Какая связь между евреями и бриллиантами

Раздел: Драгоценные камни
30 марта 2012 г.


Всем из­вест­но, что ев­рей­ский на­род ве­ка­ми иг­ра­ет ак­тив­ную и да­же до­ми­ни­ру­ю­щую роль в сек­то­ре ал­ма­зов и брил­ли­ан­тов. Мно­гие удив­ля­ют­ся: как так по­лу­чи­лось, что не­боль­шой групп­ке пред­ста­ви­те­лей пре­сле­ду­е­мо­го на­ро­да уда­лось по­лу­чить кон­троль над та­кой при­быль­ной сфе­рой, как брил­ли­ан­ты?

На этот во­прос не­воз­мож­но от­ве­тить аб­со­лют­но од­но­знач­но. Есть раз­лич­ные ва­ри­ан­ты от­ве­тов, и толь­ко в сво­ей со­во­куп­но­сти они мо­гут дать объ­яс­не­ние до­ми­ни­ро­ва­ния ев­ре­ев в ал­маз­ном сек­то­ре. Эти ва­ри­ан­ты от­ве­тов и бу­дут пред­став­ле­ны в дан­ной ста­тье.

Пер­вое объ­яс­не­ние са­мое оче­вид­ное: евреи ока­за­лись в нуж­ное вре­мя в нуж­ном ме­сте и смог­ли по­лу­чить зна­чи­тель­ное вли­я­ние и по­ло­же­ние в ал­маз­ном сек­то­ре, и эта си­ту­а­ция со­хра­ня­ет­ся мно­гие сто­ле­тия вплоть до се­го­дняш­не­го дня. В про­шлом ал­ма­зы до­бы­ва­лись толь­ко в Ин­дии. На то вре­мя еще не бы­ло най­де­но ме­сто­рож­де­ний ал­ма­зов в дру­гих стра­нах ми­ра. До XV ве­ка ал­ма­зы до­став­ля­лись в Ев­ро­пу по на­зем­ным тор­го­вым пу­тям, про­хо­див­шим че­рез тер­ри­то­рию Цен­траль­ной Азии. В то вре­мя евреи иг­ра­ли важ­ную роль в функ­ци­о­ни­ро­ва­нии этих тор­го­вых пу­тей, фак­ти­че­ски кон­тро­ли­руя их че­рез слож­ную сеть се­мей­ных свя­зей.

Ал­ма­зы про­де­лы­ва­ли свой путь че­рез кон­ти­нен­ты и при­бы­ва­ли в Ве­не­цию. В те дни Ве­не­ция бы­ла не толь­ко глав­ны­ми тор­го­вы­ми во­ро­та­ми в Ев­ро­пу, но и ме­стом про­жи­ва­ния силь­ной, объ­еди­нен­ной, пре­успе­ва­ю­щей ев­рей­ской об­щи­ны, кон­тро­ли­ро­вав­шей огран­ку ал­ма­зов и ал­маз­ную тор­гов­лю.
XV век озна­ме­но­вал­ся од­ним по­ис­ти­не ре­во­лю­ци­он­ным го­дом, на­все­гда из­ме­нив­шим ал­маз­ный сек­тор. Де­ло в том, что до это­го го­да зна­ния в об­ла­сти огран­ки и по­ли­ров­ки бы­ли ми­ни­маль­ны­ми, ес­ли не во­об­ще от­сут­ству­ю­щи­ми. Од­на­ко в тот год про­изо­шел огром­ный ска­чок в об­ла­сти тех­ни­ки огран­ки и по­ли­ров­ки. Раз­ра­бо­тан­ные но­вые, от­но­си­тель­но пе­ре­до­вые ме­то­ды поз­во­ля­ли до­би­вать­ся срав­ни­тель­но вы­со­ко­го ка­че­ства огран­ки ал­ма­за.

В то же са­мое вре­мя в кон­це XV ве­ка бы­ли от­кры­ты мор­ские тор­го­вые пу­ти в Ин­дию. Их кон­тро­ли­ро­ва­ла Пор­ту­га­лия. Но­вые мор­ские марш­ру­ты су­ще­ствен­но со­кра­ща­ли вре­мя до­став­ки то­ва­ров из Ин­дии в Ев­ро­пу. Ос­нов­ную вы­го­ду от это­го, ко­неч­но же, имел круп­ней­ший пор­ту­галь­ский порт – Лис­са­бон. Как след­ствие этих из­ме­не­ний в Лис­са­бон ста­ли при­бы­вать ал­ма­зы, а с ни­ми и евреи, про­дол­жив­шие со­вер­шен­ство­вать тех­ни­ку огран­ки ал­ма­зов.

