Ананов – о Путине, Собчаке и золотых яйцах

Раздел: Ювелиры и компании
10 июня 2013 г.

Са­мый из­вест­ный в Рос­сии юве­лир Ан­дрей Ана­нов пред­ста­вил яй­цо, из­го­тов­лен­ное к 400-ле­тию до­ма Ро­ма­но­вых. «Это ве­щь, ко­то­рая за­кре­пит мое имя в ис­то­рии», - без из­лиш­ней скром­но­сти за­явил в ин­тер­вью «Фон­тан­ке» он. Впер­вые по­сле де­ся­ти­лет­не­го мол­ча­ния Ана­нов рас­ска­зал о кри­зи­се ев­ро­пей­ско­го юве­лир­но­го рын­ка, объ­яс­нил, за­чем пла­тит член­ские взно­сы в «Е­ди­ную Рос­сию» и по­че­му не по­де­лил округ на дум­ских вы­бо­рах с экс-мэ­ром Ана­то­ли­ем Соб­ча­ком.

Ан­дрей Ана­нов во­рвал­ся в ме­диа­про­стран­ство в 1990-е го­ды, ко­гда стал са­мым из­вест­ным юве­ли­ром Рос­сии. «Пер­вый ма­стер, по­лу­чив­ший раз­ре­ше­ние на ра­бо­ту с драг­ме­тал­ла­ми в СССР», «е­дин­ствен­ный в ми­ре че­ло­век, име­ю­щий пра­во ста­вить на свои укра­ше­ния клей­мо “Фа­бер­же”», «ку­ти­ла, про­иг­рав­ший в ка­зи­но Мон­те-Кар­ло 700 ты­сяч фран­ков за ве­чер» – так пи­са­ли о нем жур­на­ли­сты.

В на­ча­ле 2000-х Ана­нов из эфи­ра про­пал, проч­но за­кре­пив­шись на Пет­ро­град­ской сто­ро­не, где по­ти­хонь­ку рос­ла его баш­ня – по­стро­ен­ное по всем пра­ви­лам сред­не­ве­ко­вой ар­хи­тек­ту­ры кир­пич­ное со­ору­же­ние, объ­еди­ня­ю­щее про­из­вод­ство и ма­га­зин. Од­на­ко 21 мая в ре­дак­цию «Фон­тан­ки» при­шло пись­мо: «В ма­стер­ской Ан­дрея Ана­но­ва за­кон­че­на ра­бо­та над ис­то­ри­че­ским про­из­ве­де­ни­ем – пас­халь­ным яй­цом “400 лет До­ма Ро­ма­но­вы­х”. По­след­нее яй­цо - к 300-ле­тию до­ма - из­го­то­вил Фа­бер­же 100 лет на­зад». И под­пись: «А­на­нов».

Ми­мо та­ко­го яв­ле­ния мы прой­ти не смо­гли. Пер­вым же во­про­сом, за­дан­ным 67-лет­не­му юве­ли­ру, си­дя­ще­му в сво­ем ка­би­не­те за круг­лым сто­ли­ком в бе­лой фут­бол­ке Lacoste и джин­сах, стал: «Вы за­чем пи­са­ли пись­мо? Ведь со­сто­я­тель­ный и из­вест­ный че­ло­век, а вы­пол­ня­ли ра­бо­ту ря­до­во­го пи­ар­щи­ка».

- Все очень про­сто. Я – че­ло­век тще­слав­ный. И гре­хом, осо­бен­но для муж­чи­ны, это не счи­таю, – от­ве­тил Ан­дрей Ана­нов. – К то­му же до при­хо­да в юве­ли­ри­ку я окон­чил те­ат­раль­ный ин­сти­тут и 14 лет ра­бо­тал ре­жис­се­ром. А что важ­но ар­ти­сту? Ап­ло­дис­мен­ты, оцен­ка зри­те­лей.

- А есть во­об­ще спе­ци­а­ли­сты по пи­а­ру в ва­шей ком­па­нии?

– Ни од­но­го: я очень люб­лю и це­ню про­фес­си­о­на­лов, пла­чу им боль­шие день­ги. Но пи­ар­щи­ков так на­звать слож­но. Сей­час, ко­неч­но, «свя­зям с об­ще­ствен­но­стью» учат да­же в ин­сти­ту­тах, но это пи­ар ту­пой – вро­де пла­ка­тов «Пей­те ко­ка-ко­лу». Насто­я­щий пи­ар – тон­кий. Спо­соб­но­сти к не­му да­ют­ся от Бо­га.

Я всю жизнь был сам се­бе пи­ар­щи­ком. На­при­мер, в 1994 го­ду, ко­гда в Пе­тер­бург при­е­ха­ла ко­ро­ле­ва Ве­ли­ко­бри­та­нии Ели­за­ве­та II, пре­под­нес ей ве­точ­ку еже­ви­ки из зо­ло­та, нео­фи­та, ма­ри­о­на, гор­но­го хру­ста­ля и брил­ли­ан­тов. По­сле это­го на ме­ня об­ру­ши­лась ла­ви­на пред­ло­же­ний от ан­глий­ских жур­на­лов: «Дай­те ре­кла­му по 6 ты­сяч фун­тов за стра­ни­цу». Я пуб­лич­но уди­вил­ся: «Бед­ный рус­ский юве­лир да­рит ва­шей ко­ро­ле­ве дра­го­цен­но­сти, а вы про­си­те с не­го день­ги?» В ре­зуль­та­те че­ты­ре тол­стых из­да­ния на­пи­са­ли обо мне бес­плат­но.

- В ва­шей био­гра­фии есть фак­ты, ко­то­рые вы вы­ду­ма­ли – в рам­ках са­мо­пи­а­ра?

– Из паль­ца не вы­со­сал ни­че­го, но есть ис­то­рии, ко­то­рые не­сколь­ко при­укра­сил. Они, ска­жем так, под­верг­лись ре­жис­сер­ской ху­до­же­ствен­ной об­ра­бот­ке.

