Система государственного пробирного надзора Республики Молдова

Раздел: Власть
24 апреля 2013 г.

В со­от­вет­ствии с За­ко­ном Рес­пуб­ли­ки Мол­до­ва № 282-XV от 22 июля 2004 г. "О ре­жи­ме дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней" к дра­го­цен­ным ме­тал­лам от­но­сят­ся: зо­ло­то, се­ребро, пла­ти­на и ме­тал­лы пла­ти­но­вой груп­пы, не­за­ви­си­мо от со­сто­я­ния и ви­да, в ко­то­ром они на­хо­дят­ся, в том чис­ле в са­мо­род­ном и очи­щен­ном ви­де, а так­же в сы­рье, спла­вах, по­лу­фаб­ри­ка­тах, про­мыш­лен­ной про­дук­ции, хи­ми­че­ских со­еди­не­ни­ях, ло­ме и от­хо­дах про­из­вод­ства и по­треб­ле­ния.

К дра­го­цен­ным кам­ням от­но­сят­ся: при­род­ные ал­ма­зы, изу­мру­ды, ру­би­ны, сап­фи­ры, алек­сан­дри­ты и при­род­ный жем­чуг (за ис­клю­че­ни­ем реч­но­го и озер­но­го) в есте­ствен­ном и об­ра­бо­тан­ном ви­де, а так­же уни­каль­ные ян­тар­ные об­ра­зо­ва­ния. При этом сле­ду­ет от­ме­тить, что в Мол­до­ве не осу­ществ­ля­ет­ся до­бы­ча дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней, да и по­ка­за­те­ли соб­ствен­но­го про­из­вод­ства из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов ну­ле­вые. Фак­ти­че­ски все из­де­лия им­пор­ти­ру­ют­ся в стра­ну из дру­гих стран, в ос­нов­ном из Тур­ции. Го­су­дар­ствен­ное ре­гу­ли­ро­ва­ние, над­зор и кон­троль де­я­тель­но­сти с дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми и дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми и функ­ци­о­ни­ро­ва­ния лом­бар­дов осу­ществ­ля­ет­ся пу­тем:

  • ли­цен­зи­ро­ва­ния де­я­тель­но­сти с дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми и дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми, функ­ци­о­ни­ро­ва­ния лом­бар­до­в;
  • го­су­дар­ствен­но­го про­бир­но­го над­зо­ра;
  • го­су­дар­ствен­ной мо­но­по­лии на опро­бо­ва­ние и клей­ме­ние юве­лир­ных и иных из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней, из­го­тов­лен­ных в Рес­пуб­ли­ке Мол­до­ва или вве­зен­ных на ее тер­ри­то­рию для ре­а­ли­за­ции, а так­же на экс­пер­ти­зу от­тис­ков про­бир­ных клейм на из­де­ли­ях из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней.

Ли­цен­зи­ро­ва­ни­е

Пред­при­ни­ма­тель­ская де­я­тель­ность в сфе­ре дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней в Мол­до­ве осу­ществ­ля­ет­ся на ос­но­ва­нии ли­цен­зии. Ре­а­ли­за­ция юве­лир­ных и иных из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней на тер­ри­то­рии Рес­пуб­ли­ки Мол­до­ва осу­ществ­ля­ет­ся юри­ди­че­ски­ми и фи­зи­че­ски­ми ли­ца­ми, за­ни­ма­ю­щи­ми­ся пред­при­ни­ма­тель­ской де­я­тель­но­стью и по­лу­чив­ши­ми со­от­вет­ству­ю­щую ли­цен­зию в уста­нов­лен­ном за­ко­но­да­тель­ством по­ряд­ке. Клей­ме­ние и про­да­жа из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов осу­ществ­ля­ют­ся лишь в слу­чае на­ли­чия пла­теж­ных до­ку­мен­тов, под­твер­жда­ю­щих упла­ту ли­цен­зи­он­но­го сбо­ра.

Ли­цен­зия ан­ну­ли­ру­ет­ся в слу­ча­ях вы­яв­ле­ния:

1) ре­а­ли­за­ции из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов без го­су­дар­ствен­но­го про­бир­но­го клей­ма, на­не­сен­но­го Го­су­дар­ствен­ной про­бир­ной па­ла­той, или с под­дель­ным клей­мо­м;

2) от­сут­ствия до­ку­мен­тов о про­ис­хож­де­нии или со­про­во­ди­тель­ных до­ку­мен­тов из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней или оформ­ле­ния этих до­ку­мен­тов с на­ру­ше­ни­ем тре­бо­ва­ний, уста­нов­лен­ных дей­ству­ю­щим за­ко­но­да­тель­ством.

