012 го­да, а имен­но с 10 дней, про­пи­сан­ных в При­ка­зе Ми­ни­стра фи­нан­сов от 11 ян­ва­ря 2009 го­да.

При этом в обос­но­ва­нии дан­но­го ви­де­ния, ФКУ «Про­бир­ная па­ла­та Рос­сии» в сво­ем пись­ме кри­ти­ку­ет не­ко­то­рые вы­ска­зы­ва­ния, свя­зан­ные с преды­ду­щи­ми об­суж­де­ни­я­ми услу­ги опро­бо­ва­ния и клей­ме­ния, ко­то­рые в на­сто­я­щем тек­сте про­ек­та Ре­зо­лю­ции Кон­грес­са во­об­ще не упо­ми­на­ют­ся.

Так, в пись­ме утвер­жда­ет­ся, что в ка­че­стве ар­гу­мен­та не­об­хо­ди­мо­сти со­кра­ще­ния сро­ков ока­за­ния го­су­дар­ствен­ной услу­ги по опро­бо­ва­нию и клей­ме­нию, пред­ста­ви­те­ли юве­лир­но­го сек­то­ра ссы­ла­ют­ся на упо­ми­на­е­мое в май­ском Ука­зе вре­мя ока­за­ния го­су­дар­ствен­ной услу­ги в 15 ми­нут. Од­на­ко ни в тек­сте про­ек­та Ре­зо­лю­ции Кон­грес­са, про­тив при­ня­тия ко­то­рой вы­сту­пи­ла «Про­бир­ная па­ла­та Рос­сии», ни в при­ло­же­нии 1 к дан­но­му про­ек­ту Ре­зо­лю­ции, та­ко­го упо­ми­на­ния нет.

Бо­лее то­го, юве­ли­ры все­гда под­чер­ки­ва­ли, что по­ни­ма­ют со­от­вет­ству­ю­щий пункт Ука­за Пре­зи­ден­та от 7 мая 2012 как про­воз­гла­ше­ние пре­зи­ден­том трен­да на не­об­хо­ди­мость мак­си­маль­но­го уско­ре­ния ока­за­ния го­су­дар­ствен­ных услуг, но при этом юве­ли­ры про­си­ли все­го лишь воз­вра­та по сро­кам ока­за­ния го­сус­лу­ги по опро­бо­ва­нию и клей­ме­нию к нор­ме 1995 го­да.

Да­лее, в пись­ме упо­ми­на­ет­ся не­со­гла­сие с не­ки­ми вы­ска­зы­ва­ни­я­ми юве­ли­ров о том, что в Верх­нее-Волж­ской ГИПН каж­дый день на клей­ме­нии на­хо­дит­ся про­дук­ции на 200 млн. руб­лей. ФКУ «Про­бир­ная па­ла­та Рос­сии» утвер­жда­ет, что эти ко­ли­че­ствен­ные по­ка­за­те­ли не­до­сто­вер­ны.

Но, во-пер­вых, эти по­ка­за­те­ли не при­во­ди­лись ни в про­ек­те Ре­зо­лю­ции Кон­грес­са, ни в при­ло­же­нии 1 к ней, в свя­зи с чем дис­кус­сия на дан­ную те­му вы­гля­дит за­ве­до­мым ухо­дом в сто­ро­ну от со­дер­жа­ния Ре­зо­лю­ции.

Во-вто­рых, в раз­ные дни в Верх­нее-Волж­ской ГИПН, как и в лю­бой дру­гой про­бир­ной ин­спек­ции, на клей­ме­нии на­хо­дит­ся все­гда раз­ные объ­е­мы про­дук­ции. На­при­мер, пе­ред празд­ни­ка­ми Но­во­го го­да и 8 мар­та про­дук­ции боль­ше, в дру­гие пе­ри­о­ды – мень­ше, из-за че­го озву­чи­ва­ние не­ких по­ка­за­те­лей мо­жет но­сить лишь ил­лю­стра­тив­ный, не­прин­ци­пи­аль­ный для при­ня­тия Ре­зо­лю­ции ха­рак­тер.

2.ФКУ «Про­бир­ная па­ла­та Рос­сии» в пись­ме не под­дер­жи­ва­ет те­зис Ука­за Пре­зи­ден­та РФ о том, что при вы­ра­бот­ке го­су­дар­ствен­ной по­ли­ти­ки в сфе­ре ДМДК не­об­хо­ди­мо стре­мить­ся мак­си­маль­но за­ме­нять ад­ми­ни­стра­тив­ные ме­ха­низ­мы го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля бо­лее эф­фек­тив­ны­ми аль­тер­на­тив­ны­ми ры­ноч­ны­ми ме­ха­низ­ма­ми, вклю­чая стра­хо­ва­ние от­вет­ствен­но­сти.