- На­при­мер, пре­зен­та­ция из­де­лий в па­риж­ском оте­ле «Ритц», ко­то­рую в 1991 го­ду устро­и­ла для вас фир­ма «Фа­бер­же»? Из ин­тер­вью в ин­тер­вью бюд­жет это­го празд­не­ства ста­биль­но рос. Сна­ча­ла го­во­ри­ли 160 ты­ся­чах дол­ла­ров, по­том о 180, 220, 240...

– Це­на не мог­ла ме­нять­ся. Она со­вер­шен­но точ­но со­став­ля­ла 290 ты­сяч дол­ла­ров...

«Фир­ма ”Фа­бер­же” об­ве­ла ме­ня во­круг паль­ца»

Но вот Ана­нов ста­вит на стол чер­ную ко­роб­ку. Же­стом ил­лю­зи­о­ни­ста под­ни­ма­ет крыш­ку. Внут­ри сто­ит пас­халь­ное яй­цо с чет­верть мет­ра вы­со­той. По ро­зо­вой эма­ли рас­хо­дит­ся се­реб­ри­стое кру­же­во ги­льо­шти­ров­ки.

– Я сде­лал его, что­бы оно оста­лось в ис­то­рии. Как то яй­цо, ко­то­рое из­го­то­вил Фа­бер­же к 300-ле­тию до­ма Ро­ма­но­вых, – за­яв­ля­ет юве­лир, вновь при­са­жи­ва­ясь и за­ку­ри­вая. – Здесь за­ло­жен глу­бо­кий смысл. Вот Ко­стро­ма, где на­ча­лось цар­ствие до­ма Ро­ма­но­вых (А­на­нов про­во­дит ру­кой ря­дом с ниж­ней по­ло­ви­ной яй­ца, где бле­стят вы­то­чен­ные из бе­ло­го зо­ло­та и ин­кру­сти­ро­ван­ные брил­ли­ан­та­ми ку­по­ла Ипа­тьев­ско­го мо­на­сты­ря. – Прим. ред.). Это – Пе­тер­бург, где оно за­кон­чи­лось (та­кой же же­ст, но чуть вы­ше – там рас­про­стер ко­лон­на­ду ми­ни­а­тюр­ный Ка­зан­ский со­бор. – Прим. ред.). Вот не­тлен­ные цар­ские ре­га­лии (А­на­нов от­кры­ва­ет яй­цо: внут­ри – две неф­ри­то­вые по­ду­шеч­ки. На них за­креп­ле­ны дер­жа­ва, ко­ро­на и ски­петр не боль­ше спи­чеч­но­го ко­роб­ка. – Прим. ред.). Как ре­жис­сер, я все­гда хо­тел, что­бы из­де­лие бы­ло со смыс­лом. Что­бы оно со­дер­жа­ло в се­бе не толь­ко зо­ло­тые за­ви­туш­ки, но и кон­фликт, раз­ви­тие дей­ствия.

- Яй­цо, го­во­рят, за­ка­за­ли са­ми по­том­ки Ро­ма­но­вых.

– В от­ли­чие от на­сто­я­щих Ро­ма­но­вых, ко­то­рые за­кон­чи­лись в 1918 го­ду, ны­неш­ние Ро­ма­но­вы слиш­ком бед­ны. Пред­ло­же­ние из­го­то­вить его по­сту­пи­ло от Рос­сий­ско­го им­пе­ра­тор­ско­го фон­да (объ­еди­не­ние рус­ских биз­не­сме­нов в Ве­ли­ко­бри­та­нии, ста­вя­щее сво­ей це­лью «про­па­ган­ду им­пер­ской куль­ту­ры». – Прим. ред.). Его гла­ва Алек­сандр Ани­си­мов год на­зад на­пи­сал мне: «Ан­дрей Геор­ги­е­вич, возь­ми­тесь, ник­то, кро­ме вас, не смо­жет это сде­лать...» По его пла­ну, в сен­тяб­ре яй­цо про­де­мон­стри­ру­ют в Лон­до­не, на бла­го­тво­ри­тель­ном ба­лу в Кен­синг­тон­ском двор­це, по­том бу­дет еще не­сколь­ко тор­же­ствен­ных ме­ро­при­я­тий, а в кон­це го­да его про­да­дут на круп­ном аук­ци­о­не.

- "Кри­сти"? "Сот­бис"?

– Что-ни­будь в этом ро­де. Я из­го­то­вил вещь за свой счет – она обо­шлась в 120 - 130 ты­сяч ев­ро. На­чаль­ная це­на ло­та бу­дет как ми­ни­му, в 2 ра­за вы­ше. Впро­чем, для ме­ня в этой ис­то­рии важ­ны не день­ги. Важ­но, что­бы яй­цо ста­ло из­вест­ным, что­бы лю­ди зна­ли, что в Рос­сии есть ма­сте­ра, го­то­вые вы­пол­нить ру­ка­ми лю­бой слож­но­сти из­де­лие.

- На яй­це сто­ит под­пись: «А­на­нов». Как дав­но пе­ре­ста­ли ис­поль­зо­вать клей­мо «Фа­бер­же от Ана­но­ва»? Ведь в 1990-е вы ста­ли един­ствен­ным в ми­ре юве­ли­ром, кто по­лу­чил пра­во так мар­ки­ро­вать свою про­дук­цию.

– В 1989 го­ду я дей­стви­тель­но под­пи­сал с па­риж­ской фир­мой «Фа­бер­же» кон­тракт. Но они ме­ня об­ма­ну­ли, об­ве­ли во­круг паль­ца. В усло­ви­ях до­го­во­ра бы­ло ука­за­но, что я дол­жен от­да­вать ком­мер­сан­там 14 про­цен­тов го­до­во­го до­хо­да до на­ло­го­об­ло­же­ния в Рос­сии. На прак­ти­ке это зна­чи­ло, что фран­цу­зы по­лу­ча­ли по­ло­ви­ну мо­е­го за­ра­бот­ка. В 1991 го­ду кон­тракт был пре­кра­щен. Ни на од­ном из­де­лии клей­мо «Фа­бер­же от Ана­но­ва» я не по­ста­вил.

