«Школа Шароновых»: «Готовим универсальных солдат»

Раздел: Ювелиры и компании
12 апреля 2012 г.

Ес­ли не три­ум­фаль­ным, то весь­ма успеш­ным мож­но на­звать вы­ступ­ле­ние «Шко­лы Ша­ро­но­вых» на по­след­нем кон­кур­се «Юве­лир­ный Олимп - 2012» в Ма­не­же. Прак­ти­че­ски все ме­ста в но­ми­на­ци­ях «Юве­лир­ные но­ва­ции» и «У­дач­ный де­бют» за­ня­ли сту­ден­ты то­льят­тин­ской шко­лы. Су­дя по на­по­ру, мо­ло­дые юве­ли­ры с бе­ре­гов Вол­ги не со­би­ра­ют­ся оста­нав­ли­вать­ся на до­стиг­ну­том.

На­до от­ме­тить, что мо­ло­дежь не пер­вый год уве­рен­но штур­му­ет под­мост­ки «Юве­лир­но­го Олим­па». Сту­ден­ты Му­хин­ской Ака­де­мии, Крас­но­сель­ско­го учи­ли­ща, Ди­зайн-сту­дии «Образ и фор­ма» ре­гу­ляр­но вы­став­ля­ют кол­лек­ции укра­ше­ний, ко­то­рые по­лу­ча­ют при­зо­вые ме­ста и ди­пло­мы един­ствен­но­го в Рос­сии кон­кур­са ав­тор­ских ра­бот. Но в этот раз Шко­ла Ша­ро­но­вых пре­взо­шла кол­лег.
В чем сек­рет успе­ха? С этим во­про­сом мы об­ра­ти­лись к ос­но­ва­те­лям «Шко­лы» - Га­ли­не и Ни­ко­лаю Ша­ро­но­вым сра­зу по­сле на­граж­де­ния по­бе­ди­те­лей «Юве­лир­но­го Олим­па – 2012». Для ос­но­ва­те­лей юве­лир­ной шко­лы из То­льят­ти ме­ро­при­я­тие по­лу­чи­лось вдвой­не ра­дост­ным. Про­фес­со­ра То­льят­тин­ско­го го­су­ни­вер­си­те­та, чле­ны меж­ду­на­род­ной ас­со­ци­а­ции "Со­юз ди­зай­не­ро­в" и Твор­че­ско­го со­ю­за ху­дож­ни­ков Рос­сии Ни­ко­лай Ми­хай­ло­вич и Га­ли­на Гри­го­рьев­на Ша­ро­но­вы бы­ли на­граж­де­ны ор­де­ном Фран­ца Бир­ба­у­ма за вы­да­ю­щи­е­ся за­слу­ги в раз­ви­тии юве­лир­но­го ис­кус­ства и мно­го­лет­нюю твор­че­скую де­я­тель­ность по про­па­ган­де твор­че­ско­го на­сле­дия Кар­ла Фа­бер­же.

Га­ли­на, Ди­а­на и Ни­ко­лай Ша­ро­но­вы с Ор­де­ном Фран­ца Бир­ба­у­ма на вы­став­ке «Пе­тер­бург­ский юве­лир – 2012»