При этом в ка­че­стве ар­гу­мен­тов в пись­ме при­во­дит­ся не­со­гла­сие ФКУ «Про­бир­ная па­ла­та Рос­сии» с не­ко­то­ры­ми суж­де­ни­я­ми, не упо­мя­ну­ты­ми ни в про­ек­те Ре­зо­лю­ции, ни да­же в при­ло­же­нии к ней, со­дер­жа­щем пер­спек­тив­ные и те­ку­щие по­же­ла­ния от­рас­ле­во­го биз­не­са.

Так, в пись­ме об­суж­да­ет­ся ра­нее озву­чен­ные со сто­ро­ны юве­лир­но­го со­об­ще­ства идеи пе­ре­но­са фис­каль­ной со­став­ля­ю­щей с взи­ма­ния по­шли­ны за опро­бо­ва­ние и клей­ме­ние на вы­да­чу ре­ги­стра­ци­он­ных удо­сто­ве­ре­ний и имен­ни­ков, взи­ма­ние сра­хо­вых взно­сов.

Од­на­ко эти ра­нее вы­ска­зы­ва­е­мые пред­ло­же­ния юве­ли­ров ни­как не на­шли от­ра­же­ния в тек­сте про­ек­та Ре­зо­лю­ции Кон­грес­са или при­ло­же­ния 1 к ней, про­тив при­ня­тия ко­то­рых вы­сту­пи­ла Про­бир­ная па­ла­та Рос­сии.

Да­лее в пись­ме об­суж­да­ет­ся во­прос, ни­как не за­тро­ну­тый тек­стом про­ек­та Ре­зо­лю­ции Кон­грес­са и при­ло­же­ни­ем 1 к ней – во­прос ста­ту­са от­тис­ка имен­ни­ка.

Вме­сте с тем, хо­тя во­прос и не по те­ме Ре­зо­лю­ции, он пред­став­ля­ет­ся край­не ин­те­рес­ным. В пись­ме ру­ко­во­ди­те­ля Про­бир­ной па­ла­ты Рос­сии упо­ми­на­ет­ся, что суть про­бир­но­го над­зо­ра в кон­тек­сте кон­тро­ля за юве­лир­ны­ми из­де­ли­я­ми (т.е. за­щи­ты ин­те­ре­сов по­тре­би­те­ля) – это опре­де­ле­ние про­бы, со­дер­жа­ния дра­го­цен­но­го ме­тал­ла в из­де­лии, и под­твер­жде­ние это­го зна­че­ния пу­тем про­ста­нов­ки от­тис­ка го­су­дар­ствен­но­го про­бир­но­го клей­ма.

В то же вре­мя от­тиск имен­ни­ка про­из­во­ди­те­ля, как под­чер­ки­ва­ет Про­бир­ная па­ла­та Рос­сии, это все­го лишь «ин­стру­мент для про­ве­де­ния экс­пер­ти­зы от­тис­ка про­бир­но­го клей­ма и уста­нов­ле­ния из­го­то­ви­те­ля при предъ­яв­ле­нии пре­тен­зий. По­че­му-то в пись­ме ука­зы­ва­ет­ся, что имен­ник из­го­то­ви­те­ля не яв­ля­ет­ся зна­ком до­сто­вер­но­сти про­бы юве­лир­но­го из­де­лия, хо­тя по­доб­ное ни­кто ни­ко­гда не утвер­ждал.

3. Фор­му­ли­ров­ка те­зи­са из Ука­за Пре­зи­ден­та РФ о том, что при вы­ра­бот­ке го­су­дар­ствен­ной по­ли­ти­ки в сфе­ре ДМДК не­об­хо­ди­мо вво­дить кри­те­рии (по­ка­за­те­ли) эф­фек­тив­но­сти осу­ществ­ле­ния го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля и ока­за­ния го­су­дар­ствен­ных услуг, эф­фек­тив­но­сти бюд­жет­ных рас­хо­дов и го­су­дар­ствен­ных за­ку­пок, а так­же эф­фек­тив­но­сти дей­ствий кон­крет­ных пред­ста­ви­те­лей вла­сти, за­дей­ство­ван­ных в дан­ной сфе­ре, пред­став­ля­ет­ся ФКУ «Про­бир­ная па­ла­та Рос­сии» де­кла­ра­ци­он­ной, а его вне­се­ние в текст Ре­зо­лю­ции – не­це­ле­со­об­раз­ным в си­лу ре­гу­ли­ро­ва­ния от­дель­ных, из пе­ре­чис­лен­ных вы­ше мер, дей­ству­ю­щим за­ко­но­да­тель­ством.

