В драгоценной оправе любви

Раздел: Выставки
17 февраля 2012 г.

Ар­ти­ст, сво­бод­ный че­ло­век, ху­дож­ник. Вла­ди­мир Те­ре­щен­ко - ка­ва­лер ор­де­на Перх­и­на, ко­то­рым фонд име­ни Кар­ла Фа­бер­же на­граж­да­ет луч­ших оте­че­ствен­ных юве­ли­ров. Про­из­ве­де­ния его хра­нят­ся в со­бра­ни­ях круп­ней­ших му­зеев стра­ны, в част­ных кол­лек­ци­ях, в том чис­ле за ру­бе­жом. Мо­гут по­зна­ко­мить­ся с ра­бо­та­ми ав­то­ра и се­ве­ря­не: в вы­ста­воч­ном за­ле при биб­лио­те­ке име­ни Гла­ди­ной от­кры­лась сов­мест­ная экс­по­зи­ция Вла­ди­ми­ра Те­ре­щен­ко и Та­тья­ны Алек­се­е­вой «Юве­лир­ные про­из­ве­де­ния ма­сте­ров Рос­сии». Итак, ху­дож­ни­ки, ваш вы­ход!

Сво­бо­да и твор­че­ство


Ду­маю, Вла­ди­мир Ива­но­вич по­явил­ся бы в чер­ной шля­пе, как на од­ной из фо­то­гра­фий в се­мей­ном ар­хи­ве. А мо­жет, без шля­пы, но с перст­нем соб­ствен­ной ра­бо­ты - из не­ко­ей древ­ней мо­не­ты. Он ар­тист сво­е­го де­ла и зна­ет, как луч­ше пред­стать пе­ред пуб­ли­кой. Про­фес­си­о­наль­ная куль­ту­ра, ар­ти­стизм, ин­ди­ви­ду­аль­ность ху­до­же­ствен­но­го по­чер­ка, как и ри­сун­ка соб­ствен­ной жиз­ни, всем этим Те­ре­щен­ко вла­де­ет лег­ко и в пол­ной ме­ре, в та­кой же ме­ре обес­пе­чи­вая се­бе сво­бо­ду. Го­во­рит, что имен­но сво­бо­да ста­ла ко­гда-то опре­де­ля­ю­щей при­чи­ной вы­бо­ра ре­месла.

Судь­ба по­ми­мо та­лан­та пре­под­нес­ла ему еще один по­да­рок - встре­чу с Та­тья­ной Алек­се­е­вой. Жизнь и твор­че­ство юве­ли­ров-про­фес­си­о­на­лов с тех пор свя­за­ны не­раз­рыв­но.

Апа­тит­ча­нам по­вез­ло: имен­но их го­род стал род­ным для ма­сте­ров, при­е­хав­ших в Коль­ское За­по­ля­рье в 60-х го­дах. Те­перь Та­тья­на Ев­ге­ньев­на боль­ше вре­ме­ни про­во­дит в Пе­тер­бур­ге, чем в Апа­ти­тах, од­на­ко эти креп­кие ни­ти не об­ры­ва­ют­ся.

И сей­час она в Се­вер­ной сто­ли­це, вы­став­ка же юве­лир­но­го ис­кус­ства по­свя­ще­на ее юби­лею. Вот юный про­филь Та­тья­ны Алек­се­е­вой за­пе­чат­лен ак­ва­ре­лью мно­го лет на­зад му­жем. («Е­дин­ствен­ная кар­ти­на в жиз­ни, ко­то­рую я на­пи­сал», - го­во­рит он.) И сно­ва узна­ва­е­мый си­лу­эт - те­перь уже в ви­де руч­ки из бе­ре­зо­во­го ка­па на тро­сти чер­но­го де­ре­ва. Ра­зу­ме­ет­ся, в ис­пол­не­нии Вла­ди­ми­ра Те­ре­щен­ко. Од­на­ж­ды этот же устрем­лен­ный на­встре­чу бу­ду­ще­му про­филь с раз­ве­ва­ю­щи­ми­ся во­ло­са­ми ху­дож­ник уви­дел, рас­пи­лив ку­сок крем­ния... Жен­щи­на его жиз­ни - во всем, что окру­жа­ет ма­сте­ра.

