Российский ювелирный рынок и его особенности

Раздел: Рынки
15 апреля 2013 г.

Так уж сло­жи­лось, что осо­бен­но­стью рос­сий­ско­го рын­ка юве­лир­ных из­де­лий яв­ля­ет­ся не­удо­вле­тво­рен­ность по­ку­па­те­ля его ас­сор­ти­мент­ным на­пол­не­ни­ем: при ви­ди­мом изоби­лии от­сут­ству­ет долж­ное раз­но­об­ра­зие. Да и с ди­зай­ном за­ча­стую впе­ре­ди ока­зы­ва­ет­ся им­порт­ный про­из­во­ди­тель.

На раз­ви­тие юве­лир­ной от­рас­ли в Рос­сии вли­я­ют мно­гие фак­то­ры, та­кие как се­зон­ность про­даж, рас­про­стра­не­ние мас­со­вых кам­па­ний ве­ду­щих иг­ро­ков, не­со­вер­шен­ство рос­сий­ско­го за­ко­но­да­тель­ства, уста­рев­шие про­из­вод­ствен­ные мощ­но­сти пред­при­я­тий и да­же, с не­дав­не­го вре­ме­ни, вступ­ле­ние Рос­сии в ВТО.

Ли­ди­ру­ю­щие по­зи­ции на юве­лир­ном рын­ке Рос­сии в 2012 го­ду за­ни­ма­ли Цен­траль­ный и Юж­ный фе­де­раль­ные окру­га, со­во­куп­ность их про­даж со­ста­ви­ла 43%. Сре­ди ком­па­ний ли­ди­ро­ва­ли «А­да­мас» и «Крас­цвет­мет», ре­а­ли­зо­вав­шие вме­сте око­ло 11% от об­ще­го объ­е­ма про­даж в год, а так же «Ал­маз-Хол­динг», «Рус­ские са­мо­цве­ты» и «Эстет».

Не­смот­ря на по­ло­жи­тель­ное, в це­лом, раз­ви­тие юве­лир­но­го рын­ка, про­шлый год озна­ме­но­вал­ся па­де­ни­ем роз­нич­ных про­даж. В те­че­ние го­да на­блю­дал­ся по­сто­ян­ный спад ин­те­ре­са к юве­лир­ным укра­ше­ни­ям со сто­ро­ны роз­нич­ных по­ку­па­те­лей. Это по­чув­ство­ва­ли и по­чти все круп­ные вы­став­ки, про­шед­шие в 2012 го­ду. По ста­ти­сти­ке Рос­ста­та, за пер­вые 9 ме­ся­цев го­да об­щий рост роз­нич­ных про­даж уве­ли­чил­ся все­го на 8%. В 2011 бы­ло в 2 ра­за боль­ше - 16%. Но­ябрь 2012-го для юве­лир­ной тор­гов­ли ока­зал­ся са­мым «мерт­вым» за по­след­нее де­ся­ти­ле­тие, и по­ло­же­ние дел не по­пра­вил да­же но­во­год­ний се­зон.

В чис­ле спо­со­бов вы­хо­да из кри­зи­са мно­гие юве­ли­ры рас­смат­ри­ва­ли экс­пан­сию на но­вые рын­ки (про­ве­рен­ный вы­бор – Цен­траль­ный ФО). Дру­гие рас­суж­да­ли о внед­ре­нии но­вых тех­но­ло­гий про­из­вод­ства и про­даж, улуч­ше­нии ди­зай­на вы­пус­ка­е­мых из­де­лий, бо­лее ча­стом об­нов­ле­нии юве­лир­ных кол­лек­ций, гра­мот­ном под­хо­де к ас­сор­ти­мен­ту и тща­тель­ном изу­че­нии по­тре­би­тель­ских пред­по­чте­ний.

