Система пробирного надзора США. Исторические факты, обусловившие ее специфику.

Раздел: Рынки
11 июня 2013 г.

До на­ча­ла ХVIII ве­ка в США от­сут­ству­ют ка­кие-ли­бо упо­ми­на­ния о про­бир­ном над­зо­ре и ин­сти­ту­те клей­ме­ния как та­ко­вом. Ре­ша­ю­щее вли­я­ние на дан­ную си­ту­а­цию ока­за­ла ис­то­рия раз­ви­тия де­неж­ной си­сте­мы го­су­дар­ства.

Исто­ри­че­ский экс­курс в эпо­ху ста­нов­ле­ния си­стем про­бир­но­го над­зо­ра раз­ных стран де­ла­ет оче­вид­ным тот факт, что си­сте­мы кон­тро­ля ка­че­ства дра­го­цен­ных ме­тал­лов воз­ни­ка­ли в боль­шин­стве стран ми­ра в свя­зи с не­об­хо­ди­мо­стью га­ран­ти­ро­вать пла­те­же­спо­соб­ность де­нег (ко­то­рые бы­ли зо­ло­ты­ми или се­реб­ря­ны­ми). Имен­но по­треб­ность га­ран­ти­ро­вать ка­че­ство дра­го­цен­но­го ме­тал­ла, вы­сту­па­ю­ще­го в те вре­ме­на эк­ви­ва­лен­том де­неж­ной еди­ни­цы, спо­соб­ство­ва­ло фор­ми­ро­ва­нию чет­ко ре­гла­мен­ти­ро­ван­ных си­стем про­бир­но­го над­зо­ра в Ве­ли­ко­бри­та­нии, Гер­ма­нии, Рос­сии.

В США си­ту­а­ция скла­ды­ва­лась иным об­ра­зом. До на­ча­ла XVIII ве­ка день­ги тут бы­ли ев­ро­пей­ско­го про­из­вод­ства и име­ли кон­ти­нен­таль­ный стан­дарт про­бы. Не­об­хо­ди­мость на­деж­ной га­ран­тии стан­дар­та дра­го­цен­но­го ме­тал­ла воз­ник­ла в США толь­ко по­сле со­зда­ния сво­ей де­неж­ной си­сте­мы. Этим объ­яс­ня­ет­ся то, что впо­след­ствии в 1906 го­ду был при­нят За­кон «О клей­ме­нии» (National Stamping Act), дей­ствие ко­то­ро­го из­на­чаль­но рас­про­стра­ня­лось в ос­нов­ном на бан­ков­ские слит­ки.

В два­дца­тые го­ды ны­неш­не­го сто­ле­тия США пе­ре­жи­ва­ли бур­ный эко­но­ми­че­ский ро­ст. Меж­ду­на­род­ное со­об­ще­ство пред­ска­зы­ва­ло стра­не на­ча­ло Но­вой Эры, ко­то­рую долж­ны бы­ли ха­рак­те­ри­зо­вать даль­ней­ший рост бла­го­со­сто­я­ния и про­цве­та­ние на­ции.

24 ок­тяб­ря 1929 го­да во­шло в ис­то­рию США как «чер­ный чет­верг». На Нью-йорк­ской фон­до­вой бир­же про­изо­шел не­ви­дан­ный за всю ис­то­рию тор­гов сброс ак­ций. В этот пе­ри­од, на­зы­ва­е­мый ис­то­ри­ка­ми пе­ри­о­дом Ве­ли­кой Де­прес­сии, по ука­за­нию Ф.Д. Ру­звель­та был за­пре­щен вы­воз зо­ло­та из США и кон­вер­та­ция в зо­ло­то бу­маж­ных де­нег. Аме­ри­кан­ские граж­да­не бы­ли обя­за­ны сдать по фик­си­ро­ван­ным це­нам име­ю­щий­ся у них ме­талл Пра­ви­тель­ству.