Не­ис­ся­ка­е­мое вдох­но­ве­ни­е


На­вер­ное, имен­но аль­янс су­деб и твор­че­ства да­ет обо­им ма­сте­рам не­ис­ся­ка­е­мое вдох­но­ве­ние. Вме­сте укра­ша­ют ин­те­рье­ры, про­ек­ти­руя и со­зда­вая люст­ры, пан­но, ба­ге­ты, да­же двер­ные фи­лен­ки, вы­пол­нен­ные в са­мых раз­ных тех­ни­ках. Глав­ное увле­че­ние Вла­ди­ми­ра Ива­но­ви­ча - это кам­не­рез­ное и юве­лир­ное де­ло, ос­нов­ное на­прав­ле­ние твор­че­ства Та­тья­ны Ев­ге­ньев­ны - то­же юве­лир­ное.

В про­фес­си­о­наль­ной сре­де ее имя свя­зы­ва­ют с воз­рож­де­ни­ем в стра­не дан­но­го ви­да ис­кус­ства в ше­сти­де­ся­тых го­дах про­шло­го ве­ка. А в на­ча­ле пя­ти­де­ся­тых окон­чи­ла она Му­хин­ское учи­ли­ще, где то­гда обу­ча­ли де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­му ис­кус­ству аж во­семь лет, вы­пус­кая про­фес­си­о­на­лов вы­со­чай­ше­го клас­са. Оформ­ле­ние стан­ций Мос­ков­ско­го мет­ро­по­ли­те­на, на­при­мер, их рук де­ло. В то вре­мя еще не при­ду­ма­ли для этой про­фес­сии на­зва­ния «ди­зай­нер».

Все, что бы­ло со­зда­но за дол­гие го­ды, и не пе­ре­чис­лить - га­зет­ной пло­ща­ди, по­жа­луй, не хва­тит. Дай бог охва­тить взгля­дом то, чем мож­но по­лю­бо­вать­ся сей­час в вы­ста­воч­ном за­ле. Это пло­ды сов­мест­но­го твор­че­ства. Ком­по­зи­ция «По­свя­ще­ние Пуш­ки­ну», на­пер­сток «Три де­ви­цы под ок­ном», перст­ни «Ари­на Ро­ди­о­нов­на» и «Пи­ко­вая да­ма», брошь «Пе­ро по­эта», пер­стень «Зо­ло­тая рыб­ка». Ис­поль­зо­ва­ны аме­ти­ст, то­паз, неф­рит, пер­ла­мутр, рос­пись по де­ре­ву, се­ребро, зо­ло­то.

А это по­свя­ще­ние Ио­ган­ну Штра­у­су - зо­ло­то, се­ребро, дра­го­цен­ные кам­ни: фрак ма­эст­ро, ве­шал­ка для фра­ка, брошь в ви­де скрип­ки, брошь «П­ю­питр», стой­ка для зон­ти­ков, зон­тик и тро­сть… Есть и по­свя­ще­ние Шо­ста­ко­ви­чу: грив­на «Ка­мер­тон» из ме­тал­ла и гор­но­го хру­ста­ля, ми­ни­а­тюр­ное пан­но «Б­ло­кад­ный Ле­нин­град». Вот на­ряд­ные под­ве­сы, в ко­то­рых обыг­ры­ва­ет­ся при­род­ный ри­су­нок на кам­не - ска­жем, яш­ма, оправ­лен­ная в се­ребро. Это «Кар­тин­ный зал во двор­це Пет­ра III», вот еще двор­цо­вые ок­на...

Это лю­би­мые те­мы ра­бот Та­тья­ны Алек­се­е­вой, дав­но уже про­ком­мен­ти­ро­ван­ные про­фес­си­о­на­ла­ми, - Пе­тер­бург, его зна­ме­ни­тые при­го­ро­ды и их ху­до­же­ствен­ные со­кро­ви­ща. «Этот го­род сфор­ми­ро­вал ее как ху­дож­ни­ка», - утвер­жда­ют ис­кус­ство­ве­ды.