Иной ар­гу­мен­та­ции для та­ко­го взгля­да не при­во­дит­ся. По на­ше­му мне­нию, не­до­пу­сти­мо рас­смат­ри­вать ка­кие-ли­бо раз­де­лы Ука­зов Пре­зи­ден­та Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции как «де­кла­ра­ци­он­ные».

4. ФКУ «Про­бир­ная па­ла­та Рос­сии» в сво­ем пись­ме ука­зы­ва­ет на «не­свое­вре­мен­но­сть» пред­ло­же­ния Ре­зо­лю­ции в ва­ри­ан­те, аль­тер­на­тив­ном со­зда­нию Со­гла­со­ва­тель­ной Ко­мис­сии, вер­нуть­ся к во­про­су о со­зда­нии при Ми­ни­стер­стве фи­нан­сов РФ Об­ще­ствен­но­го со­ве­та с до­ста­точ­ным пред­став­ле­ни­ем в нем участ­ни­ков рын­ка ДМДК, ссы­ла­ясь на то, что с 8 ап­ре­ля 2011 го­да Об­ще­ствен­ный со­вет при Ми­ни­стер­стве фи­нан­сов РФ уже су­ще­ству­ет, а де­таль­но во­про­сы сфе­ры ДМДК рас­смат­ри­ва­ют­ся на Об­ще­ствен­ном экс­перт­ном со­ве­те при ФКУ «Про­бир­ная па­ла­та Рос­сии».

При этом пись­мо иг­но­ри­ру­ет суть пред­ло­же­ния Ре­зо­лю­ции – вклю­че­ние участ­ни­ков сфе­ры ДМДК не­по­сред­ствен­но в со­став Об­ще­ствен­но­го со­ве­та имен­но при ми­ни­стер­стве.
Оче­вид­но, что кво­та пред­ста­ви­те­лей сфе­ры дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней, а тем бо­лее – пред­ста­ви­те­лей юве­лир­но­го биз­не­са в струк­ту­ре Об­ще­ствен­но­го со­ве­та при Ми­ни­стер­стве фи­нан­сов не мо­жет быть сколь-ни­будь су­ще­ствен­ной из-за мно­же­ства тем ми­ни­стер­ства, не свя­зан­ных с этой сфе­рой де­я­тель­но­сти и так­же нуж­да­ю­щих­ся в уча­стии в Об­ще­ствен­ном со­ве­те.

С дру­гой сто­ро­ны, уча­стие пред­ста­ви­те­лей юве­лир­но­го биз­не­са в Об­ще­ствен­ном Экс­перт­ном со­ве­те при ФКУ «Про­бир­ная па­ла­та Рос­сии» так­же не бы­ло су­ще­ствен­ным. Бо­лее то­го, при­нять уча­стие в ра­бо­те дан­но­го со­ве­та по­сту­пи­ло Пред­се­да­те­лю От­рас­ле­во­го от­де­ле­ния по дра­го­цен­ным ме­тал­лам и дра­го­цен­ным кам­ням ФМоС «Де­ло­вой Рос­сии» Ф.Ф.Гу­ме­ро­ву лишь 15 июля 2013 го­да, как раз по­сле Кон­грес­са в г.Ко­стро­ме, хо­тя сам со­вет дей­ству­ет с 23 де­каб­ря 2011 го­да.

Но и этот Об­ще­ствен­ный экс­перт­ный со­вет при Про­бир­ной па­ла­те Рос­сии не яв­ля­ет­ся той пло­щад­кой, ко­то­рая на­пря­мую мо­жет вли­ять на ре­ше­ния ре­гу­ля­то­ра – т.е. Ми­ни­стер­ства фи­нан­сов. Фак­ти­че­ски, дан­ный со­вет – это клуб об­ме­на мне­ни­я­ми.

Да­лее в пись­ме ФКУ «Про­бир­ная па­ла­та Рос­сии» при­сут­ству­ют пре­тен­зии не к тек­сту про­ек­та Ре­зо­лю­ции, а к тек­сту При­ло­же­ния 1 к ней «Пе­ре­чень те­ку­щих и пер­спек­тив­ных по­же­ла­ний от­рас­ле­во­го биз­не­са».