Од­на­ко за­кре­пить­ся в Лис­са­бо­не не уда­лось. По­сле из­гна­ния из Пор­ту­га­лии евреи осе­ли в Ант­вер­пе­не и со­зда­ли там про­цве­та­ю­щую от­расль огран­ки ал­ма­зов. Имен­но в Ант­вер­пе­не огран­ка ал­ма­зов до­стиг­ла сво­е­го вы­со­чай­ше­го уров­ня ма­стер­ства и ста­ла счи­тать­ся на­сто­я­щим ис­кус­ством.

Мастер­ство огран­ки ал­ма­зов про­дол­жа­ло со­вер­шен­ство­вать­ся, а с ним и ал­маз­ная тор­гов­ля. Юве­ли­ры на­ко­нец-то рас­смот­ре­ли кра­со­ту ал­ма­за, его блеск, си­я­ние и чи­сто­ту и ста­ли счи­тать его наи­бо­лее при­вле­ка­тель­ным и под­хо­дя­щим кам­нем для встав­ки в юве­лир­ные из­де­лия. В то вре­мя ал­ма­зы бы­ли при­ви­ле­ги­ей лишь са­мых бо­га­тых, са­мых знат­ных особ, встав­ляв­ших их не толь­ко в укра­ше­ния, но и в одеж­ду, ко­ро­ны, ору­жие и про­чие пред­ме­ты.

Есте­ствен­но, до­ми­ни­ро­ва­ние ев­ре­ев в ал­маз­ном сек­то­ре лишь упро­чи­лось, а пол­ный кон­троль над сфе­рой огран­ки ал­ма­зов при­вел и к до­ми­ни­ру­ю­ще­му вли­я­нию в сфе­ре тор­гов­ли ал­ма­за­ми. Од­на­ко по­ми­мо при­быль­но­сти ал­маз­ной тор­гов­ли бы­ла и дру­гая при­чи­на, по ко­то­рой евреи по­па­ли в ал­маз­ный сек­тор.

Евреи, зна­ю­щие не по­на­слыш­ке, что та­кое пре­сле­до­ва­ния и стран­ствия по все­му ми­ру, от­да­ва­ли се­бе от­чет в том, что они ни­ко­гда и ни­где не смо­гут чув­ство­вать се­бя в без­опас­но­сти и что в лю­бой день их мо­жет ждать не­об­хо­ди­мость сни­мать­ся с ме­ста и бе­жать. Ал­маз­ная тор­гов­ля иде­аль­но под­хо­ди­ла для та­ких об­сто­я­тель­ств, ведь ал­ма­зы очень ма­лы, лег­ко­вес­ны, их лег­ко спря­тать, а при не­об­хо­ди­мо­сти все­го за не­сколь­ко ал­ма­зов мож­но быст­ро про­дать все свое иму­ще­ство. В этом и за­клю­ча­лась глав­ная мо­ти­ва­ция ев­ре­ев оста­вать­ся в дан­ной сфе­ре.

Не­на­висть к ев­ре­ям вы­ра­жа­лась в мно­го­чис­лен­ных огра­ни­че­ни­ях, ко­то­рые на них на­кла­ды­ва­лись. В те вре­ме­на ев­ре­ям поз­во­ля­лось за­ни­мать­ся лишь опре­де­лен­ным кру­гом про­фес­сий, боль­шей ча­стью в сфе­ре тор­гов­ли и фи­нан­сов, по­сколь­ку всe, что ка­са­лось тор­гов­ли и де­нег, лю­ди и цер­ковь счи­та­ли чем-то по­роч­ным, предо­су­ди­тель­ным. Тем не ме­нее, эти сфе­ры име­ли су­ще­ствен­ное зна­че­ние, и их ре­ши­ли от­дать на от­куп пре­зрен­ным ев­ре­ям.

Со вре­ме­нем во мно­гих стра­нах по­ло­же­ние ев­ре­ев улуч­ши­лось, и огра­ни­че­ния на про­фес­си­о­наль­ную де­я­тель­ность бы­ли от­ме­не­ны. Од­но­вре­мен­но с этим хри­сти­а­не ста­ли смот­реть на тор­гов­лю как на впол­не при­лич­ное и да­же же­ла­е­мое за­ня­тие и са­ми при­ня­лись тор­го­вать. Здесь воз­ни­ка­ет за­ко­но­мер­ный во­прос: по­че­му евреи не утра­ти­ли сво­ей глав­ной ро­ли в ал­маз­ной от­рас­ли и не усту­пи­ли ее дру­гим на­ро­дам?