Го­су­дар­ствен­ный про­бир­ный над­зор

Осу­ществ­ля­ет­ся Го­су­дар­ствен­ной про­бир­ной па­ла­той при Ми­ни­стер­стве фи­нан­сов Рес­пуб­ли­ки Мол­до­ва (да­лее - Про­бир­ная па­ла­та). Про­бир­ная па­ла­та яв­ля­ет­ся го­су­дар­ствен­ным ком­мер­че­ским пред­при­я­ти­ем и вы­пол­ня­ет сле­ду­ю­щие функ­ции:

а) опро­бо­ва­ние и клей­ме­ние всех из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов, из­го­тов­лен­ных на тер­ри­то­рии Рес­пуб­ли­ки Мол­до­ва и/и­ли вве­зен­ных на ее тер­ри­то­рию для ре­а­ли­за­ци­и;

б) экс­пер­ти­зу от­тис­ков про­бир­но­го клей­ма на из­де­ли­ях из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней­;

в) экс­пер­ти­зу дра­го­цен­ных ме­тал­лов и ди­а­гно­сти­ку дра­го­цен­ных кам­ней­;

г) экс­пер­ти­зу му­зей­ных и ар­хив­ных цен­но­стей, из­го­тов­лен­ных из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней­;

д) про­ве­де­ние ар­бит­раж­ных и кон­троль­ных ана­ли­зов дра­го­цен­ных ме­тал­лов в лю­бом ви­де и в лю­бом со­сто­я­нии и из­де­лий из них, а так­же их ло­ма и от­хо­дов, по тре­бо­ва­нию пра­во­охра­ни­тель­ных и дру­гих ор­га­нов, в со­от­вет­ствии с та­ри­фа­ми, утвер­жден­ны­ми Пра­ви­тель­ство­м;

э) ре­ги­стра­цию имен­ни­ков из­го­то­ви­те­лей, ко­то­рые на­но­сят­ся на из­де­лия, из­го­тов­лен­ные эко­но­ми­че­ски­ми аген­та­ми из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней­;

е) го­су­дар­ствен­ный кон­троль за со­блю­де­ни­ем юри­ди­че­ски­ми и фи­зи­че­ски­ми ли­ца­ми тре­бо­ва­ний го­су­дар­ствен­но­го про­бир­но­го над­зо­ра;

д) из­го­тов­ле­ние проб­ных ре­ак­ти­вов по за­ка­зам хо­зяй­ству­ю­щих субъ­ек­тов, ко­то­рые ис­поль­зу­ют в сво­ей де­я­тель­но­сти дра­го­цен­ные ме­тал­лы.

Про­бир­ная па­ла­та яв­ля­ет­ся дер­жа­те­лем Го­су­дар­ствен­но­го ре­ги­стра имен­ни­ков, на­но­си­мых на из­де­лия и пред­ме­ты из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней.

Про­бир­ная па­ла­та осу­ществ­ля­ет кон­троль за де­я­тель­но­стью хо­зяй­ству­ю­щих субъ­ек­тов, ко­то­рые ис­поль­зу­ют в сво­ей де­я­тель­но­сти дра­го­цен­ные ме­тал­лы и дра­го­цен­ные кам­ни, в ча­сти со­блю­де­ния за­ко­но­да­тель­ства. Во вре­мя кон­тро­ля Про­бир­ная па­ла­та име­ет пра­во:

a) про­ве­рять по­ме­ще­ния, ра­бо­чие ме­ста и хра­ни­ли­ща дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней­;

б) про­ве­рять бух­гал­тер­ские кни­ги и дру­гие учет­ные до­ку­мен­ты, ка­са­ю­щи­е­ся опе­ра­ций с дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми и дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми;

в) тре­бо­вать от долж­ност­ных лиц пись­мен­ные объ­яс­не­ния и дру­гую ин­фор­ма­цию от­но­си­тель­но ис­поль­зо­ва­ния дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней­;

г) изы­мать в уста­нов­лен­ном по­ряд­ке у хо­зяй­ству­ю­щих субъ­ек­тов из­де­лия и пред­ме­ты из дра­го­цен­ных ме­тал­лов, пе­ре­дан­ных в тор­го­вую сеть без от­тис­ка го­су­дар­ствен­но­го про­бир­но­го клей­ма, или в слу­чае, ко­гда воз­ни­ка­ет со­мне­ние в под­лин­но­сти от­тис­ка клей­ма. Изъ­я­тие из­де­лий осу­ществ­ля­ет­ся для про­ве­де­ния экс­пер­ти­зы­;