- Тем не ме­нее вас до сих пор по­сто­ян­но срав­ни­ва­ют с Фа­бер­же. Го­во­ри­те, что хо­ти­те вой­ти в ис­то­рию, а фак­ти­че­ски яв­ля­е­тесь его аль­тер эго.

– Все­гда с ува­же­ни­ем от­но­сил­ся к Кар­лу Густа­во­ви­чу, но так не счи­таю. Вы, на­вер­ное, зна­е­те, что я на­чи­нал за­ни­мать­ся юве­лир­ным ис­кус­ством в 1970-е го­ды, ко­гда юве­ли­ри­ка в СССР бы­ла под за­пре­том, а за мной охо­ти­лось КГБ. То­гда я не пы­тал­ся, как мно­гие со­вре­мен­ные ди­зай­не­ры, сде­лать пло­хо, но по-сво­е­му. Я хо­тел по­вто­рить стиль и тех­ни­ку ве­ли­ких рус­ских ма­сте­ров. А их мно­го – Ио­ганн-Гот­либ Шарф, Ие­ре­мия По­зье, Джу­ли­ус Рап­по­порт, Ми­ха­ил Перх­ин. А сколь­ко тех, чье имя не со­хра­ни­лось? Пом­ню, как си­дел но­чью с лу­пой, ре­мон­ти­ро­вал ка­кое-ни­будь ста­рин­ное из­де­лие, и сле­зы на­во­ра­чи­ва­лись на гла­за. Хо­те­лось снять шап­ку и по­кло­нить­ся это­му не­из­вест­но­му ма­сте­ру, ко­то­рый так сде­лал.

- «Так» – это как? Объ­яс­ни­те, по­жа­луй­ста, че­ло­ве­ку, да­ле­ко­му от юве­лир­но­го ми­ра.

– Это нель­зя объ­яс­нить, на­до, что­бы в кровь впи­та­лось, – ли­нии, вы­со­чай­ше­го уров­ня по­ли­ров­ка, эле­гант­ная за­креп­ка брил­ли­ан­тов, уме­ние со­здать про­из­ве­де­ние креп­кое и вме­сте с тем изящ­ное. Ведь до ре­во­лю­ции юве­ли­ры все де­ла­ли вруч­ную. На­при­мер, слож­ная брошь со­сто­я­ла из боль­шо­го ко­ли­че­ства де­та­лей: каж­дую об­ра­ба­ты­ва­ли от­дель­но, а за­тем всю кон­струк­цию скреп­ля­ли штиф­та­ми. По­это­му та­кая брош­ка, от­шли­фо­ван­ная со всех сто­рон, си­я­ет до сих пор. В СССР же про­из­вод­ство бы­ло по­став­ле­но на при­ми­тив­ный по­ток, дра­го­цен­но­сти из­го­тав­ли­ва­ли ме­то­дом ли­тья и штам­пов­ки. По­лу­ча­лось гру­бо: в тон­ких ме­стах та­кие укра­ше­ния не про­по­ли­ро­вать – ту­да про­сто не до­брать­ся. К то­му же со­вет­ские вла­сти за­пре­ти­ли ис­поль­зо­вать в юве­ли­ри­ке со­че­та­ние двух ме­тал­лов. А вся тех­ни­ка про­шлых ве­ков бы­ла ос­но­ва­на имен­но на этом: брил­ли­ан­ты за­креп­ля­лись в се­ребре, а зо­ло­тая опра­ва при­да­ва­ла проч­но­сти из­де­лию.

- Не­уже­ли в СССР не бы­ло ни од­но­го ма­сте­ра, ко­то­ро­му мож­но под­ра­жать?

– В СССР юве­лир­но­го ис­кус­ства не су­ще­ство­ва­ло.

- Но вот в со­сед­нем Пе­тер­го­фе ра­бо­та­ла гра­ниль­ная фаб­ри­ка.

– Огран­ка – не ис­кус­ство. Это тех­ни­че­ский про­цесс. Впро­чем, в Ев­ро­пе об­ста­нов­ка не луч­ше. Ес­ли в Рос­сии юве­ли­ри­ку уби­ли боль­ше­ви­ки в 1917 го­ду, то на За­па­де ее уби­ли день­ги. Ев­ро­пей­цы по­ня­ли, что, ра­бо­тая ру­ка­ми, ни­ко­гда не бу­дешь ни­щим, но и мил­ли­ар­де­ром не ста­нешь. Они вы­бра­ли мил­ли­ар­ды и по­лу­чи­ли их, ис­поль­зуя со­вре­мен­ные тех­но­ло­гии. На­при­мер, це­пе­вя­заль­ные ма­ши­ны, при­ду­ман­ные швей­цар­ца­ми в 1930-е го­ды. 24 ча­са в сут­ки в них вхо­дит про­во­ло­ка и вы­хо­дят ки­ло­мет­ры го­то­вых це­по­чек. Эти це­поч­ки уже на­кор­ми­ли весь мир.

- То есть си­ту­а­ция в юве­ли­ри­ке, мяг­ко го­во­ря, пла­чев­ная, и но­вых Фа­бер­же ждать не сто­ит?

– В юве­лир­ной от­рас­ли сей­час глу­бо­кий кри­зис, кри­зис пе­ре­про­из­вод­ства ба­рахла. Шир­по­тре­бом лю­ди на­елись, и он ма­ло ко­му ну­жен, а до­ро­гие ве­щи да­ле­ко не каж­дый мо­жет, да и хо­чет се­бе поз­во­лить. Есть и очень боль­шая про­бле­ма с ми­ро­воз­зре­ни­ем че­ло­ве­че­ским – скуд­ным, бед­ным эс­те­ти­че­ски. Все это про­ис­хо­дит на фо­не пол­но­го от­сут­ствия руч­но­го про­из­вод­ства: сей­час для то­го, что­бы за­ни­мать­ся юве­лир­ным биз­не­сом, юве­ли­ром быть не на­до. На­до ку­пить у ма­сте­ра мо­дель, а даль­ше на­чи­на­ет­ся су­гу­бо ме­ха­ни­че­ский про­из­вод­ствен­ный про­цесс.