Зна­ме­ни­тый КУХОМ, ко­то­рый окон­чи­ли Га­ли­на и Ни­ко­лай Ша­ро­но­вы, опре­де­лил не толь­ко их про­фес­си­о­наль­ную, но и лич­ную жиз­нь. Здесь ро­ди­лась их се­мья, и сло­жил­ся твор­че­ский со­юз. В То­льят­ти Ша­ро­но­вы пе­ре­бра­лись по­сле окон­ча­ния учи­ли­ща, и уже 30 лет их жизнь проч­но свя­за­на со сто­ли­цей рос­сий­ско­го ав­то­про­ма. Здесь фа­ми­лия юве­лир­но­го се­мей­но­го тан­де­ма ста­ла из­вест­на за­дол­го до ос­но­ва­ния «Шко­лы». В 1990 го­ду Ша­ро­но­вы со­зда­ли ху­до­же­ствен­но-про­из­вод­ствен­ную фир­му "С­ка­нь", ко­то­рая про­из­во­ди­ла из­де­лия де­ко­ра­тив­но – при­клад­но­го ис­кус­ства, из­вест­ные в стра­нах СНГ, РФ и за ру­бе­жом. Фи­ли­гран­ные ва­зы, вы­пол­нен­ные Ша­ро­но­вы­ми, бы­ли вру­че­ны пре­зи­ден­там РФ Ми­ха­и­лу Гор­ба­че­ву(1987 год) и Бо­ри­су Ель­ци­ну (1995 год), во вре­мя их ви­зи­тов в Са­мар­скую об­ласть. Во вре­мя сам­ми­та Рос­сия-ЕС в 2007 го­ду Вла­ди­ми­ру Пу­ти­ну и Фе­де­раль­но­му канц­ле­ру фе­де­ра­тив­ной рес­пуб­ли­ки Гер­ма­ния Ан­ге­ле Мер­кель бы­ли вру­че­ны да­ры "Со­кро­ви­ща Жи­гу­лей" от Са­мар­ской об­ла­сти. Участ­ни­ки и по­бе­ди­те­ли мно­гих вы­ста­вок, соб­ствен­но­му успе­ху Ша­ро­но­вы пред­по­чли успех сво­их уче­ни­ков, и се­го­дня счи­та­ют глав­ным де­лом сво­ей жиз­ни шко­лу, ко­то­рая от­кры­та в 1998 го­ду, а с 2002 го­да вли­лась в струк­ту­ру То­льят­тин­ско­го го­су­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та как ка­фед­ра де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го ис­кус­ства.

- Не сек­рет, что То­льят­ти ни­ко­гда не был юве­лир­ным цен­тром Рос­сии. Как вас при­ня­ли, ко­гда вы впер­вые ста­ли по­яв­лять­ся на юве­лир­ных кон­кур­сах?
- Н.М.: По­на­ча­лу си­ту­а­ция для мно­гих бы­ла не­ожи­дан­ной: в пер­вые го­ды нас спра­ши­ва­ли: «Из То­льят­ти? На юве­лир­ный кон­курс?» Это был нон­сенс, и мно­гие не скры­ва­ли удив­ле­ния, но вско­ре к нам при­вы­кли, а по­том мы на­ча­ли по­беж­дать. На по­след­нем кон­кур­се «Образ и фор­ма» в раз­ных но­ми­на­ци­ях мы по­лу­чи­ли од­но пер­вое, два вто­рых, 5 тре­тьих ме­ст. И вот та­кой хо­ро­ший ре­зуль­тат здесь, на «Юве­лир­ном Олим­пе». Ни у ко­го уже не вы­зы­ва­ет удив­ле­ния тот факт, что мы из То­льят­ти.

- Ор­га­ни­за­то­ры предо­ста­ви­ли ва­шим ра­бо­там че­ты­ре вит­ри­ны, и все рав­но ока­за­лось, что их ма­ло. Как по­лу­ча­ет­ся сти­му­ли­ро­вать сту­ден­тов к со­зда­нию та­ко­го ко­ли­че­ства столь раз­но­об­раз­ных и ин­те­рес­ных ра­бот?
- Г.Г.: В этой вы­став­ке при­ни­ма­ли уча­стие 36 из 46 сту­ден­тов, ко­то­рые у нас обу­ча­ют­ся в дан­ный мо­мент. На­ши сту­ден­ты очень ак­тив­ные, по­то­му что мы са­ми их к это­му со­зна­тель­но при­уча­ем. Они долж­ны ви­деть ре­ак­цию, ви­деть, что де­ла­ют дру­гие, осо­зна­вать, к ка­ким ре­зуль­та­там мо­жет при­ве­сти уча­стие в вы­став­кам. Пред­ставь­те, что у нас бы­ло толь­ко 3 вы­пус­ка, а меж­ду тем, сре­ди на­ших вы­пуск­ни­ков уже 15 чле­нов Меж­ду­на­род­но­го со­ю­за ди­зай­не­ров. Под­рас­та­ю­щее по­ко­ле­ние, ви­дя ре­зуль­та­ты, са­мо тя­нет­ся на вы­став­ки.

