Ювелиры вдохновляются живописью, ваянием и зодчеством

Раздел: Ювелиры и компании
16 ноября 2012 г.

Прой­дя пер­вый этап вос­хи­ще­ния укра­ше­ни­я­ми — блес­ком ме­тал­ла, свер­ка­ни­ем брил­ли­ан­то­вых гра­ней, на­сы­щен­но­стью от­тен­ков цвет­ных дра­го­цен­ных и по­лу­дра­го­цен­ных кам­ней, мод­ни­цы и на­чи­на­ю­щие кол­лек­ци­о­не­ры пе­ре­хо­дят к сле­ду­ю­ще­му — в изящ­ных ве­щи­цах ищут ин­тел­лек­ту­аль­ную идею.

Са­мый оче­вид­ный ва­ри­ант — от­сыл­ка к ху­до­же­ствен­ным про­из­ве­де­ни­ям. С од­ной сто­ро­ны, юве­лир­ное де­ло — ветвь при­клад­но­го ис­кус­ства. С дру­гой — коль­ца и оже­ре­лья, ти­а­ры и ко­лье, брас­ле­ты и серь­ги ча­сто и успеш­но «по­зи­ро­ва­ли» про­слав­лен­ным жи­во­пис­цам и скуль­пто­рам. «Де­вуш­ка с жем­чуж­ной се­реж­кой» и «Жен­щи­на, при­ме­ря­ю­щая оже­ре­лье» Вер­ме­е­ра. Па­рад­ные порт­ре­ты ки­сти Да­ви­да, где тща­тель­но вы­пи­са­ны ко­ро­на­ци­он­ные дра­го­цен­но­сти и ре­га­лии На­по­лео­на и Жо­зе­фи­ны, за­ка­зан­ные вен­це­нос­ной па­рой у Ма­ри-Этье­на Ни­то, ос­но­ва­те­ля ле­ген­дар­но­го До­ма Chaumet (кста­ти, в сво­ей по­след­ней на ны­неш­ний мо­мент кол­лек­ции Дом вос­про­из­вел мо­ти­вы им­пе­ра­тор­ских ко­ро­на­ци­он­ных ти­ар). Кар­ти­ны ху­дож­ни­ков belle époque, где да­мы выс­ше­го све­та и со­сто­я­тель­ные пред­ста­ви­тель­ни­цы бо­ге­мы де­мон­стри­ру­ют ми­ру не толь­ко свою кра­со­ту, но и ма­стер­ство порт­ных и юве­ли­ров. Порт­рет­ные этю­ды Ре­ну­а­ра и Сар­жен­та, Се­ро­ва и Вру­бе­ля — по­лот­на, где жем­чу­га и брил­ли­ан­ты на­пи­са­ны бег­лы­ми, но точ­ны­ми маз­ка­ми. Див­ные тво­ре­ния «ге­ния вен­ско­го се­цес­си­о­на» Клим­та, по­хо­жие на мо­за­и­ки из дра­го­цен­ных кам­ней.

Жи­во­пись

Климт вдох­но­вил мно­гих по­сле­до­ва­те­лей, в том чис­ле в юве­лир­ном де­ле: его пре­дель­но де­ко­ра­тив­ный стиль слов­но со­здан для ин­тер­пре­та­ций в при­клад­ном ис­кус­стве. Од­на из са­мых за­мет­ных «ва­ри­а­ций на те­му» — у со­оте­че­ствен­ни­ков вен­ца, ав­стрий­ской мар­ки Frey Wille, чей фир­мен­ный стиль — рос­пись го­ря­чей эма­лью. Не так дав­но мар­ка на­ча­ла де­ко­ри­ро­вать эма­ле­вые ми­ни­а­тю­ры, на­пи­сан­ные вруч­ную, брил­ли­ан­та­ми и оправ­лять в вы­со­ко­проб­ное зо­ло­то (о­но, кста­ти, да­ло на­зва­ние но­вой ли­нии — 18 Carat).

Стиль дру­го­го ма­сте­ра ар-ну­во — со­зда­те­ля ве­ли­ко­леп­ных пан­но и афиш к спек­так­лям Са­ры Бер­нар Аль­фон­са Му­хи — лег в ос­но­ву ди­зай­на укра­ше­ний ис­пан­ской мар­ки Masriera. Соз­дан­ные в слож­ной тех­ни­ке вит­раж­ной эма­ли, они на­по­ми­на­ют од­но­вре­мен­но и кру­же­во, и не­ве­со­мые на­брос­ки ак­ва­ре­лью, и рос­пись по стек­лу. Мо­ти­вы этих дра­го­цен­но­стей — цве­ты, на­се­ко­мые и утон­чен­ные длин­но­во­ло­сые ним­фы. Ха­рак­тер­ные при­е­мы жи­во­пис­ной рос­пи­си по фар­фо­ру ис­поль­зу­ет и од­на из ста­рей­ших в Ев­ро­пе фар­фо­ро­вых ма­ну­фак­тур — Meissen, ко­то­рая не так дав­но на­ча­ла вы­пус­кать юве­лир­ные укра­ше­ния: зо­ло­тые коль­ца, ку­ло­ны и серь­ги с рас­пис­ны­ми встав­ка­ми, при­кры­ты­ми «лин­за­ми» из гра­не­но­го квар­ца.