У нас из 100 юве­лир­ных ма­га­зи­нов 99 тор­гу­ют чу­жим. За­ку­па­ют в Тур­ции, Гон­кон­ге, там, где мо­гут. Как вы по­ни­ма­е­те, нель­зя очень дол­го дер­жать­ся толь­ко на тор­го­вой на­цен­ке. Это про­ти­во­ре­чит фи­ло­со­фии жиз­ни. В ре­зуль­та­те про­дать что бы то ни бы­ло во­об­ще про­бле­ма. Вот мой при­я­тель за­кры­ва­ет ма­га­зи­ны. И пра­виль­но. Мо­жет быть, та­ким об­ра­зом до лю­дей дой­дет, что нуж­но про­из­во­дить что-то ин­те­рес­ное и по­лу­чать день­ги за труд, а не за лов­кость рук, ко­гда ты ку­пил де­ше­во, а про­да­ешь до­ро­го.

- По­лу­ча­ет­ся, что ком­па­ния Ана­но­ва един­ствен­ная в ми­ре за­ни­ма­ет­ся руч­ной ра­бо­той?

– И в Рос­сии, и на За­па­де есть та­лант­ли­вые оди­ноч­ки и не­боль­шие фир­мы, но они не де­ла­ют по­го­ды. А вот круп­ных ма­стер­ских, со­зда­ю­щих ве­щи та­ко­го уров­ня, как мы, не су­ще­ству­ет, у нас дав­но нет кон­ку­рен­тов. Мне по­вез­ло – ведь в пе­ре­строй­ку, ко­гда я на­чи­нал биз­нес, ра­бо­чая си­ла в Рос­сии сто­и­ла де­ше­во. Оклад в 100 дол­ла­ров счи­тал­ся у на­ших юве­ли­ров боль­шой зар­пла­той, то­гда как ев­ро­пей­ские спе­ци­а­ли­сты по­лу­ча­ли 2 ты­ся­чи дол­ла­ров в ме­сяц. Бла­го­да­ря это­му в 1990-е мне уда­лось со­брать кол­лек­тив из 100 та­лант­ли­вых ма­сте­ров. За гра­ни­цей та­кую ком­па­нию ор­га­ни­зо­вать про­сто не­воз­мож­но. К то­му же я ни­ко­гда не гнал­ся за сверх­при­бы­ля­ми. День­ги – ин­стру­мент, я хо­тел, что­бы он у ме­ня был, но глав­ная цель бы­ла иной – остать­ся в ис­то­рии в ка­че­стве луч­ше­го юве­ли­ра Рос­сии.

- Ва­ша уни­каль­ность не по­мог­ла из­бе­жать про­блем. Ес­ли ве­рить ин­фор­ма­ци­он­ной си­сте­ме СПАРК, вы­руч­ка ком­па­нии «А. Ана­нов» сни­жа­ет­ся. В 2002-м она со­став­ля­ла 13,8 млн руб­лей, а в 2010-м – лишь око­ло 2 мил­ли­о­нов.

– Здесь, по­жа­луй, ви­но­ва­ты и си­ту­а­ция в от­рас­ли в це­лом, и я сам. Я про­да­вать не умею, да и не очень-то и люб­лю. Вот про­из­вод­ство ор­га­ни­зо­вать мо­гу. А та­кую про­стую ве­щь, как ин­тер­нет-ма­га­зин, до сих пор не сде­лал. Как-то по­ру­чил од­ной ком­па­нии эту ра­бо­ту, но они та­кой ди­зайн при­ду­ма­ли, что при­шлось от­ка­зать­ся.

Я по­ни­маю, что сам дол­жен де­лать этот ма­га­зин, на­пол­нять его ма­те­ри­а­лом, вы­кла­ды­вать опи­са­ния из­де­лий. Это боль­шая ра­бо­та. Мне ста­ло лень. Я вам ска­жу от­кро­вен­но, что не­множ­ко устал от жиз­ни. Я мно­го лет ра­бо­тал один, у ме­ня ни­ко­гда не бы­ло по­мощ­ни­ка, ко­то­рый бы сам мог ре­шить по­став­лен­ную за­да­чу. Все­гда при­хо­ди­лось по­дроб­но рас­ска­зы­вать: иди ту­да, сде­лай то, вот те­бе те­ле­фон, по­зво­ни то­му-то, вот пой­дешь пи­сать и ле­вой ру­кой дер­жи здесь, а пра­вой рас­стег­ни...

- Не­уже­ли нет лю­би­мых уче­ни­ков, ко­то­рые про­дол­жат ва­шу шко­лу?

– Есть, ко­неч­но, та­лант­ли­вые ре­бя­та. Не­дав­но при­шел та­кой, Ми­ша Ма­мин, – не толь­ко от­лич­ный юве­лир, но и пре­крас­ный гра­вер. Есть Ин­на Мак­си­мо­ва – за­ме­ча­тель­ный эма­льер, гра­вер Игорь Кен­ну­нен, кам­не­рез от Бо­га Ар­ка­дий Пет­ров, огран­щик Ми­ша Смол­кин, ме­ха­ник вы­со­ко­го клас­са Па­вел Смол­кин и крас­но­де­рев­щик Ар­тем Нер­се­сов. Есть Ан­дрей Шев­чен­ко, Алек­сандр Ни­ки­шов, Ни­ко­лай Да­вы­дов, Ва­ле­рий Лин­ский, Во­ло­дя Ко­ва­лев. Не­сколь­ко лет на­зад при­шли по­сле Му­хин­ско­го учи­ли­ща Ан­тон Лин­ник и Стас Тре­тья­ков.

Мож­но дол­го пе­ре­чис­лять и тех ма­сте­ров, что ра­бо­та­ли у ме­ня, а за­тем уш­ли: ко­го-то я уво­лил, ко­го-то пе­ре­ма­ни­ли. Но вот бе­да: эти со­труд­ни­ки мо­гут де­лать толь­ко то, че­му на­учи­лись в мо­ей ма­стер­ской. Они уме­ют пре­крас­но ра­бо­тать ру­ка­ми, но им труд­но при­ду­мать – они бе­рут мой ка­та­лог и из не­го ко­пи­ру­ют. Эски­зы, идеи все­гда ис­хо­ди­ли от ме­ня. Нуж­но быть спо­соб­ным со­чи­нить но­вое из­де­лие, а это не­лег­ко – здесь важ­но быть и ху­дож­ни­ком, и юве­ли­ром, и ре­жис­се­ром, к то­му же по­ни­мать нуж­ды рын­ка.