При­ло­жив огром­ные уси­лия к при­ня­тию в 1944 го­ду Ре­ше­ния Меж­ду­на­род­ной Брет­тон­вуд­ской ва­лют­ной кон­фе­рен­ции, вла­сти США име­ли це­лью убеж­де­ние ми­ро­вой об­ще­ствен­но­сти в том, что дол­лар по сво­ей су­ти ана­ло­ги­чен зо­ло­ту и спо­со­бен за­ме­нить этот ме­талл при не­об­хо­ди­мо­сти. Для дол­ла­ра был уста­нов­лен зо­ло­той стан­дарт. США на­ча­ли ак­тив­ную по­ли­ти­ку на­коп­ле­ния соб­ствен­ных зо­ло­тых ак­ти­вов. Ос­нов­ной пре­сле­ду­е­мой це­лью при этом ста­ло фор­ми­ро­ва­ние за­па­са ме­тал­ла, спо­соб­но­го обес­пе­чить пла­теж­ную си­лу дол­ла­ра и со­от­вет­ствен­но укреп­ле­ние «ав­то­ри­те­та» по­след­не­го как меж­ду­на­род­ной ре­зерв­ной ва­лю­ты.

Осо­зна­вая воз­рас­та­ю­щие мас­шта­бы зо­ло­тых на­коп­ле­ний го­су­дарств За­пад­ной Ев­ро­пы в по­сле­во­ен­ное вре­мя и не­воз­мож­ность быст­ро­го вос­ста­нов­ле­ния соб­ствен­ных бы­лых за­па­сов дра­го­цен­но­го ме­тал­ла в пол­ном объ­е­ме, вла­сти США опа­са­лись сни­же­ния ав­то­ри­те­та дол­ла­ра из-за не­до­стат­ка его ме­тал­ли­че­ско­го обес­пе­че­ния. По­ли­ти­че­ское ру­ко­вод­ство США при­шло к вы­во­ду о не­об­хо­ди­мо­сти со­зда­ния но­вой фи­нан­со­во-ва­лют­ной си­сте­мы. Для ре­а­ли­за­ции по­став­лен­ной за­да­чи не­об­хо­ди­мо бы­ло «у­бе­дить» ми­ро­вую об­ще­ствен­ность в том, что зо­ло­то и се­реб­ро – это уже не день­ги, а «о­быч­ный то­вар». Имен­но с это­го мо­мен­та в США зо­ло­той за­пас, в боль­шин­стве сво­ем, стал су­ще­ство­вать в ви­де сер­ти­фи­ка­тов, а дра­го­цен­ные ме­тал­лы на­ча­ли мас­со­во ис­поль­зо­вать­ся в иных це­лях, от­лич­ных от на­коп­ле­ний в ви­де бан­ков­ских слит­ков. В том чис­ле и в юве­лир­ном про­из­вод­стве.

В боль­ших го­ро­дах (Нью-Йорк, Бо­стон) по бри­тан­ской мо­де­ли со­зда­ва­лись пер­вые кор­по­ра­ции юве­ли­ров. В 1996 го­ду Фе­де­раль­ная Тор­го­вая Ко­мис­сия утвер­ди­ла Ре­ко­мен­да­ции для юве­лир­ной Про­мыш­лен­но­сти (Guidelines for the Jewelry Industry) – да­лее Ре­ко­мен­да­ции. Дей­ствие до­ку­мен­та ос­но­ва­но на За­ко­не «О клей­ме­нии» и рас­про­стра­ня­ет­ся на де­я­тель­ность про­из­во­ди­те­лей, плав­щи­ков, ди­ле­ров. Ха­рак­тер­но, что до­ку­мент не со­дер­жит свой­ствен­ных за­ко­но­да­тель­ству иных стран по­ня­тий про­бы, клей­ме­ния и др. В нем идет речь лишь об «от­тис­ке ма­сте­ра», ко­то­рый соб­ствен­но и не­сет от­вет­ствен­ность за ка­че­ство спла­ва из ко­то­ро­го из­го­тов­ле­но из­де­лие. Та­к­же уста­нав­ли­ва­ет­ся по­ря­док ис­поль­зо­ва­ния тер­ми­нов: «на­ту­раль­ный», «об­ра­бо­тан­ный», «син­те­ти­че­ский», раз­лич­ных на­име­но­ва­ний кам­ней и ви­дов ме­тал­лов. Ре­ко­мен­да­ции рас­смат­ри­ва­ют не­за­кон­ное ис­поль­зо­ва­ние преду­смот­рен­ных по­ня­тий как вве­де­ние в за­блуж­де­ние. Со­дер­жат­ся так­же тре­бо­ва­ния к от­тис­кам клейм (раз­мер, чет­ко­сть, ме­сто про­ста­нов­ки). От­вет­ствен­ность за на­ру­ше­ние прав по­тре­би­те­лей воз­ла­га­ет­ся на ди­ле­ра.