Юве­лир­но-про­из­вод­ствен­ная ста­ти­сти­ка го­во­рит о том, что брил­ли­ан­ты не пе­ре­ста­ют поль­зо­вать­ся спро­сом. В 2012 го­ду в Рос­сии про­из­вод­ство юве­лир­ных из­де­лий с брил­ли­ан­та­ми вы­рос­ло на 13,7% по срав­не­нию с 2011 го­дом и со­ста­ви­ло 1,7 млн штук, со­об­ща­ет Рос­стат. В де­каб­ре 2012 го­да про­из­вод­ство брил­ли­ан­то­вых укра­ше­ний уве­ли­чи­лось на 14,5% по срав­не­нию с де­кабрем 2011 го­да и умень­ши­лось на 3,6% - по срав­не­нию но­яб­рем 2012 го­да. Наи­боль­ший ин­те­рес по­ку­па­те­ли ис­пы­ты­ва­ют к коль­цам, в том чис­ле об­ру­чаль­ным. Про­из­вод­ство об­ру­чаль­ных ко­лец с ян­ва­ря по де­кабрь 2012 го­да уве­ли­чи­лось на 1,0% и со­ста­ви­ло 741 тыс. штук. В де­каб­ре 2012 го­да про­из­вод­ство об­ру­чаль­ных ко­лец уве­ли­чи­лось на 3,4% по срав­не­нию де­кабрем 2011 го­да и на 13,8% по срав­не­нию но­яб­рем 2012 го­да.

Со­че­та­ние зо­ло­та и брил­ли­ан­тов по-преж­не­му наи­бо­лее по­пу­ляр­но у рос­си­ян, со­глас­но он­лайн-опро­су, про­ве­ден­но­му ана­ли­ти­ка­ми в рам­ках ис­сле­до­ва­ния «Роз­нич­ные юве­лир­ные се­ти 2012» - прак­ти­че­ски во всех то­вар­ных ка­те­го­ри­ях на не­го при­хо­дит­ся не ме­нее 40%.

Что же ка­са­ет­ся се­ребра, то в по­след­ние два го­да объ­е­мы про­из­вод­ства се­реб­ря­ных из­де­лий зна­чи­тель­но со­кра­ти­лись вслед­ствие пе­ре­на­сы­ще­ния рын­ка. Во вре­мя кри­зи­са мно­гие пред­при­я­тия вы­жи­ли за счет уве­ли­че­ния про­из­вод­ства из­де­лий из се­ребра, ко­то­рые охот­нее по­ку­па­ли, но это вы­зва­ло об­рат­ную ре­ак­цию. Зна­чи­тель­ное пред­ло­же­ние се­реб­ра на рын­ке при­ве­ло се­го­дня к спа­ду спро­са.

В струк­ту­ре рын­ка юве­лир­ных из­де­лий се­го­дня наи­боль­шую до­лю за­ни­ма­ют из­де­лия из се­реб­ра – 45%, на зо­ло­то при­хо­дит­ся 27%, из­де­лия из пал­ла­дия на­счи­ты­ва­ют 19%, пла­ти­но­вые – 9%.

По про­гно­зам экс­пер­тов NeoAnalitics, в 2012 – 2014 го­дах сред­ние тем­пы ро­ста ем­ко­сти рын­ка зо­ло­тых укра­ше­ний бу­дут со­став­лять 5-6%, се­реб­ря­ных – 13-16%.

Ин­тер­нет-про­ект «Клуб W» про­вел опрос со­сто­я­тель­ных по­тре­би­те­лей, ко­то­рых от­но­сят к ка­те­го­рии лю­дей с боль­шим лич­ным ка­пи­та­лом (high net worth individuals, HNWI). В Ев­ро­пе это по­тре­би­те­ли с со­сто­я­ни­ем при­мер­но в 25 млн ев­ро, в США – в сред­нем 1 млн долл., а в Рос­сии – от 30 млн руб.

Так, по­чти по­ло­ви­на участ­ни­ков опро­са – 47% бо­га­тых рос­си­ян - со­вер­ша­ли по­куп­ки в Ин­тер­не­те на сум­му бо­лее 30 тыс. руб. Сред­ний чек со­ста­вил: при по­се­ще­нии ре­сто­ра­на – 3,2 тыс. руб., ма­га­зи­на одеж­ды – 16,9 тыс., юве­лир­но­го ма­га­зи­на – 57,3 тыс., на за­бо­ту о сво­ем здо­ро­вье и ку­рор­ты – 5,2 тыс. руб. Со­глас­но Euromonitor International, до­ля ин­тер­нет-тор­гов­ли юве­лир­ны­ми укра­ше­ни­я­ми в Рос­сии в 2012 го­ду со­став­ля­ла 0,5%.