э) брать про­бу спла­вов, слит­ков, рас­тво­ров, брус­ков, по­лу­фаб­ри­ка­тов, от­хо­дов и дру­гих ма­те­ри­а­лов для ана­ли­за и опре­де­ле­ния со­дер­жа­ния в них дра­го­цен­ных ме­тал­ло­в;

Опро­бо­ва­ние и клей­ме­ние го­су­дар­ствен­ным про­бир­ным клей­мо­м

Все фи­зи­че­ские и юри­ди­че­ские ли­ца, ко­то­рые в сво­ей де­я­тель­но­сти ис­поль­зу­ют дра­го­цен­ные ме­тал­лы и дра­го­цен­ные кам­ни, обя­за­ны иметь свой имен­ник, от­тиск ко­то­ро­го ре­ги­стри­ру­ют­ся в про­бир­ной па­ла­те и про­став­ля­ет­ся на всех из­де­ли­ях, из­го­тов­лен­ных из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней.

Для из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов, про­из­ве­ден­ных и/и­ли вве­зен­ных в стра­ну для про­да­жи, уста­нав­ли­ва­ют­ся сле­ду­ю­щие про­бы:

  • для пал­ла­дия: 500, 850;
  • для пла­ти­ны: 900, 950;
  • для зо­ло­та: 375, 500, 585, 750, 900, 958;
  • для се­ребра: 800, 830, 875, 925, 960.

Из­го­тов­ле­ние из­де­лий из зо­ло­та 583 про­бы юве­лир­ны­ми пред­при­я­ти­я­ми и част­ны­ми юве­ли­ра­ми до­пус­ка­ет­ся толь­ко по за­ка­зам граж­дан из да­валь­че­ско­го сы­рья.

Все юве­лир­ные, бы­то­вые из­де­лия, из­го­тов­лен­ные в Рес­пуб­ли­ке Мол­до­ва для про­да­жи как на внут­рен­нем рын­ке, так и для вы­во­за за гра­ни­цу, или вы­пол­нен­ные по за­ка­зу, долж­ны со­от­вет­ство­вать уста­нов­лен­ным в Рес­пуб­ли­ке Мол­до­ва про­бам и быть за­клей­мен­ны­ми в про­бир­ной па­ла­те го­су­дар­ствен­ным про­бир­ным клей­мом. Из­де­лия из дра­го­цен­ных ме­тал­лов за­гра­нич­но­го про­из­вод­ства, вве­зен­ные в Рес­пуб­ли­ку Мол­до­ва для про­да­жи, так­же под­ле­жат опро­бо­ва­нию и клей­ме­нию в Про­бир­ной па­ла­те. Осво­бож­да­ют­ся от обя­за­тель­но­го го­су­дар­ствен­но­го клей­ме­ния из­де­лия из дра­го­цен­ных ме­тал­лов, име­ю­щие ис­то­ри­че­ское, ар­хео­ло­ги­че­ское зна­че­ние или боль­шую ху­до­же­ствен­ную цен­но­сть, а так­же из­де­лия с мел­ки­ми на­сеч­ка­ми (ин­кру­ста­ции) зо­ло­том или се­реб­ром (ору­жие, ва­зы, блю­да, шка­тул­ки и др.). При­бо­ры, ин­стру­мен­ты, ла­бо­ра­тор­ная по­су­да и про­чие из­де­лия из дра­го­цен­ных ме­тал­лов, пред­на­зна­чен­ные для на­уч­ных, тех­ни­че­ских, ме­ди­цин­ских и дру­гих це­лей, осво­бож­да­ют­ся от обя­за­тель­но­го клей­ме­ния, од­на­ко долж­ны иметь имен­ник пред­при­я­тия-из­го­то­ви­те­ля с ука­за­ни­ем сим­во­ла ме­тал­ла.

Скуп­ка и аф­фи­на­ж

Скуп­ка у на­се­ле­ния дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней в из­де­ли­ях и ло­ме осу­ществ­ля­ет­ся об­ла­да­те­ля­ми ли­цен­зий в со­от­вет­ствии с за­ко­ном по до­го­вор­ным це­нам в спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных пунк­тах. Ин­ди­ви­ду­аль­ным пред­при­ни­ма­те­лям за­ни­мать­ся ука­зан­ным ви­дом де­я­тель­но­сти за­пре­ща­ет­ся.