Воз­мож­но, еще и мой ав­то­ри­тет на них да­вил. Я пом­ню, как лет 20 на­зад на­ри­со­вал эс­ки­зы муж­ских ча­сов, ука­зал все раз­ме­ры. Ка­жет­ся, са­дись и де­лай! Про­хо­дит две не­де­ли. Я за­гля­ды­ваю в ма­стер­скую и ви­жу, как в ней со­бра­лись в куч­ку юве­ли­ры: а мы тут ча­сы, мол, об­суж­да­ем. «За­чем вы об­суж­да­е­те? Все уже да­но. Или я вас сни­му с зар­пла­ты, или во­пло­щай­те в жиз­нь, что я го­во­рю!» С тех пор в куч­ку боль­ше ни­кто не со­би­рал­ся.

- Мно­го вы де­ла­е­те сво­и­ми ру­ка­ми?

– Сей­час ни­че­го. До­ма ме­няю лам­поч­ки и за­би­ваю гвоз­ди. По­след­ний раз са­дил­ся за юве­лир­ные ин­стру­мен­ты лет 20 на­зад, по­то­му что это не­ра­зум­но. Мне вы­год­нее упо­тре­бить вре­мя, что­бы раз­дать ра­бо­ту лю­дям, при­ду­мать но­вое из­де­лие.

- Кри­зис – не юве­лир­ный, эко­но­ми­че­ский – на ваш биз­нес по­вли­ял?

– Прак­ти­че­ски нет. В се­ре­ди­не 2000-х я по­нял, что стра­ну ждут тя­же­лые вре­ме­на, и ре­шил сде­лать вло­же­ние де­нег. В 2006 го­ду по­стро­ил зда­ние на Ми­чу­рин­ской ули­це, 7, за мил­ли­он с лиш­ним дол­ла­ров – это сум­ма, вы­ру­чен­ная за про­да­жу яй­ца к 300-ле­тию Пе­тер­бур­га. Сам эс­киз зда­ния на­ри­со­вал, сам ру­гал­ся ма­том на строй­пло­щад­ке, сам вы­гнал ген­под­ряд­чи­ка за во­ров­ство. Сю­да бы­ли пе­ре­ве­де­ны и ма­стер­ская, и ма­га­зин. А по­ме­ще­ние на Нев­ском про­спек­те, 31, ко­то­рое я сни­мал, бы­ло сда­но в суб­арен­ду. На эти день­ги су­ще­ству­ет моя фир­ма. Я ими пла­чу зар­пла­ту. Прав­да, все-та­ки при­шлось со­кра­тить ко­ли­че­ство со­труд­ни­ков.

- На сколь­ко?

– По­чти в два ра­за. Сей­час ра­бо­та­ют 40 че­ло­век, а рань­ше, как я го­во­рил, бы­ло 100. Не­ко­то­рые ушли са­ми – им пред­ло­жи­ли боль­ше де­нег. Ко­го-то я взял об­рат­но, хо­тя из­на­чаль­но го­во­рил: «Ра­ди бо­га, ухо­ди, но об­рат­но не возь­му». Зна­е­те, юве­лир­ная фир­ма – как се­мья. Уволь­не­ние – раз­вод. Что де­лать, ко­гда один из су­пру­гов взял и ска­зал: «Я бу­дут жить с дру­гим»? «Ну, хо­ро­шо. Толь­ко не воз­вра­щай­ся».

- В по­след­ние го­ды вы ред­ко по­яв­ля­лись в пуб­лич­ном по­ле.

– Я и вправ­ду за­кон­чил пуб­лич­ную де­я­тель­но­сть, пре­кра­тил хо­дить на свет­ские ра­у­ты. Смо­кинг не на­де­вал уже де­сять лет.

- По­че­му?

– А по­ста­рел. Из­ме­ни­лись ин­те­ре­сы. Рань­ше я то на ру­лет­ке иг­рал за­по­ем, то на би­льяр­де, то ав­то­спор­том за­ни­мал­ся, то на гор­ных лы­жах ка­тал­ся, то де­во­чек кле­ил, при­чем с боль­шой лю­бо­вью. А сей­час ры­бу лов­лю. До­мик по­стро­ил на Чуд­ском озе­ре. Да­же на жен­щин осо­бен­но­го вни­ма­ния не об­ра­щаю, что­бы мне не ска­за­ли: «Дя­дя, иди в зер­ка­ло на се­бя по­смот­ри, а по­том вер­нись и рас­ска­жи, что ты там ви­дел». Я при­би­ра­юсь в сво­ем хо­зяй­стве, что­бы все бы­ло чи­сто и по­сле мо­ей смер­ти, что­бы не бы­ло про­блем у близ­ких род­ствен­ни­ков. Что­бы плав­но, хо­ро­шо и спо­кой­но за­кон­чи­лась жиз­нь.

- Вы не ра­но этим за­ня­лись? Ны­неш­не­му пре­зи­ден­ту Рос­сии воз­раст не ме­ша­ет ни ны­рять на дно мо­ря за ам­фо­ра­ми, ни взмы­вать под об­ла­ка с жу­рав­ля­ми.

– Да что пре­зи­дент, пре­зи­дент па­ца­н! Ему толь­ко пять­де­сят с ко­пей­ка­ми.

- В про­шлом го­ду от­ме­ти­ли 60. По­клон­ни­ки со­би­ра­лись за­пу­стить ди­ри­жаб­ли в Бас­ко­вом пе­ре­ул­ке и над Ли­тей­ным про­спек­том.