 
Еле­на Гор­бу­но­ва. За­пон­ки «Solid». 1 ме­сто в но­ми­на­ции «Юве­лир­ные но­ва­ции».   Еле­на Жи­ро­ва. Укра­ше­ние на го­ло­ву «Ин­ди­ра». Ди­п­лом в но­ми­на­ции «Юве­лир­ные но­ва­ции».

- По ка­кой си­сте­ме вы учи­те сту­ден­тов?
- Г.Г.: На­ша глав­ная за­да­ча – на­учить сво­бо­де са­мо­вы­ра­же­ния, по­ве­сить им кры­лья и на­учить ле­тать. А ко­гда че­ло­век окры­лен и твор­че­ски сво­бо­ден, он лег­ко най­дет те­му для юве­лир­но­го укра­ше­ния.
- Н.М.: Твор­че­ско­му рас­кре­по­ще­нию спо­соб­ству­ет и на­ша си­сте­ма обу­че­ния, ко­то­рая прин­ци­пи­аль­но от­ли­ча­ет­ся от то­го, что на­пи­са­но в книж­ках: тут на­до сде­лать ка­ст, а тут – шин­ку. Мы то­же учим ма­стер­ству, но по-дру­го­му. На­при­мер, пер­вый курс пер­во­го се­мест­ра за­кан­чи­ва­ет­ся боль­шим фи­ли­гран­ным из­де­ли­ем. Мы объ­яс­ня­ем сту­ден­там, что так­же слож­но обу­че­ние бу­дет про­хо­дить и даль­ше. Каж­дый по­сле­ду­ю­щий курс ста­вит­ся но­вая за­да­ча: вто­рой курс – гра­ви­ров­ка, тре­тий – ли­тье, чет­вер­тый – де­ко­ри­ру­ю­щие ма­те­ри­а­лы. Каж­дую за­да­чу они долж­ны осво­ить в пол­ном объ­е­ме. За­да­чи тех­но­ло­ги­че­ски раз­ные, но сте­пень слож­но­сти оди­на­ко­вая. Де­воч­ки, толь­ко при­шед­шие к нам со школь­ной ска­мьи, уже че­рез пол­го­да мо­гут вы­дать се­рьез­ную ра­бо­ту в тех­ни­ке фи­ли­гра­ни с на­сто­я­щи­ми при­по­я­ми. И они са­ми, и ро­ди­те­ли удив­ля­ют­ся, но по­том при­хо­дит уве­рен­ность в се­бе, а этой уве­рен­но­сти на­чи­на­ет­ся твор­че­ство. Мы счи­та­ем, что тех­но­ло­ги­че­ская чи­сто­та при­дет в про­цес­се. Са­мое глав­ное – пра­виль­но по­ста­вить моз­ги, что­бы че­ло­век не бо­ял­ся за­мах­нуть­ся на лю­бую идею.

- Как ва­ши вы­пуск­ни­ки устра­и­ва­ют­ся в жиз­ни?
- Г.Г.: За­ме­ча­тель­но устра­и­ва­ют­ся. Од­на из на­ших вы­пуск­ниц за­ни­ма­ет­ся ди­зай­ном в До­ме Фа­бер­же в Лон­до­не, кто-то во Фран­ции, кто-то на Маль­те, кто-то в Ка­на­де, кто-то в Рос­сии. Вот, на­при­мер, и у вас в Пи­те­ре ра­бо­та­ет на­ши де­воч­ки Ири­на Миль­ко­ва и Да­ша Во­лог­ди­на.
- Рос­сий­ские ра­бо­то­да­те­ли, кто они?
- Н.М.: Раз­ные юве­лир­ные пред­при­я­тия, но, во­пре­ки все­му, я убеж­ден в том, что ди­зай­не­ры, как по­сто­ян­ные ра­бо­чие еди­ни­цы там не нуж­ны. Бу­ду­щее за дру­гой фор­мой вза­и­мо­от­но­ше­ний. Это со­труд­ни­че­ство меж­ду ди­зай­нер­ски­ми ате­лье и про­из­во­ди­те­ля­ми, ко­то­рые ста­вят ди­зай­не­рам опре­де­лен­ные за­да­чи. Как в те­ат­раль­ной сфе­ре, ко­гда под спек­такль, под кон­крет­ную за­да­чу со­би­ра­ет­ся ко­ман­да. Долж­ны воз­ник­нуть сво­е­го ро­да твор­че­ские бир­жи, где ди­зай­не­ры мо­гут пред­ста­вить­ся со сво­и­ми иде­я­ми, со сво­им порт­фо­лио, и ра­бо­то­да­тель мо­жет вы­брать то, что ему на­до.