Ску­поч­ным пунк­там за­пре­ща­ет­ся ску­пать ал­маз­ное сы­рье и по­лу­фаб­ри­ка­ты, тех­ни­че­ские ал­ма­зы, дра­го­цен­ные ме­тал­лы в са­мо­род­ках, про­во­ло­ке, пла­сти­нах и де­та­лях, су­саль­ное зо­ло­то, дис­ки и дру­гие по­лу­фаб­ри­ка­ты юве­лир­но­го и зу­бо­про­тез­но­го про­из­вод­ства, дра­го­цен­ные ме­тал­лы в из­де­ли­ях про­из­вод­ствен­но­го и ла­бо­ра­тор­но­го на­зна­че­ния, дра­го­цен­ные кам­ни в не­об­ра­бо­тан­ном ви­де, дра­го­цен­ные ме­тал­лы в ви­де про­из­вод­ствен­ных от­хо­дов, ор­де­на и ме­да­ли, со­дер­жа­щие дра­го­цен­ные ме­тал­лы, пред­ме­ты, ко­то­рые изъ­яты из граж­дан­ско­го обо­ро­та или на про­да­жу ко­то­рых уста­нов­лен осо­бый по­ря­док, цен­но­сти у го­су­дар­ствен­ных и об­ще­ствен­ных пред­при­я­тий, ор­га­ни­за­ций и учре­жде­ний, цен­но­сти у де­тей и под­рост­ков, лом и от­хо­ды про­мыш­лен­ные, а так­же из­вле­чен­ные из спи­сан­ных обо­ру­до­ва­ния и тех­ни­ки, со­дер­жа­щих дра­го­цен­ные ме­тал­лы.

Из­де­лия с дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми при­ни­ма­ют­ся у на­се­ле­ния при на­ли­чии у сдат­чи­ка сер­ти­фи­ка­та ка­че­ства, вы­дан­но­го про­бир­ной па­ла­той, под­твер­жда­ю­ще­го со­от­вет­ствие на­ту­раль­ных кам­ней их на­зва­нию.

Аф­фи­наж мо­жет быть пред­ме­том де­я­тель­но­сти юри­ди­че­ских или фи­зи­че­ских лиц, за­ни­ма­ю­щих­ся пред­при­ни­ма­тель­ской де­я­тель­но­стью и по­лу­чив­ших ли­цен­зию в уста­нов­лен­ном за­ко­но­да­тель­ством по­ряд­ке, с обя­за­тель­ным со­блю­де­ни­ем на­ци­о­наль­ных стан­дар­тов и тех­ни­че­ских усло­вий, пра­вил эко­ло­ги­че­ской без­опас­но­сти и са­ни­тар­ных пра­вил, дру­гих нор­ма­тив­ных ак­тов, ре­гла­мен­ти­ру­ю­щих эту де­я­тель­но­сть. Лом и от­хо­ды, со­дер­жа­щие дра­го­цен­ные ме­тал­лы, под­ле­жат в уста­нов­лен­ном за­ко­но­да­тель­ством по­ряд­ке стро­го­му уче­ту и обя­за­тель­но­му сбо­ру юри­ди­че­ски­ми и фи­зи­че­ски­ми ли­ца­ми, за­ни­ма­ю­щи­ми­ся пред­при­ни­ма­тель­ской де­я­тель­но­стью, у ко­то­рых в про­цес­се про­из­вод­ства и/и­ли по­треб­ле­ния об­ра­зо­ва­лись лом и от­хо­ды. Юри­ди­че­ские и фи­зи­че­ские ли­ца, вклю­чая учре­жде­ния, фи­нан­си­ру­е­мые из бюд­же­та, ре­а­ли­зу­ют дра­го­цен­ные ме­тал­лы, по­лу­чен­ные из ло­ма и от­хо­дов, ис­клю­чи­тель­но на внут­рен­нем рын­ке в со­от­вет­ствии с за­ко­ном. Со­бран­ные лом и от­хо­ды, со­дер­жа­щие дра­го­цен­ные ме­тал­лы, мо­гут быть об­ра­бо­та­ны соб­ствен­ни­ком или ли­цом, вла­де­ю­щим ими на ином за­кон­ном ос­но­ва­нии, ли­бо са­мо­сто­я­тель­но, ли­бо на дру­гих пе­ре­ра­ба­ты­ва­ю­щих пред­при­я­ти­ях. Дра­го­цен­ные ме­тал­лы, по­лу­чен­ные в ре­зуль­та­те их пе­ре­ра­бот­ки и аф­фи­на­жа, ре­а­ли­зу­ют­ся на ос­но­ва­нии за­клю­чен­ных меж­ду сто­ро­на­ми до­го­во­ров по ры­ноч­ным це­нам.