– Ко­му? Пу­ти­ну? Ни­ко­гда бы не по­ду­мал. Он ши­кар­но вы­гля­дит и во­об­ще мо­ло­дец. Мы хо­ро­шо об­ща­лись в те вре­ме­на, ко­гда Соб­чак был мэ­ром Пе­тер­бур­га, не­ред­ко ви­де­лись на пра­ви­тель­ствен­ных ме­ро­при­я­ти­ях. Пу­тин при­сут­ство­вал на от­кры­тии мо­е­го пер­во­го са­ло­на в го­сти­ни­це «Ев­ро­пей­ская». По­след­ний раз встре­ти­лись на тра­пе са­мо­ле­та, ко­гда он уле­тал в Моск­ву по­мощ­ни­ком управ­де­ла­ми пре­зи­ден­та Павла Пав­ло­ви­ча Бо­ро­ди­на. Пу­тин ска­зал: «Вот мой те­ле­фон, зво­ни».

- Зво­ни­ли?

– Нет. Во-пер­вых, это бы­ло не нуж­но. Во-вто­рых, не люб­лю я это­го. В-тре­тьих, жизнь раз­ве­ла: он – в Москве, я – в Пе­тер­бур­ге, что мо­жет быть об­ще­го?

- Юве­лир­ка, к при­ме­ру. От Ана­но­ва.

– Сам я Вла­ди­ми­ру Вла­ди­ми­ро­ви­чу ни­че­го не да­рил и не про­да­вал. Но знаю точ­но, что у Пу­ти­на есть мои из­де­лия, за­ка­зан­ные его дру­зья­ми. Их име­на я не счи­таю нуж­ным афи­ши­ро­вать.

- От­че­го не да­ри­ли? Чем Пу­тин ху­же Ели­за­ве­ты II?

– Ан­глий­ская ко­ро­ле­ва бы­ла осо­бым слу­ча­ем. Я знал, что уви­жу ее раз в жиз­ни. Но ес­ли бы ме­ня при­гла­си­ли на день рож­де­ния к Пу­ти­ну – при­шел бы с по­дар­ком.

- В свое вре­мя вы, кста­ти, то­же пы­та­лись стать по­ли­ти­ком. В 1999 го­ду бал­ло­ти­ро­ва­лись в Го­с­ду­му от бло­ка «О­те­че­ство – Вся Рос­сия». За­чем?

– Впол­не нор­маль­но, что муж­чи­на в 50 лет, сде­лав­ший все для се­бя и сво­ей се­мьи, со­би­ра­ет­ся сде­лать что-то и для об­ще­ства. А я хо­тел. И мог. По­то­му что не­за­дол­го до вы­бо­ров мне в го­ло­ву при­шла пре­вос­ход­ная идея.

Это бы­ло в Мон­те-Кар­ло, где со­сто­ял­ся оче­ред­ной бал Крас­но­го Кре­ста. По­сле офи­ци­аль­ных ме­ро­при­я­тий я спу­стил­ся в ве­сти­бюль «О­те­ля де Па­ри» вы­пить ко­фе. Ко мне при­со­еди­нил­ся Джордж Со­рос, с ко­то­рым мы бы­ли зна­ко­мы еще со вре­мен его при­ез­да в Пи­тер. За­тем под­се­ли Билл Гейтс и Жак Ато­ли – идео­лог со­зда­ния Все­мир­но­го бан­ка ре­кон­струк­ции и раз­ви­тия, та­кой же мил­ли­ар­дер, как и все при­сут­ству­ю­щие, кро­ме ме­ня.

Мы пи­ли ко­фе уже вчет­ве­ром, речь шла о Рос­сии, о том, что хо­чет­ся вло­жить день­ги в про­ек­ты в на­шей стра­не, но страш­но. Все бо­я­лись двух ве­щей – сме­ны по­ли­ти­че­ско­го строя и бан­ди­тиз­ма. Тут у ме­ня воз­ник­ла мысль, ко­то­рую я пря­мо за сто­лом, на сал­фет­ке, и об­счи­тал. «Гос­по­да, да­вай­те со­зда­дим фонд за­щи­ты ин­ве­сти­ций в Рос­сию, – ска­зал я. – Скинь­тесь по 5 мил­ли­ар­дов дол­ла­ров, по­ло­жи­те их на от­дель­ный бан­ков­ский счет. Да­вай­те пер­спек­тив­ным про­ек­там в Рос­сии га­ран­тию на слу­чай рей­дер­ских атак или сме­ны вла­сти».

Для че­го я это при­ду­мал и что бы с это­го имел? Тут был апо­фе­оз тще­сла­вия. Мне ма­ло бы­ло остать­ся в ис­то­рии ве­ли­ким рус­ским юве­ли­ром, я за­хо­тел стать на­ци­о­наль­ным ге­ро­ем. Пред­став­ля­е­те, при­нес бы 15 мил­ли­ар­дов дол­ла­ров в стра­ну, ко­гда ее бюд­жет со­став­лял 37 мил­ли­ар­до­в! Про­дви­гать та­кие про­ек­ты, ко­неч­но, лег­че, об­ла­дая офи­ци­аль­ным ста­ту­сом.

- С го­род­ски­ми вла­стя­ми ре­ше­ние ид­ти на вы­бо­ры со­гла­со­вы­ва­ли?

– Да, при­шел к гу­бер­на­то­ру Яко­вле­ву, объ­яс­нил, что хо­чу в Ду­му. Он ска­зал: «Да­вай», и я на­чал кам­па­нию в Цен­траль­ном окру­ге Пе­тер­бур­га. Я как раз вы­пу­стил ав­то­био­гра­фи­че­скую книж­ку «Д­ва ту­за в при­ку­пе» и рас­про­стра­нял ее в ка­че­стве аги­та­ци­он­но­го ма­те­ри­а­ла. По­лит­тех­но­ло­ги кри­ча­ли: «Ду­рак, ба­буш­ки не пой­мут! Там про Мон­те-Кар­ло, ка­зи­но, ма­ши­ны». Но я от­ре­зал: «Ба­буш­ки пой­мут», а по­лит­тех­но­ло­гов по­гнал – они пред­ло­жи­ли чер­ные схе­мы ра­бо­ты.

