Проект постановления Правительства РФ

Раздел: Власть
20 сентября 2012 г.

Про­ек­т

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от «____ »________________ г. №___________
МОСКВА

О вне­се­нии из­ме­не­ний в по­ста­нов­ле­ние Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции от 30 июня 1994 го­да № 756 «Об утвер­жде­нии По­ло­же­ния о со­вер­ше­нии сде­лок с дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции»

Пра­ви­тель­ство Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции по­ста­нов­ля­ет:

  1. Пунк­ты 2-6 по­ста­нов­ле­ния Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции от 30 июня 1994 го­да № 756 «Об утвер­жде­нии По­ло­же­ния о со­вер­ше­нии сде­лок с дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции» (Со­бра­ние за­ко­но­да­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, 1994, № И, ст. 1291; 1998, № 49, ст. 6058; 2004, № 35, ст. 3639) при­знать утра­тив­ши­ми си­лу.
  2. Вне­сти в По­ло­же­ние о со­вер­ше­нии сде­лок с дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, утвер­жден­ное ука­зан­ным по­ста­нов­ле­ни­ем, сле­ду­ю­щие из­ме­не­ния:
а) в пунк­те 1 сло­ва «в стан­дарт­ных и мер­ных слит­ках (да­лее име­ну­ют­ся - слит­ки) ис­клю­чить»;
б) в пунк­те 2:
в аб­за­це пер­вом сло­ва «со слит­ка­ми зо­ло­та и се­ребра» ис­клю­чить­;
аб­за­цы тре­тий, чет­вер­тый и один­на­дца­тый при­знать утра­тив­ши­ми си­лу;
в) раз­дел III при­знать утра­тив­шим си­лу.

Пред­се­да­тель Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ци­и

Д. Мед­ве­дев

Про­ек­т

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к про­ек­ту по­ста­нов­ле­ния Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции «О вне­се­нии из­ме­не­ний в По­ста­нов­ле­ние Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции от 30.06.1994 № 756 «Об утвер­жде­нии По­ло­же­ния о со­вер­ше­нии сде­лок с дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции»

Про­ект по­ста­нов­ле­ния Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции «О вне­се­нии из­ме­не­ний в По­ста­нов­ле­ние Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции от 30.06.1994 № 756 «Об утвер­жде­нии По­ло­же­ния о со­вер­ше­нии сде­лок с дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции» (да­лее - про­ект) под­го­тов­лен в це­лях со­вер­шен­ство­ва­ния нор­ма­тив­ной пра­во­вой ба­зы, ре­гу­ли­ру­ю­щей опе­ра­ции с дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми, при­ве­де­ния ее в со­от­вет­ствие с по­ло­же­ни­я­ми фе­де­раль­ных за­ко­нов, ре­гу­ли­ру­ю­щих от­но­ше­ния в ука­зан­ной сфе­ре.

Не­об­хо­ди­мость вне­се­ния пред­ла­га­е­мых про­ек­том из­ме­не­ний обу­слов­ле­на сле­ду­ю­щим.

По­ста­нов­ле­ние Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции от 30.06.1994 № 756 «Об утвер­жде­нии По­ло­же­ния о со­вер­ше­нии сде­лок с дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции» (да­лее по тек­сту - По­ста­нов­ле­ние № 756 или По­ло­же­ние) бы­ло из­да­но на на­чаль­ном эта­пе ры­ноч­ных от­но­ше­ний в сфе­ре об­ра­ще­ния дра­го­цен­ных ме­тал­лов. То­гда де­таль­ное ре­гу­ли­ро­ва­ние опе­ра­ций с дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми, осу­ществ­ля­е­мое по­сред­ством вве­де­ния огра­ни­че­ний, как по субъ­ект­но­му со­ста­ву, так и по пе­реч­ню воз­мож­ных сде­лок, бы­ло оправ­да­но с точ­ки зре­ния не­об­хо­ди­мо­сти по­вы­шен­но­го го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля за «дви­же­ни­ем» от­но­си­тель­но но­во­го (спе­ци­фич­но­го) фи­нан­со­во­го ак­ти­ва.

В на­сто­я­щее вре­мя боль­шин­ство огра­ни­че­ний, уста­нов­лен­ных вы­ше­ука­зан­ным нор­ма­тив­ным пра­во­вым ак­том Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, утра­ти­ли свою ак­ту­аль­но­сть, про­ти­во­ре­чат за­ко­но­да­тель­ству Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, их на­ли­чие не спо­соб­ству­ет раз­ви­тию но­вых ин­стру­мен­тов рын­ка дра­го­цен­ных ме­тал­лов и пре­пят­ству­ет фор­ми­ро­ва­нию бла­го­при­ят­ных усло­вий для раз­ви­тия бир­же­вой тор­гов­ли дан­ным фи­нан­со­вым ак­ти­вом.