Один из за­слу­жи­ва­ю­щих вни­ма­ния от­ве­тов пред­ла­га­ет Ба­рак Рич­ман, за­ни­мав­ший­ся ис­сле­до­ва­ни­ем это­го фе­но­ме­на. Рич­ман объ­яс­ня­ет со­хра­не­ние до­ми­ни­ро­ва­ния ев­ре­ев в ал­маз­ной от­рас­ли ее уни­каль­но­стью и тем, что в ее ос­но­ве ле­жит до­ве­рие. Мно­гие го­ды про­да­жа ал­ма­зов – без­услов­но, чрез­вы­чай­но цен­но­го то­ва­ра – про­ис­хо­ди­ла «в кре­дит», т.е. ал­маз не­сколь­ко раз пе­ре­хо­дил из рук в ру­ки, по­ка не по­па­дал к сво­е­му ко­неч­но­му по­ку­па­те­лю, пла­тив­ше­му за не­го день­ги. В прак­ти­ку не вхо­ди­ло брать кре­дит в бан­ке под эти це­ли, по­сколь­ку про­цен­ты бы­ли слиш­ком вы­со­ки­ми, а банк не знал за­яви­те­ля так же хо­ро­шо, как его кол­ле­ги по ал­маз­ной тор­гов­ле, и ча­сто от­ка­зы­вал в кре­ди­те.

В ито­ге, клю­че­вым фак­то­ром ста­но­ви­лось до­ве­рие. В ал­маз­ной от­рас­ли дра­го­цен­ные ал­ма­зы и круп­ные сум­мы де­нег про­хо­дят че­рез мно­же­ство рук, и воз­мож­но­стей «по­жи­вить­ся» не так уж ма­ло. И здесь кри­ти­че­ски важ­ное зна­че­ние при­об­ре­та­ет со­об­ще­ство. Ал­маз­ные ди­ле­ры хо­ро­шо за­ра­ба­ты­ва­ют на ал­маз­ной тор­гов­ле и на­де­ют­ся пе­ре­дать браз­ды прав­ле­ния биз­не­сом де­тям, и по этой при­чи­не они кров­но за­ин­те­ре­со­ва­ны в со­хра­не­нии сво­е­го доб­ро­го име­ни.

Как и ал­ма­зо­тор­гов­цы, про­фес­си­о­наль­ные огран­щи­ки ал­ма­зов при­над­ле­жат к за­кры­то­му, уль­тра­ор­то­док­саль­но­му ми­ру, ко­то­рый не про­ща­ет во­ров­ство. Ре­аль­ность угро­зы быть из­гнан­ным из это­го со­об­ще­ства за­став­ля­ет дер­жать се­бя в стро­гих рам­ках. Как уже го­во­ри­лось, воз­мож­но­стей при­сво­ить се­бе ал­ма­зы или день­ги предо­ста­точ­но, од­на­ко слу­чаи во­ров­ства или мо­шен­ни­че­ства мож­но бук­валь­но пе­ре­счи­тать по паль­цам.

В ка­че­стве до­ка­за­тель­ства сво­ей вер­сии Ба­рак Рич­ман при­во­дит при­мер ин­дий­ской сек­ты джай­ни­стов. За по­след­нее де­ся­ти­ле­тие при­сут­ствие ин­дий­цев в ми­ро­вой ал­маз­ной про­мыш­лен­но­сти зна­чи­тель­но вы­ро­сло. Са­мые силь­ные иг­ро­ки ин­дий­ско­го ал­маз­но­го сек­то­ра – джай­ни­сты, ко­то­рые пред­став­ля­ют со­бой 5-мил­ли­он­ную сек­ту, со­сто­я­щую из креп­ких об­щин, жи­ву­щих проч­ны­ми се­мья­ми под стро­гим ру­ко­вод­ством сво­их ду­хов­ных ли­де­ров. Как и в уль­тра­ор­то­док­саль­ной ев­рей­ской об­щи­не, для джай­нов се­мья и до­ве­рие – са­мые важ­ные цен­но­сти, а быть из­гнан­ным из об­щи­ны – ве­ли­чай­шая тра­ге­дия. Вот по­че­му в сре­де джай­ни­стов так хо­ро­шо при­жи­лась ал­маз­ная от­расль, силь­но за­вя­зан­ная на до­ве­рие.

Под­во­дя итог, мож­но ска­зать, что ли­ди­ру­ю­щие по­зи­ции ев­ре­ев в ал­маз­ной про­мыш­лен­но­сти объ­яс­ня­ют­ся со­во­куп­но­стью гео­гра­фи­че­ских, ре­ли­ги­оз­ных, ис­то­ри­че­ских, по­ли­ти­че­ских и иных фак­то­ров. При­ход ин­дий­цев в эту сфе­ру мо­жет при­ве­сти к из­ме­не­нию сло­жив­шей­ся си­ту­а­ции, од­на­ко вре­мя по­ка­жет.

По ма­те­ри­а­лам ком­па­нии Shechter Diamonds – http://www.shechterdiamonds.com/

[ Израильский Институт Алмазов ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->