За три дня до окон­ча­ния ре­ги­стра­ции кан­ди­да­тов из Па­ри­жа при­е­хал Ана­то­лий Алек­сан­дро­вич Соб­чак с же­ной, ма­дам Соб­чак. Мы си­де­ли в мо­ем ка­би­не­те, пи­ли ко­фе, и он об­ро­нил до­воль­но обид­ную фра­зу: «Ан­дрю­ша, ес­ли бы я вы­би­рал луч­ше­го юве­ли­ра ми­ра, то го­ло­со­вал бы за те­бя дву­мя ру­ка­ми. Но что ты бу­дешь де­лать в Ду­ме?» Я от­ве­тил: «А­на­то­лий Алек­сан­дро­вич, вы очень по­пу­ляр­ны в Пе­тер­бур­ге и в лю­бом из 12 окру­гов вы­иг­ра­е­те лег­ко. Кро­ме Цен­траль­но­го. По­то­му что здесь си­жу я. Мы раз­де­лим го­ло­са по­по­лам». Соб­чак упер­ся ро­гом: «Я – быв­ший мэр, и мне ре­шать», и то­же вы­ста­вил свою кан­ди­да­ту­ру в Цен­траль­ном окру­ге.

В хо­де вы­бо­ров я обо­гнал Соб­ча­ка на 1,5 про­цен­та, но у нас обо­их вы­иг­рал не­кто Петр Ше­лищ из «Яб­ло­ка». Поз­же ока­за­лось, что все это бы­ли тех­но­ло­гии свы­ше. Та­ким об­ра­зом, я, к сча­стью, в Ду­му не по­пал. Но и Соб­чак, к со­жа­ле­нию, там не ока­зал­ся.

- По­че­му вы на­зы­ва­е­те Люд­ми­лу На­ру­со­ву «ма­дам Соб­чак»?

– Не люб­лю я ее. И не спра­ши­вай­те, по­че­му. По­че­му вер­блюд ва­ту не ест? По­то­му что не лю­бит. По-мо­е­му, На­ру­со­ва – че­ло­век не­ин­те­рес­ный.

- Что вы по­ду­ма­ли, ко­гда про­иг­ра­ли?

– То же са­мое, что ду­ма­ет спортс­мен, при­хо­дя­щий к фи­ни­шу вто­рым: жаль, на­вер­ное, где-то не до­ра­бо­тал. За­то со­труд­ни­ки юве­лир­ной ма­стер­ской бы­ли ра­ды, по­ве­си­ли над вхо­дом пла­кат: «Ура, на­ши яй­ца уце­ле­ли!»

- А как вы по­па­ли в дви­же­ние сто­рон­ни­ков «Е­ди­ной Рос­сии», где ва­ше имя мель­ка­ло в на­ча­ле 2000-х?

– Блок «О­те­че­ство – Вся Рос­сия», ку­да я вхо­дил, в 2002 го­ду пре­об­ра­зо­ва­ли в «Е­ди­ную Рос­сию». Был по­свя­щен­ный это­му съезд в «Асто­рии», его про­во­дил Бо­рис Грыз­лов. То­гда я лич­но по­до­шел к мик­ро­фо­ну и за­ме­тил: обид­но, что нас так за­дви­ну­ли в сто­ро­ну, про­сто не­этич­но. Грыз­лов от­ве­тил: «Ан­дрей Геор­ги­е­вич, мы вас вклю­чим в со­став но­вой пар­тии бук­валь­но в те­че­ние не­де­ли». Так я стал чле­ном «Е­ди­ной Рос­сии».

- То есть бы­ли не про­сто сто­рон­ни­ком, но и участ­ни­ком «ЕдРа»?

– И до сих пор им яв­ля­юсь.

- Ка­кой пар­тий­ной ра­бо­той за­ни­ма­е­тесь?

– Да ни­ка­кой. Вз­но­сы пла­чу.

- За­чем же вам парт­би­лет, в та­ком слу­чае?

– Изна­чаль­но он был ну­жен из со­об­ра­же­ний чи­сто прак­ти­че­ских. В на­ча­ле 2000-х бы­ло еще не­по­нят­но, что с на­ми бу­дет даль­ше, ни­кто не вы­ска­зы­вал уве­рен­но­сти, что вновь не при­дет мат­рос Же­лез­няк и не ска­жет: «Ка­ра­ул устал». При­над­леж­ность к та­кой круп­ной пар­тии, как мне ка­за­лось, су­ли­ла ди­ви­ден­ды в си­ту­а­ци­ях, свя­зан­ных с су­деб­ны­ми пре­сле­до­ва­ни­я­ми. Ведь, ес­ли по­ко­пать­ся, у лю­бо­го мож­но най­ти, к че­му при­драть­ся.

- Вы ру­ко­вод­ству­е­тесь та­ки­ми мо­ти­ва­ми до сих пор?

– Я дав­но уже ни­че­го не бо­юсь и чист пе­ред за­ко­ном, как бе­лый го­лу­бь.

- То­гда по­че­му бы не по­ло­жить на стол би­лет «Е­ди­ной Рос­сии», к ко­то­рой на­креп­ко при­лип бренд «пар­тии жу­ли­ков и во­ров»?

– Жу­ли­ки и во­ры... Ма­ло ли что при­ду­ма­ют. А где, рас­ска­жи­те мне, есть пар­тия чест­ных лю­дей?

- Из это­го мож­но за­клю­чить, что Ан­дрей Ана­нов – че­ло­век ло­яль­ный?

– Я – че­ло­век не­мо­ло­дой. И муд­рый. Как ста­рый лев. Я, кста­ти, и по го­ро­ско­пу лев.

«Че­рез две не­де­ли по­сле мо­е­го ухо­да фир­ма за­кро­ет­ся»

- Ве­ри­те в го­ро­ско­пы?