В част­но­сти, пункт 2 По­ло­же­ния огра­ни­чи­ва­ет круг кре­дит­ных ор­га­ни­за­ций, име­ю­щих пра­во осу­ществ­лять сдел­ки с дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми «спе­ци­аль­но упол­но­мо­чен­ны­ми бан­ка­ми», под ко­то­ры­ми по­ни­ма­ют­ся ком­мер­че­ские бан­ки, спе­ци­аль­но упол­но­мо­чен­ные Бан­ком Рос­сии и Мин­фи­ном Рос­сии на со­вер­ше­ние в уста­нов­лен­ном по­ряд­ке опе­ра­ций с дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми.

Ука­зан­ная нор­ма су­ще­ствен­но за­труд­ня­ет вне­се­ние из­ме­не­ний в нор­ма­тив­ные ак­ты Бан­ка Рос­сии, уста­нав­ли­ва­ю­щие по­ря­док ли­цен­зи­ро­ва­ния и по­ря­док про­ве­де­ния опе­ра­ций с дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми кре­дит­ны­ми ор­га­ни­за­ци­я­ми. При этом дей­ству­ю­щее огра­ни­че­ние, сужая круг ак­тив­ных участ­ни­ков и по­тен­ци­аль­ных ин­ве­сто­ров за счет кре­дит­ных ор­га­ни­за­ций (бан­ков и не­бан­ков­ских кре­дит­ных ор­га­ни­за­ций), не име­ю­щих в на­сто­я­щий мо­мент ли­цен­зий на про­ве­де­ние опе­ра­ций с дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми, утра­ти­ло эко­но­ми­че­ский смысл. Вне­се­ние из­ме­не­ний в По­ло­же­ние и нор­ма­тив­ные ак­ты Бан­ка Рос­сии предо­ста­вит воз­мож­ность ука­зан­ным ор­га­ни­за­ци­ям при­об­ре­тать дра­го­цен­ные ме­тал­лы в ин­ве­сти­ци­он­ных це­лях, про­во­дить опе­ра­ции с про­из­вод­ны­ми фи­нан­со­вы­ми ин­стру­мен­та­ми, ба­зо­вым ак­ти­вом ко­то­рых яв­ля­ют­ся дра­го­цен­ные ме­тал­лы, от­кры­вать ме­тал­ли­че­ские сче­та в кре­дит­ных ор­га­ни­за­ци­ях, име­ю­щих со­от­вет­ству­ю­щую ли­цен­зию.

Су­ще­ству­ю­щий в нор­ма­тив­ных ак­тах за­прет на про­ве­де­ние рас­чет­ны­ми не­бан­ков­ски­ми кре­дит­ны­ми ор­га­ни­за­ци­я­ми рас­чет­ных опе­ра­ций по ме­тал­ли­че­ским сче­там от­ри­ца­тель­но вли­я­ет на фор­ми­ро­ва­ние при­вле­ка­тель­ной ин­фра­струк­ту­ры рос­сий­ско­го рын­ка и яв­ля­ет­ся од­ной из при­чин от­сут­ствия в Рос­сии бир­же­вой тор­гов­ли «о­без­ли­чен­ным ме­тал­лом» на рын­ке спот, что в свою оче­редь ме­ша­ет фор­ми­ро­ва­нию ры­ноч­ных цен на дра­го­цен­ные ме­тал­лы. В свя­зи с этим рос­сий­ский ры­нок дра­го­цен­ных ме­тал­лов вы­нуж­ден в ка­че­стве це­но­во­го ори­ен­ти­ра ру­ко­вод­ство­вать­ся офи­ци­аль­ны­ми учет­ны­ми це­на­ми Бан­ка Рос­сии на аф­фи­ни­ро­ван­ные дра­го­цен­ные ме­тал­лы, уста­нав­ли­ва­е­мые для це­лей бух­гал­тер­ско­го уче­та в кре­дит­ных ор­га­ни­за­ци­ях, ко­то­рые не все­гда со­от­вет­ству­ют ры­ноч­ным трен­дам.

Со­глас­но Опре­де­ле­нию Вер­хов­но­го Су­да Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции от 26.09.2000 № КАС 00-386 аб­зац вто­рой пунк­та 11 и пункт 12 По­ло­же­ния, огра­ни­чи­ва­ю­щие субъ­ект­ный со­став и ви­ды сде­лок со слит­ка­ми, при­зна­ны не­за­кон­ны­ми* и не под­ле­жа­щи­ми при­ме­не­нию со дня вве­де­ния в дей­ствие Фе­де­раль­но­го за­ко­на от 26.03.1996 № 41-ФЗ «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных кам­нях» (да­лее - Фе­де­раль­ный за­кон № 41-ФЗ). Дан­ный факт яв­ля­ет­ся еще од­ним не­оспо­ри­мым ар­гу­мен­том в поль­зу су­ще­ствен­ной кор­рек­ти­ров­ки ука­зан­но­го нор­ма­тив­но­го пра­во­во­го ак­та.

