Алмазный ОПЕК

Раздел: Власть
27 мая 2013 г.

Оче­ред­ная встре­ча Вла­ди­ми­ра Пу­ти­на с Джей­ко­бом Зу­мой, про­шед­шая в Со­чи 16.05.2013 г., вы­зва­ла ряд оп­ти­ми­стич­ных ком­мен­та­ри­ев в рос­сий­ской и аф­ри­кан­ской прес­се, по­свя­щен­ных пер­спек­ти­вам раз­ви­тия дву­сто­рон­них от­но­ше­ний. Не­ко­то­рые уви­де­ли в этих кон­так­тах по­пыт­ку но­во­го «от­кры­тия» Аф­ри­ки, по­пыт­ку воз­вра­ще­ния Рос­си­ей хо­тя бы ча­сти по­зи­ций, утра­чен­ных в ре­зуль­та­те кру­ше­ния СССР (см.BDlive). Ра­зу­ме­ет­ся, в срав­не­нии с про­ек­та­ми США, ря­да ев­ро­пей­ских стран, не го­во­ря уже о мощ­ной ки­тай­ской экс­пан­сии, «но­вое вхож­де­ние» Рос­сии в Аф­ри­ку по­ка вы­гля­дит до­воль­но роб­ким, хо­тя тренд оче­ви­ден: ди­пло­ма­ти­че­ские кон­так­ты уча­ща­ют­ся, тор­го­вый обо­рот рас­тет.

 

До­ступ к аф­ри­кан­ским ре­сур­сам дав­но уже не име­ет идео­ло­ги­че­ской окрас­ки, на­ци­о­наль­ные пра­ви­тель­ства впол­не праг­ма­тич­ны и ки­тай­ская мо­дель осво­е­ния Аф­ри­ки, пред­по­ла­га­ю­щая при­мер­но рав­ные ин­ве­сти­ции в май­нин­го­вые про­ек­ты и ин­фра­струк­ту­ру до­ка­за­ла свою кон­ку­рен­то­спо­соб­но­сть. Этот пу­ть, к то­му же иг­но­ри­ру­ю­щий эти­че­ские, а ча­сто и эко­ло­ги­че­ские про­бле­мы, обес­пе­чил Ки­таю за по­след­нее де­ся­ти­ле­тие три­ум­фаль­ное вхож­де­ние в эко­но­ми­ку боль­шин­ства аф­ри­кан­ских стран, об­ла­да­ю­щих бо­га­той ми­не­раль­но-сы­рье­вой ба­зой. Для Рос­сии по мно­гим ос­но­ва­ни­ям та­кая прак­ти­ка не­при­ем­ле­ма. Но воз­мож­но, су­ще­ству­ет рус­ский ас­си­мет­рич­ный от­вет и ле­жит он в об­ла­сти ал­маз­ной ин­ду­стрии.

За вре­мя, про­шед­шее с мо­мен­та лик­ви­да­ции од­но­ка­наль­ной си­сте­мы ор­га­ни­за­ции ал­маз­но­го рын­ка, чет­ко обо­зна­чи­лись вы­зо­вы, на ко­то­рые се­го­дня ни­кто не мо­жет дать адек­ват­ных от­ве­тов:

- от­сут­ствие ви­до­во­го мар­ке­тин­га, не­уклон­но при­во­дя­щее к сни­же­нию до­ли брил­ли­ан­то­вой про­дук­ции в об­щем ба­лан­се по­треб­ле­ния пред­ме­тов рос­ко­ши;

- во­ла­тиль­ность цен на ал­маз­ное сы­рье, труд­но про­гно­зи­ру­е­мая и не­управ­ля­е­мая, про­во­ци­ру­ю­щая на­ду­ва­ние спе­ку­ля­тив­ных пу­зы­рей, уни­что­жа­ю­щая мар­жу огран­щи­ков и ослож­ня­ю­щая кре­ди­то­ва­ние от­рас­ли;

- эти­че­ские про­бле­мы, свя­зан­ные с рас­ши­ре­ни­ем тол­ко­ва­ния по­ня­тия «кон­фликт­ные ал­ма­зы» и стрем­ле­ни­ем ря­да пред­ста­ви­те­лей ин­ду­стрии «мо­не­ти­зи­ро­вать» дан­ный во­прос.

Бес­плод­ные дис­кус­сии по пе­ре­чис­лен­ным те­мам и мно­го­чис­лен­ным про­из­вод­ным про­бле­мам длят­ся уже око­ло де­ся­ти лет. В ре­зуль­та­те воз­ни­ка­ют пал­ли­а­тив­ные ре­ше­ния, име­ю­щие ино­гда важ­ное, но все­гда крат­ко­сроч­ное зна­че­ние (на­при­мер, оста­нов­ка De Beers про­из­вод­ства в Бот­сва­не в 2009 го­ду) и не спо­соб­ные опре­де­лить пер­спек­ти­ву. Ры­нок, оче­вид­но, стра­да­ет от от­сут­ствия ре­гу­ля­то­ра, спо­соб­но­го взять на се­бя ви­до­вой мар­ке­тинг, лик­ви­ди­ро­вать или, по край­ней ме­ре, су­ще­ствен­но сни­зить во­ла­тиль­ность цен на сы­рье, вер­нув к жиз­ни их ста­биль­ный плав­ный ро­ст, не­отъ­ем­ле­мый от са­мо­го по­ня­тия «ал­маз», и га­ран­ти­ро­вать чи­сто­ту ал­маз­ной про­дук­ции с са­мых тре­бо­ва­тель­ных эти­че­ских по­зи­ций.

