Лучшие друзья не только девушек

Раздел: Ювелиры и компании
07 февраля 2012 г.

Вла­ди­мир Тес­лен­ко

Ши­ро­ка рус­ская ду­ша, осо­бен­но что ка­са­ет­ся ин­ве­сти­ций в юве­лир­ные укра­ше­ния. Еже­год­но в Рос­сии про­да­ет­ся 34 мил­ли­о­на зо­ло­тых из­де­лий, око­ло 50 мил­ли­о­нов се­реб­ря­ных и 1,3 мил­ли­о­на — с брил­ли­ан­та­ми. Об­щий объ­ем рын­ка оце­ни­ва­ет­ся в 200 мил­ли­ар­дов руб­лей в год, не­смот­ря на дав­ле­ние вы­со­ки­ми це­на­ми. При этом по­ку­па­тель стал бо­лее ка­при­зен и из­би­ра­те­лен.

В 2010–2011 го­дах ры­нок де­мон­стри­ро­вал плав­ный рост на 5-7 про­цен­тов в год в раз­ных сек­то­рах. Экс­пер­ты от­ме­ча­ют, что за­мет­но упал спрос на из­де­лия с круп­ны­ми брил­ли­ан­та­ми (от 1,00 ка­ра­та и вы­ше); сред­няя сум­ма че­ка на брил­ли­ан­то­вые из­де­лия со­став­ля­ет 20 ты­сяч руб­лей. При этом вы­рос спрос на лег­ко­вес­ное и пу­сто­те­лое зо­ло­то и се­реб­ро во всех ви­дах.

За по­след­ние ме­ся­цы рос­сий­ский юве­лир­ный ры­нок ис­пы­ты­вал дав­ле­ние в свя­зи с вы­со­ки­ми це­на­ми на зо­ло­то, се­реб­ро и брил­ли­ан­ты — ос­нов­ные сы­рье­вые ма­те­ри­а­лы для от­рас­ли. Прав­да, это ком­пен­си­ро­ва­лось по­вы­ше­ни­ем по­ку­па­тель­ской ак­тив­но­сти вслед­ствие на­кач­ки день­га­ми пред­при­я­тий Во­ен­но-про­мыш­лен­но­го ком­плек­са, а так­же по­вы­ше­ни­ем до­воль­ствия во­ен­но­слу­жа­щим в два ра­за. Те­ку­щий и от­ло­жен­ный спро­сы со­во­ку­пи­лись и да­ли рост в объ­е­мах про­даж.

Рос­сий­ская си­ту­а­ция по­ло­жи­тель­но от­ли­ча­ет­ся не толь­ко от стран За­пад­ной Ев­ро­пы, США и Япо­нии, где страш­ные эко­но­ми­че­ские про­бле­мы под­ры­ва­ют юве­лир­ный спрос, но и от стран БРИКС. Так, на­при­мер, на про­шед­шей в Ин­дии юве­лир­ной вы­став­ке IIJS Signature-2012 име­ли ме­сто весь­ма вя­лые опто­вые про­да­жи юве­лир­ных из­де­лий. И это не­смот­ря на то, что со­сто­я­ние юве­лир­но­го биз­не­са от­ра­жа­ет тот во­оду­шев­ля­ю­щий факт, что сег­мент сва­деб­ных укра­ше­ний в Ин­дии бу­дет в даль­ней­шем иг­рать зна­чи­тель­ную роль.

Рос­сий­ские юве­ли­ры удач­но из­влек­ли ряд уро­ков из двой­но­го па­де­ния по­ку­па­тель­ско­го спро­са 2008-2009 го­дов и из сло­жив­шей­ся си­ту­а­ции гло­ба­ли­зи­ро­ван­ной эко­но­ми­ки.

Во-пер­вых, круп­ные юве­лир­ные про­из­во­ди­те­ли от­ка­за­лись от ам­би­ци­оз­ных пла­нов вый­ти на за­ру­беж­ные рын­ки, и так пе­ре­на­сы­щен­ные раз­но­об­раз­ным юве­лир­ным то­ва­ром, за­ча­стую по дем­пин­го­вым це­нам. Экс­порт­ные пар­тии не­ве­ли­ки и но­сят те­сто­вый ха­рак­тер.