5. В сво­ем пись­ме ФКУ «Про­бир­ная па­ла­та Рос­сии» кри­ти­ку­ет по­же­ла­ние юве­лир­но­го со­об­ще­ства о фак­ти­че­ском вы­во­де ДМДК из-под ста­ту­са ва­лют­ных цен­но­стей, на­шед­ше­го от­ра­же­ние не в са­мом тек­сте Ре­зо­лю­ции, а в при­ло­же­нии к ней.

ФКУ «Про­бир­ная па­ла­та Рос­сии» ссы­ла­ет­ся на то, что ис­клю­че­ние дра­го­цен­ных ме­тал­лов из спис­ка ва­лют­ных цен­но­стей (в ФЗ «О ва­лют­ном ре­гу­ли­ро­ва­нии и ва­лют­ном кон­тро­ле») яко­бы не име­ло це­лью от­ме­ну го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля за их об­ра­ще­ни­ем, ко­то­рая про­сто бо­лее де­таль­но уже бы­ла про­пи­са­на в ином нор­ма­тив­но-пра­во­вом ак­те (ФЗ «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных кам­нях»).

При этом ФКУ «Про­бир­ная па­ла­та Рос­сии» иг­но­ри­ру­ет тот факт, что в обос­но­ва­нии при­ня­тия са­мо­го ФЗ «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных кам­нях» в 1998 го­ду как раз и ле­жал дей­ство­вав­ший на тот мо­мент, но лик­ви­ди­ро­ван­ный в 2003 го­ду ва­лют­ный ста­тус ДМДК, про­пи­сан­ный в ФЗ «О ва­лют­ном ре­гу­ли­ро­ва­нии и ва­лют­ном кон­тро­ле».
 

6. ФКУ «Про­бир­ная па­ла­та Рос­сии» не со­глас­на с по­же­ла­ни­ем юве­лир­но­го со­об­ще­ства об от­ме­не уго­лов­но­го пре­сле­до­ва­ния в сфе­ре ДМДК, на­шед­ше­го от­ра­же­ние так­же в при­ло­же­нии к Ре­зо­лю­ции.

В пись­ме ука­зы­ва­ет­ся, что дан­ное по­же­ла­ние юве­лир­но­го со­об­ще­ства яко­бы не со­гла­со­ва­но да­же внут­ри са­мо­го со­об­ще­ства. Этот вы­вод де­ла­ет­ся на том ос­но­ва­нии, что юве­ли­ры не­ред­ко упо­ми­на­ют не­об­хо­ди­мость уси­ле­ния ре­аль­ной от­вет­ствен­но­сти юве­лир­ной тор­гов­ли за об­ман по­ку­па­те­лей.

Од­на­ко о том, что та­кая от­вет­ствен­ность ни­как не свя­за­на и да­же не мо­жет быть свя­за­на с со­ста­вом пре­ступ­ле­ний, преду­смот­рен­ных по ст. 191 УК РФ, про­тив со­хра­не­ния ко­то­рой вы­сту­па­ют юве­ли­ры, пись­мо умал­чи­ва­ет.

А те­зис пись­ма о том, что «у­го­лов­ная от­вет­ствен­ность за на­ру­ше­ния тре­бо­ва­ний за­ко­но­да­тель­ства, ре­гу­ли­ру­ю­ще­го де­я­тель­ность в сфе­ре обо­ро­та ДМДК, преду­смот­ре­на в за­ко­но­да­тель­стве пре­об­ла­да­ю­ще­го боль­шин­ства стран ми­ра», пол­но­стью не со­от­вет­ству­ет дей­стви­тель­но­сти. Так, в стра­нах быв­ше­го СССР по­ми­мо Рос­сии ана­лог Ста­тьи 191 Уго­лов­но­го Ко­дек­са РФ о на­ру­ше­нии пра­вил обо­ро­та дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней есть толь­ко в Бе­ла­ру­си, Кыр­гыз­ста­не, Та­джи­ки­ста­не и Турк­ме­нии:

Си­ту­а­ция с кон­тро­лем над об­ра­ще­ни­ем ДМДК

Стра­на ДМДК - ва­лют­ные цен­но­сти За­кон о ДМДК Ана­лог ст.191 Ана­лог ст.192 Ва­лют­ная ста­тья УК

Азер­бай­джан

не­т не­т не­т не­т не­т
Ар­ме­ни­я толь­ко бан­ков­ское зо­ло­то толь­ко О драг­ме­тал­ла­х не­т не­т не­т