В сло­жив­шей­ся си­ту­а­ции ни од­на до­бы­ва­ю­щая ком­па­ния вы­пол­нить та­кую ра­бо­ту не смо­жет. Они ра­бо­та­ют в кон­ку­рент­ной сре­де, кар­тель по оче­вид­ным при­чи­нам ис­клю­чен, объ­ем до­ли рын­ка каж­до­го иг­ро­ка не поз­во­ля­ет вы­сту­пить в ро­ли ре­гу­ля­то­ра и тем бо­лее кон­тро­ли­ро­вать эти­че­скую про­бле­ма­ти­ку.

А вот со­юз ве­ду­щих ал­ма­зо­до­бы­ва­ю­щих стран: Рос­сии, Бот­сва­ны, ЮАР, Ан­го­лы впол­не спо­со­бен спра­вить­ся с ро­лью ре­гу­ля­то­ра. Пе­ре­чис­лен­ные стра­ны в со­во­куп­но­сти об­ла­да­ют «кон­троль­ным па­ке­том» ми­ро­вой ал­ма­зо­до­бы­чи и по объ­е­му и по це­не. Про­из­вод­ство ал­ма­зов в этих стра­нах в су­ще­ствен­ной сте­пе­ни на­хо­дит­ся под го­су­дар­ствен­ным кон­тро­лем, со­от­вет­ству­ю­щие служ­бы и за­ко­но­да­тель­ная ба­за раз­ви­ты и эф­фек­тив­ны. Ле­ги­тим­ный го­су­дар­ствен­ный кон­троль от­рас­ли га­ран­ти­ру­ет эти­че­скую чи­сто­ты про­дук­ции в мак­си­маль­ной сте­пе­ни, апри­о­ри пре­вы­ша­ю­щей лю­бой кор­по­ра­тив­ный кон­троль. Меж­пра­ви­тель­ствен­ные со­гла­ше­ния поз­во­лят со­здать ме­ха­низм ре­гу­ля­ции цен, опи­ра­ю­щий­ся на кво­ти­ро­ва­ние до­бы­чи и сов­мест­ное управ­ле­ние сто­ка­ми, поз­во­ля­ю­щее вы­стро­ить си­сте­му про­даж, га­ся­щую во­ла­тиль­ность и убе­ди­тель­ную для кре­ди­то­ров от­рас­ли. И, ра­зу­ме­ет­ся, та­кой аль­янс мог бы вы­не­сти бре­мя ви­до­во­го мар­ке­тин­га, обес­пе­чив брил­ли­ан­ту до­стой­ную роль сре­ди дру­гих пред­ме­тов рос­ко­ши.

Неф­тя­ной ры­нок в свое вре­мя про­шел ана­ло­гич­ный пу­ть: от кар­те­ля ве­ду­щих неф­тя­ных кор­по­ра­ций, со­здан­но­го в на­ча­ле 1930-х го­дов, до ор­га­ни­за­ции стран – экс­пор­те­ров неф­ти (ОПЕК, со­зда­на в 1960 го­ду). Ко­неч­но, ал­ма­зы и нефть – весь­ма раз­ли­ча­ю­щи­е­ся то­ва­ры, но дан­ная ана­ло­гия нам ка­жет­ся умест­ной. Обра­ще­ние к мно­го­лет­не­му по­зи­тив­но­му опы­ту De Beers в управ­ля­е­мом це­но­об­ра­зо­ва­нии и гиб­кое до­пол­не­ние и раз­ви­тие идей, за­ло­жен­ных в от­кро­вен­но про­бук­со­вы­ва­ю­щий се­го­дня Ким­бер­лий­ский про­цесс – бла­го­дар­ная ра­бо­та, вы­во­дя­щая ры­нок на но­вый ви­ток ор­га­ни­за­ци­он­ной спи­ра­ли, где на­ко­пив­ши­е­ся про­ти­во­ре­чия мо­гут быть без­бо­лез­нен­но раз­ре­ше­ны.

По­доб­ное пред­ло­же­ние Рос­сии ве­ду­щим аф­ри­кан­ским ал­ма­зо­до­бы­ва­ю­щим стра­нам, оче­вид­но, бу­дет сто­ить до­ро­же, чем лю­бой ин­фра­струк­тур­ный про­ект. Посколь­ку поз­во­ля­ет при­нять уча­стие в управ­ле­нии це­ной на од­ном из са­мых ин­те­рес­ных гло­баль­ных рын­ков.

[ rough-polished.com ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->