– Нет. Я ве­рю в то, во что мо­жет ве­рить нор­маль­ный му­жик, – в соб­ствен­ные си­лы, в то, что су­ще­ству­ют выс­шие за­ко­ны спра­вед­ли­во­сти и за пло­хие по­ступ­ки ты за­пла­тишь все рав­но, а за хо­ро­шие – ко­гда-ни­будь что-ни­будь по­лу­чишь. Мо­жет, не ты, но по­том­ки твои. Еще я ве­рю в за­кон пе­ре­хо­да ко­ли­че­ства в ка­че­ство. Затра­чен­ное ко­ли­че­ство тру­да, нер­вов, та­лан­та ра­но или позд­но пе­ре­хо­дит в ка­че­ство – бо­гат­ства, из­вест­но­сти, спо­кой­ной со­ве­сти.

- Над чем, кро­ме юби­лей­но­го яй­ца, ва­ша фир­ма сей­час ра­бо­та­ет?

– Сле­ду­ю­щий про­ект уже по­чти окон­чен. Мно­го лет на­зад в мо­ей ма­стер­ской на­ча­ли со­зда­вать ли­нию «Ве­ли­кие хра­мы Рос­сии в пас­халь­ных яй­цах». Пер­вым бы­ло яй­цо, внут­ри ко­то­ро­го на­хо­ди­лась мо­дель хра­ма Хри­ста Спа­си­те­ля в Москве. По­том по­яви­лись два ва­ри­ан­та Спа­са на Кро­ви, Иса­а­ки­ев­ский со­бор, цер­ковь Воскре­се­ния Хри­сто­ва, Смоль­ный со­бор. Сей­час до­де­лы­ва­ем со­бор Ва­си­лия Бла­жен­но­го и ка­зан­скую ме­четь Ку­лу-Ша­фир. Су­пе­р­из­де­лия.

- Вас ко­гда-ни­будь под­де­лы­ва­ли?

– Ко­неч­но, осо­бен­но на пер­вых по­рах, ко­гда я стал из­ве­стен. Зна­ко­мые по­сто­ян­но го­во­ри­ли: «Вот, за­шел в юве­лир­ный ма­га­зин, там яй­ца от Ана­но­ва». Пер­вой мыс­лью все­гда бы­ло по­ехать на ме­сто – по по­чер­ку я бы по­нял, кто из мо­их лю­дей ра­бо­та­ет на­ле­во. Но я ни­ко­гда не де­лал это­го: вы­чис­лив, кто во­ру­ет, я бы это­го че­ло­ве­ка вы­гнал. А ма­сте­ра бы­ли хо­ро­шие.

- Су­пру­га не про­тив, что вы так мно­го ку­ри­те? (Во вре­мя ин­тер­вью Ана­нов успел вы­ку­рить 14 си­га­рет. – Прим. ред.)

– Же­на во­об­ще не ру­га­ет­ся. Она ме­ня лю­бит. Ру­гать му­жа – со­вет­ское изоб­ре­те­ние.

- Как дав­но вы рас­ста­лись с Ла­ри­сой Ана­но­вой, чей об­раз проч­но ас­со­ци­и­ро­вал­ся с ва­ми все 1990-е и на­ча­ло 2000-х?

– Этот брак дав­но за­кон­чил­ся. Ла­ри­са сей­час жи­вет эта­жом ни­же. Я же же­нат на мо­ло­дой жен­щи­не, ко­то­рой в но­яб­ре ис­пол­нит­ся 30, – чет­вер­тый в мо­ей жиз­ни брак. Ле­на окон­чи­ла фран­цуз­ское от­де­ле­ние уни­вер­си­те­та, но по спе­ци­аль­но­сти не ра­бо­та­ла, по­то­му что ве­ла хо­зяй­ство и ро­жа­ла де­тей. У нас оча­ро­ва­тель­ная трех­лет­няя доч­ка Оля, а 31 мая ро­ди­лась Ма­ша… (Во вре­мя раз­го­во­ра с «Фон­тан­кой» юве­лир все вре­мя по­ры­вал­ся зво­нить в род­дом. – Прим. ред.) Мы ко­гда-то по­зна­ко­ми­лись с Ле­ной в мо­ем са­ло­не, где она в сту­ден­че­ские го­ды про­хо­ди­ла прак­ти­ку.

- О чем вы меч­та­е­те?

– Хо­те­лось бы по­доль­ше по­жить, что­бы де­тей как-то под­нять... Зна­е­те, я все жду от вас во­про­са: «А что по­том?» Ведь на­де­ять­ся на по­яв­ле­ние на­след­ни­ка уже не­ко­гда, да ес­ли бы он и был, обу­чить его жиз­ни не хва­тит. Я очень пе­ре­жи­вал, ду­мал: столь­ко со­здал, столь­ко умею – ко­му это все пе­ре­дать?

Но од­на­жды я вспом­нил пресс-кон­фе­рен­цию Геор­гия Алек­сан­дро­ви­ча Тов­сто­но­го­ва, дан­ную в 1980-е го­ды, вре­ме­на не луч­шие для БДТ. Од­на мо­ло­дая ка­верз­ная жур­на­лист­ка спро­си­ла ре­жис­се­ра: «А ка­ко­во бу­ду­щее ва­ше­го те­ат­ра? Как дол­го он про­су­ще­ству­ет?» Мэтр снял оч­ки и ска­зал: «Де­точ­ка, те­атр все­гда при­над­ле­жит сво­е­му по­ко­ле­нию».

Я то­же ко­гда-то со­здал свой те­атр с ну­ля. Мы во­шли в ис­то­рию, нас узнал мир. Че­рез две не­де­ли по­сле мо­е­го ухо­да фир­ма за­кро­ет­ся. Ну что ж... Я сде­лал то, что хо­тел, дал ра­бо­ту боль­шо­му ко­ли­че­ству лю­дей, че­му-то на­учил их, они на­учат ко­го-то еще. Мой те­атр за­кон­чит­ся. Но энер­гия не ис­че­за­ет, а пе­ре­хо­дит из од­ной фор­мы в дру­гую.

[ fontanka.ru ]

  • 12 июня 2013 г.:

    Сколько же понтов у дедушки...

  • Полезное

    Полезное

     

    Архив новостей

    2025 год

    январь февраль март апрель
    май июнь июль август
    сентябрь октябрь ноябрь декабрь

    Нас читают

    Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

    -->