Нор­мы пунк­тов 13-18 По­ло­же­ния яв­ля­ют­ся из­бы­точ­ны­ми, по­сколь­ку ре­гу­ли­ру­е­мые ими пра­во­от­но­ше­ния под­чи­ня­ют­ся об­щим тре­бо­ва­ни­ям Фе­де­раль­но­го за­ко­на № 41-ФЗ, Граж­дан­ско­го ко­дек­са Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции и за­ко­но­да­тель­ства о бан­ках и бан­ков­ской де­я­тель­но­сти.

Пункт 19 По­ло­же­ния, за­креп­ля­ю­щий пра­во Бан­ка Рос­сии осу­ществ­лять лю­бые опе­ра­ции со слит­ка­ми зо­ло­та и се­ребра, не за­пре­щен­ные за­ко­но­да­тель­ством Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, так­же из­бы­то­чен. Банк Рос­сии осу­ществ­ля­ет свою де­я­тель­ность в со­от­вет­ствии с пол­но­мо­чи­я­ми, предо­став­лен­ны­ми ему Фе­де­раль­ным за­ко­ном от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Цен­траль­ном бан­ке Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции (Бан­ке Рос­сии). Ука­зан­ный фе­де­раль­ный за­кон (ста­тья 46) уста­нав­ли­ва­ет пе­ре­чень опе­ра­ций и сде­лок, со­вер­ша­е­мых Бан­ком Рос­сии для це­лей сво­ей де­я­тель­но­сти, а так­же опре­де­ля­ет круг субъ­ек­тов, с ко­то­ры­ми эти опе­ра­ции и сдел­ки мо­гут осу­ществ­лять­ся.

Пункт 20 По­ло­же­ния не­обос­но­ван­но сужа­ет пе­ре­чень опе­ра­ций, ко­то­рые мо­гут со­вер­шать бан­ки с дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми, и огра­ни­чи­ва­ет воз­мож­ность вы­бо­ра контр­аген­тов по та­ким опе­ра­ци­ям. Дей­ству­ю­щий под­ход не со­от­вет­ству­ет об­щим по­ло­же­ни­ям Фе­де­раль­но­го за­ко­на № 41-ФЗ (часть 6 ста­тьи 2, ча­сти 3 и 5 ста­тьи 20) и Фе­де­раль­но­го за­ко­на от 02.12.1990 № 395-1 «О бан­ках и бан­ков­ской де­я­тель­но­сти» (ста­тья 5).

При­ня­тие пред­ла­га­е­мо­го про­ек­та поз­во­лить устра­нить все вы­ше­пе­ре­чис­лен­ные пра­во­вые про­бе­лы, со­здав пред­по­сыл­ки для даль­ней­ше­го со­вер­шен­ство­ва­ния ин­стру­мен­та­рия рын­ка дра­го­цен­ных ме­тал­лов и ак­ти­ви­за­ции бир­же­вой тор­гов­ли ука­зан­ным фи­нан­со­вым ак­ти­вом.

При­ем экс­перт­ных за­клю­че­ний

Про­ект по­ста­нов­ле­ния Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции «О вне­се­нии из­ме­не­ний в по­ста­нов­ле­ние Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции от 30 июня 1994 го­да № 756 «Об утвер­жде­нии По­ло­же­ния о со­вер­ше­нии сде­лок с дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции» раз­ме­щен в со­от­вет­ствии с пунк­том 8 Пра­вил про­ве­де­ния экс­пер­ти­зы про­ек­тов нор­ма­тив­ных пра­во­вых и иных до­ку­мен­тов в це­лях вы­яв­ле­ния в них по­ло­же­ний, спо­соб­ству­ю­щих со­зда­нию усло­вий для про­яв­ле­ния кор­руп­ции, утвер­жден­ных по­ста­нов­ле­ни­ем Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции от 5 мар­та 2009 г. № 195 «Об утвер­жде­нии Пра­вил про­ве­де­ния экс­пер­ти­зы про­ек­тов нор­ма­тив­ных ак­тов и иных до­ку­мен­тов в це­лях вы­яв­ле­ния в них по­ло­же­ний, спо­соб­ству­ю­щих со­зда­нию усло­вий для про­яв­ле­ния кор­руп­ции».

При­ем экс­перт­ных за­клю­че­ний:

На­ча­ло при­е­ма за­клю­че­ний 20.09.2012 г.
Окон­ча­ние при­е­ма за­клю­че­ний: 27.09.2012 г.

От­вет­ствен­ные ли­ца:

Ве­ду­щий спе­ци­а­лист - экс­перт Ад­ми­ни­стра­тив­но­го де­пар­та­мен­та

Мар­га­ри­тов Ни­ко­лай Алек­се­е­ви­ч
тел.: (495) 646-40-24
ад­рес эл. по­чты: Nikolay.Margaritov@minfin.ru


На­чаль­ник от­де­ла Ад­ми­ни­стра­тив­но­го де­пар­та­мен­та
Са­му­нен­ков Ро­ман Вла­ди­ми­ро­ви­ч
тел.: (495) 646-40-29
ад­рес эл. по­чты: Roman.Samunenkov@minfin.ru

[ Ювелирные Известия ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->