Бе­ла­русь­

нет

есть­

Ст. 223

нет

нет

Гру­зи­я

нет

нет

нет

нет

нет

Ка­зах­стан

слит­ки зо­ло­та

нет

нет

нет

нет

Кыр­гыз­стан

нет дан­ны­х

нет дан­ны­х

Ст. 208

нет

нет

Лат­ви­я

нет

нет

нет

нет

нет

Лит­ва

нет

нет

нет

нет

нет

Мол­до­ва

нет

есть­

нет

нет

нет

Рос­си­я

нет

есть­

Ст. 191

Ст. 192

нет

Та­джи­ки­стан

нет дан­ны­х

нет дан­ны­х

Ст. 284

Ст. 285

нет

Турк­ме­ни­я

нет дан­ны­х

нет дан­ны­х

Ст. 255

Ст. 256

нет

Уз­бе­ки­стан

есть­

нет дан­ны­х

нет

Ст. 185, 185-1

Ст. 177

Укра­и­на

нет

есть­

нет

Ст. 214

нет

Эсто­ни­я не­т не­т не­т не­т не­т


А в уго­лов­ном за­ко­но­да­тель­стве раз­ви­тых стран ни­че­го по­доб­но­го нет и быть не мо­жет.
 

7. ФКУ «Про­бир­ная па­ла­та Рос­сии» кри­ти­ку­ет вы­ска­зан­ные в При­ло­же­нии 1 по­же­ла­ния юве­лир­но­го со­об­ще­ства о при­вяз­ке опла­ты услуг за опро­бо­ва­ние и клей­ме­ние к ве­ли­чи­не МРОТ. В обос­но­ва­нии та­кой по­зи­ции в пись­ме по­че­му-то рас­смат­ри­ва­ет­ся та­мо­жен­ная по­шли­на, не име­ю­щая от­но­ше­ния к по­шли­не за ока­за­ние услуг по опро­бо­ва­нию и клей­ме­нию.

Та­ким об­ра­зом, на ос­но­ва­нии вы­ше­из­ло­жен­но­го, ФКУ «Про­бир­ная па­ла­та Рос­сии» не под­дер­жи­ва­ет текст Ре­зо­лю­ции.

РЕЗЮМЕ

Важ­но от­ме­тить, что суть Ре­зо­лю­ции – это при­зыв мак­си­маль­но адап­ти­ро­вать нор­мы май­ских Ука­зов Пре­зи­ден­та Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции к при­ме­не­нию в от­рас­ле­вой прак­ти­ке и их ис­поль­зо­ва­нию при вы­ра­бот­ке го­су­дар­ствен­ной по­ли­ти­ки в сфе­ре дра­го­цен­ных ме­тал­лов, дра­го­цен­ных кам­ней и из­де­лий.

Из прак­ти­че­ских пред­ло­же­ний про­ект Ре­зо­лю­ции со­дер­жит един­ствен­ный пункт – об­ра­зо­ва­ние при ре­гу­ля­то­ре (т.е. Ми­ни­стер­стве фи­нан­сов Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции) Со­гла­со­ва­тель­ной (и­ли Со­гла­си­тель­ной) Ко­мис­сии для рас­смот­ре­ния всех су­ще­ству­ю­щих на те­ку­щий мо­мент за­ко­но­про­ек­тов, свя­зан­ных с от­рас­ле­вой де­я­тель­но­стью, и вы­ра­бот­ка ком­про­мисс­ных ре­дак­ций до­ку­мен­тов, а так­же для рас­смот­ре­ния всех про­чих ак­ту­аль­ных во­про­сов сфе­ры ДМДК.

От­ка­зы­ва­ясь под­дер­жать Ре­зо­лю­цию Кон­грес­са, ФКУ «Про­бир­ная па­ла­та Рос­сии», по мне­нию Орг­ко­ми­те­та Кон­грес­са, фак­ти­че­ски от­ка­зы­ва­ет­ся при­знать не­об­хо­ди­мость долж­но­го уче­та об­ще­эко­но­ми­че­ско­го трен­да в го­су­дар­стве в от­но­ше­нии ин­те­ре­сов биз­не­са и фак­ти­че­ски от­ка­зы­ва­ет биз­не­су в пол­но­вес­ном диа­ло­ге с ре­гу­ля­то­ром, огра­ни­чив уча­стие от­рас­ле­во­го биз­не­са ве­де­ни­ем дис­кус­сий в рам­ках соб­ствен­но­го Об­ще­ствен­но­го экс­перт­но­го со­ве­та.

При­ни­мая Ре­зо­лю­цию, Кон­гресс учел вы­ска­зы­ва­ния как Пре­зи­ден­та Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, сде­лан­ные им в по­след­нее вре­мя, так и вы­ска­зы­ва­ния ру­ко­во­ди­те­лей от­рас­ли.