В до­ку­мен­те преду­смот­ре­ны сле­ду­ю­щие ви­ды проб:

- для пла­ти­ны 950, 900, 850;
- для зо­ло­та от 10 до 24 ка­рат;
- для се­реб­ра 900, 925;

В 2002 го­ду в Нью-Йор­ке со­здан Аме­ри­кан­ский Про­бир­ный и Гем­мо­ло­ги­че­ский Центр (да­лее Про­бир­ный цен­тр). Сфор­ми­ро­ван и дей­ству­ет как фи­ли­ал Бир­мин­гем­ской про­бир­ной па­ла­ты Ве­ли­ко­бри­та­нии. Ха­рак­тер­но, что в прейс­ку­ран­те цен на услу­ги Цен­тра от­сут­ству­ет сто­и­мость услуг по опро­бо­ва­нию и клей­ме­нию. При­чи­ны та­кой си­ту­а­ции пре­дель­но яс­ны, так как в пе­ри­од от­сут­ствия ин­сти­ту­та клей­ме­ния в США са­мые круп­ные и из­вест­ные про­из­во­ди­те­ли ста­ли клей­мить свои из­де­лия под зна­ком Ве­ли­ко­бри­та­нии, в со­от­вет­ствии с уста­нов­лен­ной в дан­ной стра­не сто­и­мо­стью. Ана­ло­гич­ная про­це­ду­ра име­ет ме­сто и се­год­ня. Ос­нов­ной га­ран­ти­ей ка­че­ства из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов в США яв­ля­ет­ся мар­ка про­из­во­ди­те­ля.

Для за­щи­ты прав по­тре­би­те­лей со­зда­ют­ся не­ком­мер­че­ские ор­га­ни­за­ции. На се­го­дняш­ний день су­ще­ству­ет не­ком­мер­че­ская ор­га­ни­за­ция «Юве­лир­ный Ко­ми­тет бди­тель­но­сти», су­ще­ству­ю­щий с 1912 го­да, сле­дя­щий за тем, что­бы ди­ле­ра­ми предо­став­ля­лась пол­ная и до­сто­вер­ная ин­фор­ма­ция о по­сту­па­ю­щих на ры­нок из­де­ли­ях. Чле­ны дан­ной ор­га­ни­за­ции име­ют пра­во про­ве­де­ния уста­нов­лен­но­го ко­ли­че­ства бес­плат­ных рент­ге­но-флу­о­рес­цент­ных ана­ли­зов из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов, на­хо­дя­щих­ся в про­да­же.
Сле­ду­ет от­ме­тить, что в США рас­про­стра­не­но по­ня­тие «underkarating», что в пе­ре­во­де на рус­ский озна­ча­ет «не­до­вес». По­доб­ное яв­ле­ние за­ча­стую име­ет ме­сто в пунк­тах об­ме­на, ма­лень­ких ма­га­зи­нах, осо­бен­но в пе­ри­од ски­док.