Кон­троль за со­блю­де­ни­ем по­ряд­ка скуп­ки и пе­ре­ра­бот­ки осу­ществ­ля­ют Ми­ни­стер­ство внут­рен­них дел, с при­вле­че­ни­ем, в слу­чае не­об­хо­ди­мо­сти, спе­ци­а­ли­стов про­бир­ной па­ла­ты.

Под­во­дя итог, сле­ду­ет сде­лать ак­цент на до­ста­точ­но чет­кой за­ко­но­да­тель­ной ре­гла­мен­та­ции го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля сфе­ры дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней в Рес­пуб­ли­ке Мол­до­ва, обес­пе­чи­ва­ю­ще­го­ся с по­мо­щью трех ос­нов­ных ре­гу­ля­то­ров, та­ких как: ли­цен­зи­ро­ва­ние, над­зор и го­су­дар­ствен­ная мо­но­по­лия на осу­ществ­ле­ние опро­бо­ва­ния и клей­ме­ния. При этом пол­но­мо­чия про­бир­ной па­ла­ты Мол­до­вы без­услов­но до­ста­точ­ны для осу­ществ­ле­ния долж­но­го кон­тро­ля за дан­ным сек­то­ром эко­но­ми­ки.От­ли­чи­тель­ным от прак­ти­ки дру­гих го­су­дар­ств, в том чис­ле и Рос­сии, яв­ля­ет­ся пол­но­мо­чие про­бир­ной па­ла­ты Мол­до­вы по осу­ществ­ле­нию про­ве­рок бух­гал­тер­ской до­ку­мен­та­ции хо­зяй­ству­ю­щих субъ­ек­тов, от­ра­жа­ю­щих дви­же­ние дра­го­цен­ным ме­тал­лов, кам­ней и из­де­лий из них. Имен­но в этом ас­пек­те сле­ду­ет ак­цен­ти­ро­вать вни­ма­ние на за­пре­те осу­ществ­ле­ния от­дель­ных ви­дов де­я­тель­но­сти ин­ди­ви­ду­аль­ны­ми пред­при­ни­ма­те­ля­ми. Дей­ствен­ным пред­став­ля­ет­ся и та­кой ме­тод ре­гу­ли­ро­ва­ния, как ли­цен­зи­ро­ва­ния де­я­тель­но­сти в сфе­ре ДМДК, так как ос­но­ва­ния ан­ну­ли­ро­ва­ния ли­цен­зии до­ста­точ­но об­шир­ны. Долж­ный по­сто­ян­ный кон­троль и воз­мож­ность при­ме­не­ния к хо­зяй­ству­ю­щим субъ­ек­там со­от­вет­ству­ю­щих санк­ций в слу­чае вы­яв­ле­ния пра­во­на­ру­ше­ний, в со­во­куп­но­сти при­зва­ны за­щи­тить по­тре­би­те­ля.

[ probpalata.ru ]

  • 25 апреля 2013 г.:

    Минуточку, минуточку!
    РГПП утверждает (а у них на официальном сайте данный материал точь-в-точь опубликован, сверял), что полномочия пробирного надзора Молдовы «проверять бухгалтерские книги и другие учетные документы, касающиеся операций с ДМ и ДК» является отличием от прав ГИПН России. Стало быть, отечественные контролеры ГИПН, в каком режиме бы они в настоящее время не проверяли (из-под прокуратуры или МВД и т.д.), именно бухгалтерскую документацию требовать и проверять не имеют права?
    Можно такой вывод сделать?
    В таком случае, если все это так, то ГИПН вообще смотреть не могут практически НИЧЕГО, потому как практически любой, связанный с исполнением сделок с ДМ и ДК документ, можно легко и непринужденно подвести в сферу бухгалтерского учета (а в условиях действующего 402-ФЗ это вообще элементарно). Получается, пусть приходят, проверяют 1-2 бумажки (типа свидетельств о госповерке весов, договора на охрану и прочее подобное), и в оставшееся время любуются на секретарей? И на запросы ГИПН, со ссылкой на данное мнение РГПП, можно отвечать отказом в предоставлении документации?
    Короче, интригу РГПП подвесила…

  • Полезное

    Полезное

     

    Архив новостей

    2025 год

    январь февраль март апрель
    май июнь июль август
    сентябрь октябрь ноябрь декабрь

    Нас читают

    Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

    -->