Так, в ос­но­ве под­хо­да Орг­ко­ми­те­та Кон­грес­са к вы­бо­ру те­мы Кон­грес­са ле­жа­ли те­зи­сы вы­ступ­ле­ния В.В.Пу­ти­на на со­ве­ща­нии 7 июня 2013 г, на ко­то­ром Пра­ви­тель­ство пред­ста­ви­ло В.В.Пу­ти­ну пла­ны ра­бот ми­ни­стерств и ве­домств по ре­а­ли­за­ции Ука­зов Пре­зи­ден­та от 7 мая 2012 г.

В част­но­сти, В.В.Пу­ти­на от­ме­тил:

«По­рой скла­ды­ва­ет­ся впе­чат­ле­ние, что не­ко­то­рые ве­дом­ства жи­вут в своeм из­ме­ре­нии и толь­ко ис­клю­чи­тель­но сво­и­ми уз­ки­ми про­бле­ма­ми, а по­ни­ма­ния об­щих стра­те­ги­че­ских за­дач, сто­я­щих пе­ред стра­ной, пе­ред на­ши­ми граж­да­на­ми, ра­ди ко­то­рых мы и ра­бо­та­ем, та­кое по­ни­ма­ние от­сут­ству­ет.

На­при­мер, от­рас­ле­вые ве­дом­ства фак­ти­че­ски про­игно­ри­ро­ва­ли од­ну из клю­че­вых за­дач ука­зов, имею в ви­ду со­зда­ние со­вре­мен­ных ра­бо­чих ме­ст. Вы зна­е­те, за­да­ча мас­штаб­ная, важ­ная, ес­ли не ска­зать важ­ней­шая, и это толь­ко внеш­нее про­яв­ле­ние то­го, что долж­но про­ис­хо­дить.
А что долж­но про­ис­хо­дить? Ре­струк­ту­ри­за­ция рос­сий­ской эко­но­ми­ки, по­ста­нов­ка еe на ин­но­ва­ци­он­ные рель­сы, и как ре­зуль­тат – вот эти 25 мил­ли­о­нов ра­бо­чих ме­ст, о ко­то­рых мы все с ва­ми го­во­рим. Но это­го не вид­но, во вся­ком слу­чае, как од­на из ба­зо­вых за­дач не про­смат­ри­ва­ет­ся».

О за­ре­гу­ли­ро­ва­нии го­су­дар­ством эко­но­ми­ки В.В.Пу­тин пи­сал, на­при­мер, в «О на­ших эко­но­ми­че­ских за­да­чах» в га­зе­те «Ве­до­мо­сти». В част­но­сти, он пи­сал:
«Ми­ро­вой кри­зис до­ба­вил ар­гу­мен­тов сто­рон­ни­кам го­су­дар­ствен­но­го управ­ле­ния. Но мы по­ни­ма­ем, что Рос­сия от­ли­ча­ет­ся от мно­гих дру­гих стран еще до­ста­точ­но боль­шой до­лей го­су­дар­ства в эко­но­ми­ке и бо­лее се­рьез­ным вме­ша­тель­ством в ре­гу­ли­ро­ва­ние, в то вре­мя как ме­то­ды та­ко­го ре­гу­ли­ро­ва­ния, на­о­бо­рот, от­ста­ют от луч­ших име­ю­щих­ся ана­ло­гов.

На­ша эко­но­ми­че­ская по­ли­ти­ка долж­на кор­рек­ти­ро­вать­ся в сто­ро­ну сни­же­ния мас­шта­бов го­су­дар­ствен­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния, за­ме­ны ре­гла­мен­та­ции на ры­ноч­ные ме­ха­низ­мы, ад­ми­ни­стра­тив­но­го кон­тро­ля – на стра­хо­ва­ние от­вет­ствен­но­сти»…

Не­об­хо­ди­мость ре­форм в сфе­ре дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней под­чер­ки­ва­ли и ру­ко­во­ди­те­ли от­рас­ли. Ди­рек­тор Ад­ми­ни­стра­тив­но­го де­пар­та­мен­та Ми­ни­стер­ства фи­нан­сов Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции А.А.Ах­по­лов не­од­но­крат­но под­чер­ки­вал та­кую не­об­хо­ди­мо­сть. Так, на пар­ла­мент­ских слу­ша­ни­ях в Со­ве­те Фе­де­ра­ции 24 но­яб­ря 2005 го­да, А.А.Ах­по­лов в сво­ем вы­ступ­ле­нии от­ме­тил:

«По­вы­ша­ет­ся не­об­хо­ди­мость в ре­фор­ми­ро­ва­нии от­рас­ле­во­го за­ко­но­да­тель­ства, адек­ват­но­го со­от­вет­ству­ю­щим за­ко­но­да­тель­ствам дру­гих стран. Клю­че­вым за­ко­ном, ре­гу­ли­ру­ю­щим рос­сий­ский ры­нок дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней, яв­ля­ет­ся Фе­де­раль­ный за­кон «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных кам­нях». Соз­дан­ный на эта­пе пе­ре­хо­да от ди­рек­тив­ной мо­де­ли эко­но­ми­ки к ры­ноч­ной, за­кон о дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных кам­нях не яв­ля­ет­ся за­ко­ном пря­мо­го дей­ствия.

В его раз­ви­тие из­да­но бо­лее 60 нор­ма­тив­ных до­ку­мен­тов, ко­то­рые не­по­сред­ствен­но вли­я­ют на де­я­тель­ность хо­зяй­ству­ю­щих субъ­ек­тов. Ме­ха­низ­мы ре­гу­ли­ро­ва­ния, в свою оче­редь, за­ви­сят от дру­гих фе­де­раль­ных за­ко­нов, ко­то­рые из­ме­ня­лись с те­че­ни­ем вре­ме­ни.

За про­шед­шее вре­мя по­ня­тие «дра­го­цен­ные ме­тал­лы» вы­ве­де­но из по­ня­тия «ва­лют­ные цен­но­сти», рас­сек­ре­че­ны све­де­ния о за­па­сах в нед­рах, про­из­вод­стве и обо­ро­те дра­го­цен­ных ме­тал­лов, за ис­клю­че­ни­ем се­реб­ра и дра­го­цен­ных кам­ней. При­нят фе­де­раль­ный за­кон об ос­но­вах го­су­дар­ствен­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния внеш­не­эко­но­ми­че­ской де­я­тель­но­сти и ряд дру­гих. В сло­жив­ших­ся усло­ви­ях пе­ре­смотр по­ло­же­ний Фе­де­раль­но­го за­ко­на «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных кам­нях» в це­лях при­ве­де­ния его в со­от­вет­ствие с ре­а­ли­я­ми со­вре­мен­ных ры­ноч­ных от­но­ше­ний оче­ви­ден».

Ка­са­ясь про­бир­но­го над­зо­ра, А.А.Ах­по­лов ука­зал на его не­со­от­вет­ствие ры­ноч­ным усло­ви­ям:
«Рас­смат­ри­вая су­ще­ству­ю­щую мо­дель рос­сий­ско­го фе­де­раль­но­го про­бир­но­го над­зо­ра, не­об­хо­ди­мо при­знать, что сфор­ми­ро­ван­ная в усло­ви­ях жест­ко­го цен­тра­лиз­ма и то­таль­но­го го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля за про­из­вод­ством и обо­ро­том дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней, она пе­ре­ста­ла со­от­вет­ство­вать из­ме­нив­шим­ся об­ще­ствен­но-эко­но­ми­че­ским от­но­ше­ни­ям, тен­ден­ци­ям раз­ви­тия рын­ка. Этот во­прос про­ра­ба­ты­ва­ет­ся сов­мест­но с участ­ни­ка­ми рын­ка, его ре­ше­ние го­то­вит­ся в обо­зри­мом бу­ду­щем».
За­вер­шая вы­ступ­ле­ние, А.А.Ах­по­лов ре­зю­ми­ро­вал:

«Та­ким об­ра­зом, фе­де­раль­ные ор­га­ны ис­пол­ни­тель­ной вла­сти про­во­дят по­ли­ти­ку, на­прав­лен­ную на по­сле­до­ва­тель­ную ли­бе­ра­ли­за­цию рын­ка дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней, сня­тие его из­бы­точ­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния со сто­ро­ны го­су­дар­ства, устра­не­ние име­ю­щих­ся про­ти­во­ре­чий в за­ко­но­да­тель­ной ба­зе».

Не­об­хо­ди­мо от­ме­тить, что с про­це­дур­ной точ­ки зре­ния по­ве­де­ние Орг­ко­ми­те­та по от­но­ше­нию к Ми­ни­стер­ству фи­нан­сов Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции и Про­бир­ной па­ла­те Рос­сии бы­ло без­упреч­ным.