Для за­щи­ты прав по­тре­би­те­лей в по­доб­ных си­ту­а­ци­ях Про­бир­ным цен­тром предо­став­ля­ют­ся услу­ги хи­ми­че­ско­го ана­ли­за (сто­и­мо­стью от 25 до 85$) и тре­тей­ской экс­пер­ти­зы, с ре­зуль­та­та­ми ко­то­рых по­тре­би­тель об­ра­ща­ет­ся в суд. Это объ­яс­ня­ет­ся тем, что в США ин­сти­тут и ме­ха­низ­мы су­деб­ной за­щи­ты прав по­тре­би­те­ля сфор­ми­ро­ва­лись за­дол­го до на­ча­ла раз­ви­тия оте­че­ствен­но­го юве­лир­но­го про­из­вод­ства и, сле­до­ва­тель­но, ин­сти­ту­та клей­ме­ния. Этим объ­яс­ня­ет­ся и тот факт, что в За­ко­не «О клей­ме­нии» про­пи­са­ны про­це­ду­ры су­деб­ной за­щи­ты по­тре­би­те­лей, сум­мы штра­фов, под­ле­жа­щих взыс­ка­нию су­дом.

Под­во­дя итог, мож­но от­ме­тить, что си­сте­ма про­бир­но­го над­зо­ра США до­ста­точ­но свое­об­раз­на. Эта свое­об­раз­ность в боль­шин­стве сво­ем обу­слов­ле­на ис­то­ри­ей раз­ви­тия фи­нан­со­вой и эко­но­ми­че­ской си­стем го­су­дар­ства. Дра­го­цен­ные ме­тал­лы вы­пол­ня­ли на­ко­пи­тель­ную функ­цию, при­зван­ную обес­пе­чить ре­пу­та­цию дол­ла­ра как ми­ро­вой ре­зерв­ной ва­лю­ты. В свя­зи с этим дол­гое вре­мя от­сут­ство­ва­ла не­об­хо­ди­мость фор­ми­ро­ва­ния струк­ту­ры ор­га­нов про­бир­но­го над­зо­ра. К мо­мен­ту на­ча­ла раз­ви­тия юве­лир­но­го про­из­вод­ства в стра­не до­ста­точ­но мощ­ный ав­то­ри­тет за­слу­жи­ла су­деб­ная си­сте­ма, креп­ко сто­я­щая на тот мо­мент на стра­же ин­те­ре­сов по­тре­би­те­ля. Вслед­ствие боль­шо­го до­ве­рия по­след­не­го этой си­сте­ме, не­об­хо­ди­мым бы­ло лишь сфор­ми­ро­вать ин­сти­тут экс­пер­ти­зы, спо­соб­ный обес­пе­чить су­деб­ную си­сте­му не­об­хо­ди­мы­ми дан­ны­ми о ка­че­стве из­де­лия из дра­го­цен­но­го ме­тал­ла. Сле­до­ва­тель­но, все не­об­хо­ди­мые ин­сти­ту­ты для за­щи­ты прав по­тре­би­те­лей в США со­зда­ны. Они яв­ля­ют­ся су­ще­ствен­ным про­ти­во­ве­сом воз­мож­ных зло­упо­треб­ле­ний про­из­во­ди­те­лей и ди­ле­ров, до­ста­точ­но сла­же­но функ­ци­о­ни­ру­ют при их вер­ном це­ле­вом ис­поль­зо­ва­нии. Что же ка­са­ет­ся по­куп­ки не клей­мен­ных из­де­лий в мел­ких ма­га­зи­нах по яв­но за­ни­жен­ным це­нам – тут ре­ше­ние оста­ет­ся на усмот­ре­ние са­мих по­тре­би­те­лей.

А.В. Лап­те­ва спе­ци­а­лист по свя­зям с меж­ду­на­род­ны­ми ор­га­ни­за­ци­я­ми
в сфе­ре обо­ро­та дра­го­цен­ных ме­тал­ло­в
ФКУ «Про­бир­ная па­ла­та Рос­сии»
к.ю.н.

 

[ probpalata.ru ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->