Вот пей­за­жи в ка­ме­ях и под­ве­сах, то­же уви­ден­ные на спи­лах кам­ней.

- Все уже со­зда­но при­ро­дой, твор­цом, мы долж­ны лишь раз­гля­деть это и за­клю­чить в до­стой­ную опра­ву, - так ком­мен­ти­ру­ет мно­гие про­из­ве­де­ния Вла­ди­мир Ива­но­вич.

Ду­ша кам­ня


Труд­но опи­сать их, не яв­ля­ясь ис­кус­ство­ве­дом. «Ку­хон­ный», бы­то­вой язык тут не под­хо­дит, страш­но оца­ра­пать шер­ша­вым сло­вом это во­пло­щен­ное изя­ще­ство. Тем бо­лее, ко­гда зна­ешь, что для обо­их ма­сте­ров их тво­ре­ния - не дань кра­си­во­сти, не про­сто укра­ше­ния.

- Мы ра­бо­та­ем в тех­ни­ке мон­ти­ров­ки, лю­бой эле­мент ком­по­зи­ции вы­пол­ня­ем «вру­ко­паш­ную», - го­во­рит Вла­ди­мир Те­ре­щен­ко. - Каж­дый ка­мень об­ра­бо­тан с осо­зна­ни­ем его зна­чи­мо­сти для со­зда­ва­е­мо­го про­из­ве­де­ния и мак­си­маль­ной поль­зы для пред­по­ла­га­е­мо­го вла­дель­ца.

И до­бав­ля­ет, что со­вре­мен­ное юве­лир­ное мас­со­вое про­из­вод­ство уби­ва­ет все до­сто­ин­ства ок­культ­ных свой­ств, ко­то­рые рань­ше бы­ли не­пре­мен­ной со­став­ля­ю­щей при со­зда­нии аму­ле­та или «жи­ли» в фа­миль­ных дра­го­цен­но­стях. Нет, речь не об ок­куль­тиз­ме, речь о ты­ся­че­лет­нем опы­те (хо­тя не сек­рет, что в эзо­те­ри­че­ской прак­ти­ке по­доб­ные ве­щи ак­тив­но ис­поль­зу­ют­ся и се­год­ня). А еще на­сто­я­щий юве­лир чув­ству­ет ду­шу ми­не­ра­ла. По­то­му ка­мень рас­кры­ва­ет­ся и по­ка­зы­ва­ет ху­дож­ни­ку то, че­го мы ни­ко­гда не раз­гля­дим. Он да­же под­ска­зы­ва­ет ма­сте­ру об­раз и идею про­из­ве­де­ния, а нам, зри­те­лям, эмо­ции и раз­мыш­ле­ния ав­то­ра.

«На­чал «вы­щу­пы­вать» ка­мень», - услы­ша­ла я от Вла­ди­ми­ра Ива­но­ви­ча та­кое вы­ра­же­ние. Он рас­ска­зы­вал, как ро­ди­лось оче­ред­ное про­из­ве­де­ние из при­не­сен­но­го кем-то кам­ня. То­гда, кста­ти, со­здал свой ав­то­порт­рет. Во­об­ще, ми­ни­а­тюр­ная пла­сти­ка - од­но из силь­ных на­прав­ле­ний в твор­че­стве Те­ре­щен­ко. Сде­лал ав­то­порт­рет и из кам­ня, ко­то­рым сы­ниш­ка как-то пу­лял по лу­жам, по­ка шел в дет­ский сад. А вер­нул­ся ве­че­ром до­мой - отец уже это­го го­лы­ша «о­че­ло­ве­чил». «На ме­ня по­хож ока­зал­ся, - ска­зал ма­стер. - А ты его - в лу­жу!». Ду­маю, по­сле это­го маль­чиш­ка к каж­до­му кам­ню с ува­же­ни­ем стал от­но­сить­ся, вдруг там то­же чья-то ду­ша за­клю­че­на. Толь­ко по­ка­жет­ся ли она, за­ви­сит от то­го, по­па­дет ли ка­мень в ру­ки на­сто­я­ще­му ма­сте­ру.

[ mvestnik.ru ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->