Во-вто­рых, юве­ли­ры опе­ра­тив­но сре­а­ги­ро­ва­ли на рез­кий рост ми­ро­вых цен на зо­ло­то, се­реб­ро и дра­го­цен­ные кам­ни. Под­стра­и­ва­ясь под ти­пич­ный чек в ма­га­зи­не, они ста­ли дей­ство­вать по прин­ци­пу "по­боль­ше во­ды и по­мень­ше за­вар­ки — это для те­бя!". То есть ста­ли ис­поль­зо­вать мень­ше зо­ло­та и до­ро­гих брил­ли­ан­тов и по­боль­ше се­реб­ра и по­лу­дра­го­цен­ных кам­ней.

В-тре­тьих, пер­во­сте­пен­ное зна­че­ние ста­ли уде­лять юве­лир­но­му ди­зай­ну, ко­то­рый с со­вет­ских вре­мен от­ли­чал­ся при­ми­тив­но­стью и "ду­бо­во­стью". Посколь­ку боль­шин­ство юве­лир­ных ди­зай­нов не па­тен­ту­ют­ся и по­то­му не за­щи­ща­ют­ся ав­тор­ским пра­вом, рос­сий­ские юве­ли­ры не­при­нуж­ден­но и кре­а­тив­но ис­поль­зо­ва­ли чу­жие идеи и на­ход­ки без за­зре­ния со­ве­сти.

В-чет­вер­тых, "ю­ве­лир­ный тру­бо­про­вод", со­сто­я­щий из пя­ти зве­ньев (ди­зайн — про­из­вод­ство — опт — роз­ни­ца — вто­рич­ка), стал бо­лее дроб­ным и мел­ким, гиб­ким и силь­ным, как кро­ве­нос­ная си­сте­ма тре­ни­ро­ван­но­го спортс­ме­на.

На­ко­нец, юве­ли­ры по­вы­си­ли ра­бо­ту по раз­об­ла­че­нию под­де­лок и кон­тра­фак­та, что да­ло до­пол­ни­тель­ный плюс в гла­зах по­тре­би­те­лей, в том чис­ле в кон­тек­сте кон­ку­рен­ции с дру­ги­ми то­ва­ра­ми в по­тре­би­тель­ской ни­ше от 1 до 10 ты­сяч руб­лей (мо­биль­ни­ки, га­д­же­ты, мод­ная пар­фю­ме­рия, эро­ти­че­ское бе­лье).

Посколь­ку ряд юве­лир­ных пред­при­ни­ма­те­лей вы­шли из Во­ен­но-про­мыш­лен­но­го ком­плек­са СССР, то со­вре­мен­ной юве­лир­ной от­рас­ли при­сущ здо­ро­вый ци­низм и осо­бый ма­те­ма­ти­че­ский и фи­зи­ко-хи­ми­че­ских шик. На­при­мер, вот как зву­чит опи­са­ние кур­са "Би­о­ни­ка в юве­лир­ных укра­ше­ни­ях": сту­ден­ты смо­гут изу­чить при­род­ные мак­ро — и мик­ро — струк­ту­ры, на­учить­ся ра­бо­тать с ана­ло­га­ми, по­про­бо­вать свои си­лы в гео­мет­ри­че­ской ком­би­на­то­ри­ке.

Во­и­сти­ну, ни­ка­кая стра­на не мо­жет за­щи­тить­ся от кри­зи­сов, воз­дей­ству­ю­щих на весь осталь­ной мир, и по­тре­би­те­ли в Рос­сии не смо­гут из­бе­жать рас­ту­щих цен. Од­на­ко ре­ин­ду­стри­а­ли­за­ция тя­же­лой про­мыш­лен­но­сти и ин­но­ва­ции в сель­ском хо­зяй­стве, а так­же бо­лее-ме­нее ре­аль­ные про­грам­мы по мо­дер­ни­за­ции Рос­сии да­ют ос­но­ва­ния юве­ли­рам с оп­ти­миз­мом смот­реть на бу­ду­щее оте­че­ствен­но­го "пре­крас­но­го" рын­ка.

 

[ bigness.ru ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->