ИМПОРТ И ЭКСПОРТ

Рос­сия яв­ля­ет­ся чи­стым им­пор­те­ром юве­лир­ных из­де­лий. Им­порт пре­вы­шал экс­порт в 7 раз в 2007-2011 го­дах, го­во­рит­ся в ис­сле­до­ва­нии BusinesStat «А­на­лиз рын­ка юве­лир­ных из­де­лий в Рос­сии в 2007-2011 гг., про­гноз на 2012-2016 гг.». Из­ме­не­ния этой тен­ден­ции в бли­жай­шие пять лет не ожи­да­ет­ся. На се­го­дняш­ний день Рос­сия яв­ля­ет­ся круп­ным им­пор­те­ром юве­лир­ных вста­вок из дра­го­цен­ных и по­лу­дра­го­цен­ных кам­ней. В на­сто­я­щее вре­мя ос­нов­ной по­ток им­порт­ных из­де­лий стал со­став­лять пря­мую кон­ку­рен­цию оте­че­ствен­ной юве­лир­ной про­дук­ции в це­но­вом сег­мен­те «масс-мар­кет». Ро­сту им­пор­та спо­соб­ству­ют вы­со­кие на­ло­ги и по­шли­ны, ко­то­ры­ми об­ла­га­ет­ся в Рос­сии дра­го­цен­ное сы­рье и обо­ру­до­ва­ние для про­из­вод­ства юве­лир­ной про­дук­ции. Это ав­то­ма­ти­че­ски уве­ли­чи­ва­ют се­бе­сто­и­мость про­из­вод­ства оте­че­ствен­ных укра­ше­ний на 38%. Вслед­ствие че­го они не­ми­ну­е­мо про­иг­ры­ва­ют це­но­вую кон­ку­рен­цию с им­порт­ны­ми из­де­ли­я­ми. Экс­порт юве­лир­ных укра­ше­ний из Рос­сии в 2013-2016 го­ды, по про­гно­зу BusinesStat, со­ста­вит 168,99; 195,23; 221,21; 253,12 млн дол­ла­ров со­от­вет­ствен­но.

В мар­те 2013 го­да агент­ство Discovery Research Group за­вер­ши­ло ис­сле­до­ва­ние юве­лир­но­го рын­ка Рос­сии. Со­глас­но под­сче­там, его объ­ем в 2012 го­ду со­ста­вил 193,3 млн штук в на­ту­раль­ном и 257,9 млрд руб. в сто­и­мост­ном вы­ра­же­нии, что пре­вы­ша­ет по­ка­за­те­ли по про­шло­му го­ду на 7,9% и 23,4% со­от­вет­ствен­но. По про­гно­зу DRG, до 2017 го­да ры­нок бу­дет уве­ли­чи­вать­ся на 4,6% в на­ту­раль­ном и на 6,7% в сто­и­мост­ном вы­ра­же­нии еже­год­но.

Со вступ­ле­ни­ем Рос­сии в ВТО в ав­гу­сте 2012 го­да и не­дав­ним (в фев­ра­ле 2013 го­да) по­ступ­ле­ни­ем в Го­с­ду­му за­ко­но­про­ек­та (о ли­бе­ра­ли­за­ции юве­лир­ной от­рас­ли) с по­прав­ка­ми в за­кон о дра­го­цен­ных ме­тал­лах и кам­нях у участ­ни­ков рын­ка име­ет­ся «ва­гон и ма­лень­кая те­леж­ка» во­про­сов и тем для раз­го­во­ров, ко­то­рые они об­суж­да­ли за­дол­го до этих со­бы­тий и не пе­ре­ста­ют об­суж­дать по­сле. Ка­кие не­при­ят­но­сти при­не­сет од­но? Ка­кие плю­сы - дру­гое? Все во­круг од­но­го, са­мо­го глав­но­го во­про­са – ка­кое бу­ду­щее ожи­да­ет рос­сий­скую юве­лир­ную от­расль, и бу­дет ли она хоть не­мно­го на­по­ми­нать ту, ко­то­рую каж­дый из них хоть раз пред­став­лял в са­мых сво­их не­обуз­дан­ных фан­та­зи­ях…

По­ка оче­вид­но од­но: юве­лир­ный ры­нок в Рос­сии име­ет очень ши­ро­кие пер­спек­ти­вы для раз­ви­тия и ро­ста бла­го­да­ря и сы­рье­вой ба­зе Рос­сии, и ве­ко­вым тра­ди­ци­ям юве­лир­но­го де­ла, ко­то­рые без пре­уве­ли­че­ния зна­ют и по­чи­та­ют во всем ми­ре. Де­ло толь­ко «за ма­лым» – разо­брать­ся в мно­го­чис­лен­ных за­пу­тан­ных ла­зей­ках пра­во­во­го ре­гу­ли­ро­ва­ния.

[ rough-polished.com ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->