 
Юлия Су­ха­ре­ва. Се­рия бро­шей по мо­ти­вам твор­че­ства Вру­бе­ля. Ди­п­лом в но­ми­на­ции «Юве­лир­ные но­ва­ции».   Ма­рия Но­ур. Из кол­лек­ции «И­груш­ки крас­ной ко­ро­ле­вы». 2 ме­сто в но­ми­на­ции «У­дач­ный де­бют».

- Г.Г.: Ди­зай­нер се­го­дня – это не толь­ко ху­дож­ник, ко­то­рый при­ду­мы­ва­ет кра­си­вую идею, ди­зай­нер дол­жен еще по­ни­мать, как ее из­го­то­вить на про­из­вод­стве из кон­крет­ных ма­те­ри­а­лов. То есть он дол­жен быть са­мо­сто­я­тель­ным спе­ци­а­ли­стом, го­то­вым к ре­ше­нию за­дач раз­но­го уров­ня. А мы как раз и го­то­вим сту­ден­тов к та­ко­му са­мо­сто­я­тель­но­му пла­ва­нию. Они, как уни­вер­саль­ные сол­да­ты, го­то­вы к со­зда­нию из­де­лия от на­ча­ла и до кон­ца: идея, ма­стер-мо­дель, про­из­вод­ство, ав­тор­ский над­зор.

- Сын и дочь по­шли по ва­шим сто­пам, и те­перь мож­но ска­зать, что у вас юве­лир­ная ди­на­стия. Как вы на­пра­ви­ли де­тей в нуж­ное рус­ло?
- Г.Г.: Мы ни­че­го не де­ла­ли для это­го спе­ци­аль­но. Про­сто де­ти все­гда ви­де­ли, чем за­ни­ма­ют­ся ро­ди­те­ли, и им нра­ви­лось по­вто­рять то, что де­ла­ем мы: сна­ча­ла эмаль­ки, по­том бо­лее се­рьез­ные ве­щи. В ре­зуль­та­те они оба ста­ли ху­дож­ни­ка­ми-юве­ли­ра­ми. Сын, Ста­ни­слав, за­ни­ма­ет­ся юве­лир­ным ди­зай­ном на Ки­пре. Ди­а­на окон­чи­ла кол­ледж ис­кус­ства и ди­зай­на им. Свя­то­го Мар­ти­на в Лон­до­не, ко­то­рый счи­та­ет­ся од­ним из ста­рей­ших ан­гло­языч­ных уни­вер­си­те­тов по ди­зай­ну в ми­ре. Сей­час она до­цент То­льят­тин­ско­го го­су­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та и пре­по­да­ет там.

- У вас оста­ет­ся вре­мя на соб­ствен­ное твор­че­ство?
- Н.М.: Ра­бо­та на поч­ве об­ра­зо­ва­ния, ес­ли под­хо­дить к ней твор­че­ски, не фор­маль­но, за­би­ра­ет те­бя все­го. Этот про­цесс не за­кан­чи­ва­ет­ся, ко­гда до­мой воз­вра­ща­ешь­ся, он за­би­ра­ет те­бя це­ли­ком. По­это­му на­ше твор­че­ство се­го­дня – это на­ши сту­ден­ты. Мы ра­ду­ем­ся, ко­гда они раз­ви­ва­ют­ся и по­беж­да­ют, и по боль­шо­му сче­ту для твор­че­ской ре­а­ли­за­ции нам это­го хва­та­ет.

[ gemworld.ru ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->