Так, еще 3 июня 2013 го­да Ди­рек­то­ру Ад­ми­ни­стра­тив­но­го де­пар­та­мен­та Ми­ни­стер­ства фи­нан­сов Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции А.А.Ах­по­ло­ву по элек­трон­ной по­чте бы­ло на­прав­ле­но пись­мо от Ф.Ф.Гу­ме­ро­ва, в ко­то­ром озву­чи­ва­лась пред­ла­га­е­мая по­вест­ка дня пред­сто­я­ще­го Кон­грес­са, и вы­ра­жа­лась го­тов­ность ее скор­рек­ти­ро­вать по по­же­ла­нию Мин­фи­на.

Да­лее, 21 июня 2013 го­да А.А.Ах­по­ло­ву по элек­трон­ной по­чте был на­прав­лен текст про­ек­та Ре­зо­лю­ции Кон­грес­са и ито­го­вая по­вест­ка дня. При этом пись­мо-при­гла­ше­ние А.А.Ах­по­ло­ва на Кон­гресс от Гу­бер­на­то­ра Ко­стром­ской об­ла­сти С.К.Сит­ни­ко­ва бы­ло до­став­ле­но в Мин­фин на­роч­ным.

Ана­ло­гич­но, свое­вре­мен­но обо всех до­ку­мен­тах Кон­грес­са ин­фор­ми­ро­ва­лось ФКУ «Про­бир­ная па­ла­та Рос­сии» - так­же 21 мая 2013 го­да на элек­трон­ную по­чту от­вет­ствен­но­го со­труд­ни­ка Про­бир­ной па­ла­ты Рос­сии С.Н.Дя­чен­ко по со­гла­со­ва­нию с ним бы­ли вы­сла­ны текст про­ек­та Ре­зо­лю­ции Кон­грес­са и ито­го­вая по­вест­ка дня. Пись­мо-при­гла­ше­ние Ру­ко­во­ди­те­лю Про­бир­ной па­ла­ты Рос­сии А.В.Мар­ки­ну на Кон­гресс от Гу­бер­на­то­ра Ко­стром­ской С.К.Сит­ни­ко­ва об­ла­сти бы­ло до­став­ле­но на­роч­ным.

Ни­ка­ких за­ме­ча­ний ни к про­ек­ту Ре­зо­лю­ции, ни к по­вест­ке дня ни от Мин­фи­на, ни от Про­бир­ной па­ла­ты Рос­сии до про­хож­де­ния Кон­грес­са не по­сту­пи­ло.

В хо­де Кон­грес­са, пред­ста­ви­тель Про­бир­ной па­ла­ты Рос­сии А.В.Лап­те­ва устра­ни­лась от об­суж­де­ния ито­го­во­го тек­ста Ре­зо­лю­ции Кон­грес­са, не­мед­лен­но по­ки­нув зал по­сле соб­ствен­но­го вы­ступ­ле­ния.

Тем не ме­нее, Орг­ко­ми­тет ре­шил при­нять во вни­ма­ние мне­ние Ру­ко­во­ди­те­ля ФКУ «Про­бир­ная па­ла­та Рос­сии», вы­ска­зан­ное в пись­ме, по­сту­пив­шем на имя Гу­бер­на­то­ра Ко­стром­ской об­ла­сти С.К.Сит­ни­ко­ва спу­стя не­сколь­ко дней по­сле про­ве­де­ния Кон­грес­са. Рас­смат­ри­вая Про­бир­ную па­ла­ту Рос­сии как очень важ­но­го, но толь­ко од­но­го из участ­ни­ков рын­ка, Орг­ко­ми­тет не мо­жет пре­не­бречь мне­ни­ем осталь­ных участ­ни­ков Кон­грес­са, под­дер­жав­ших пред­ло­жен­ный текст Ре­зо­лю­ции в це­лом. При этом При­ло­же­ние 1 к ней «Пе­ре­чень те­ку­щих и пер­спек­тив­ных по­же­ла­ний от­рас­ле­во­го биз­не­са», на ко­то­рое при­шлось по­ло­ви­на пре­тен­зий ФКУ «Про­бир­ная па­ла­та Рос­сии», во­об­ще изъ­ято из Ре­зо­лю­ции как вто­ро­сте­пен­ное. Тем бо­лее, что об­суж­де­ние этих по­же­ла­ний юве­лир­но­го со­об­ще­ства как раз и пред­по­ла­га­ет­ся ве­сти в Со­гла­со­ва­тель­ной Ко­мис­сии, ко­то­рая в ито­го­вом до­ку­мен­те пе­ре­име­но­ва­на в Со­гла­си­тель­ную ко­мис­сию.

Ис­пол­ни­тель­ный сек­ре­тарь Орг­ко­ми­те­та Кон­грес­са В.А.З­бой­ков
 

[ Ювелирные Известия ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->