Скульп­ту­ра

Ис­поль­зо­ва­ние скульп­тур­ных при­е­мов для из­го­тов­ле­ния укра­ше­ний — тра­ди­ция столь же дав­няя, как и са­ми укра­ше­ния: перст­ни-ска­ра­беи на­хо­ди­ли еще в еги­пет­ских за­хо­ро­не­ни­ях, а в Сред­ние ве­ка в Ев­ро­пе ре­ли­ги­оз­ные лю­ди но­си­ли склад­ни, яв­ляв­шие со­бой под­лин­ные ше­дев­ры мик­роскульп­ту­ры из де­ре­ва, кам­ня или сло­но­вой ко­сти. В эпо­ху Воз­рож­де­ния юве­лир и ва­я­тель Бен­ве­ну­то Чел­ли­ни про­сла­вил­ся сво­и­ми дра­го­цен­ны­ми скульп­ту­ра­ми из зо­ло­та и се­ребра.

Со­вре­мен­ные по­сле­до­ва­те­ли ста­рин­ных ма­сте­ров ис­поль­зу­ют те же ма­те­ри­а­лы. Па­риж­ский ма­стер Ли­дия Кур­тей вос­про­из­во­дит в сво­их под­вес­ках и серь­гах мо­ти­вы тра­ди­ци­он­ной аф­ри­кан­ской де­ре­вян­ной скульп­ту­ры, ин­кру­сти­руя де­ре­во зо­ло­том. Cartier со­зда­ет ко­лье с изу­ми­тель­ны­ми ани­ма­ли­сти­че­ски­ми ми­ни­а­тю­ра­ми из хал­це­до­на — на­при­мер, в по­след­ней кол­лек­ции это се­мей­ка бе­лых мед­ве­дей. Van Cleef & Arpels по пра­ву гор­дит­ся сво­и­ми фир­мен­ны­ми ше­дев­ра­ми — зо­ло­ты­ми фе­я­ми и ба­ле­ри­на­ми с ли­чи­ка­ми из брил­ли­ан­тов огран­ки «ро­за», в пла­тьях из сап­фи­ров, ру­би­нов и изу­мру­дов в ха­рак­тер­ной «не­ви­ди­мой за­креп­ке». В но­вой кол­лек­ции Palais de la Chance та­кие зо­ло­тые ста­ту­эт­ки изоб­ра­жа­ют зна­ки Зо­ди­а­ка — Де­ву, Во­до­лея и Близ­не­цов. Carrera y Carrera с по­ис­ти­не чел­ли­ни­ев­ской тон­ко­стью изоб­ра­жа­ет жи­вот­ных ре­аль­ных и вы­мыш­лен­ных, мор­ские ра­ко­ви­ны, пух­лых ан­ге­лоч­ков и фраг­мен­ты ба­ре­лье­фов ве­ли­ко­леп­но­го мав­зо­лея Та­дж-Ма­хал в Аг­ре (ли­ния Jasmín).

Ар­хи­тек­ту­ра

Ба­ре­льеф, мо­ну­мен­таль­ная скульп­ту­ра — это по­гра­нич­ный жанр на сты­ке ва­я­ния и зод­че­ства. Мо­ти­вы скульп­тур­но­го де­ко­ра древ­не­ва­ви­лон­ских во­рот Иштар во­пло­ти­лись в кол­лек­ции-2012 Babilon от ис­пан­ской мар­ки Magerit. А рос­сий­ский ма­стер Дмит­рий Гур­жий вдох­но­вил­ся оте­че­ствен­ной ар­хи­тек­ту­рой. В но­вой кол­лек­ции жен­ских укра­ше­ний Gourji, вы­пу­щен­ной этой осе­нью, не­сколь­ко раз­ных ли­ний. «Кон­струк­ти­визм» — брас­ле­ты и коль­ца по мо­ти­вам со­вет­ских ар­хи­тек­тур­ных ше­дев­ров: до­ма Мель­ни­ко­ва с ше­сти­уголь­ны­ми ок­на­ми, ра­дио­выш­ки ар­хи­тек­то­ра Шу­хо­ва, зда­ния Пла­не­та­рия. В ли­нии «Со­кро­ви­ща под­зе­ме­лья» в по­ли­ро­ван­ном и ма­то­вом зо­ло­те, де­ко­ри­ро­ван­ном брил­ли­ан­та­ми, жем­чу­гом, ру­би­на­ми и по­лу­дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми, во­пло­ти­лись ба­ре­лье­фы и ре­шет­ки «Кур­ской» и дру­гих стан­ций мос­ков­ско­го мет­ро.

Дру­гой оте­че­ствен­ный юве­лир, Вла­ди­мир Мар­кин, по­пу­ля­ри­зи­ру­ет за­пад­ную ар­хи­тек­ту­ру. Па­ру лет на­зад он про­сла­вил­ся сво­ей кол­лек­ци­ей «Мо­сты» — коль­ца бе­ло­го зо­ло­та с брил­ли­ан­та­ми и сап­фи­ра­ми в фор­ме раз­вод­ных мо­стов. В но­вой кол­лек­ции Мар­ки­на — под­вес­ки из се­реб­ра или зо­ло­та. Вы­гля­дят они как круп­ные кре­сты, а при бли­жай­шем рас­смот­ре­нии ока­зы­ва­ют­ся сти­ли­зо­ван­ны­ми пла­на­ми из­вест­ней­ших сред­не­ве­ко­вых со­бо­ров Ев­ро­пы — фло­рен­тий­ско­го Сан­та-Ма­рия дель Фи­о­ре, лон­дон­ско­го Свя­то­го Павла, ру­ан­ско­го Сент-Пьер, пи­зан­ско­го Ду­о­мо, ве­не­ци­ан­ской ба­зи­ли­ки Сан-Мар­ко и дру­гих.

[ rbcdaily.ru ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->