Опасные игры. 2 часть

Раздел: Власть
14 декабря 2011 г.

Владимир Збойков

Итак, один и тот же но­вей­ший за­кон де­кри­ми­на­ли­зи­ру­ет «то­вар­ную кон­тра­бан­ду» (лик­ви­ди­ру­ет ста­тью 188), но в то же вре­мя под­твер­жда­ет кри­ми­наль­ность на­ру­ше­ний пра­вил обо­ро­та дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней (со­хра­ня­ет ста­тью 191). И вво­дит «ниж­нюю план­ку» под­па­да­ния на­ру­ше­ний пра­вил под эту уго­лов­ную ста­тью.

Вро­де бы, ре­ше­ние по 191 ста­тье не на­ру­ша­ет здра­вый смысл: не са­жать же че­ло­ве­ка в тюрь­му за то, что он где-то ку­пил, и хра­нит те­перь этот де-юро «дра­го­цен­ный», а де-фа­кто гро­шо­вый ка­мень це­ною в сто руб­лей­…

Од­на­ко за на­ру­ше­ния пра­вил обо­ро­та дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней не преду­смот­ре­но ни­ка­ких на­ка­за­ния в Ко­дек­се об ад­ми­ни­стра­тив­ных пра­во­на­ру­ше­ни­ях, а зна­чит – ес­ли сто­и­мост­ная оцен­ка их яв­ля­ет­ся ни­же «круп­но­го» раз­ме­ра – то яко­бы все мож­но, ни­ка­ких на­ка­за­ний нет. Вот как толь­ко их сто­и­мость до­сти­га­ет «круп­но­го раз­ме­ра» - то сра­зу гро­зит тюрь­ма.

Про по­тен­ци­аль­но кор­руп­ци­он­ную со­став­ля­ю­щую эф­фек­та от та­ко­го раз­гра­ни­че­ния, на­вер­ное, и го­во­рить не сто­ит – и так все яс­но. По­го­во­рим о дру­гом – все о том же про­во­ци­ро­ва­нии пра­во­на­ру­ше­ний. Ес­ли, ко­неч­но, со­гла­сить­ся с тем, та­кие дей­ствия дей­стви­тель­но мож­но рас­смат­ри­вать как пра­во­на­ру­ше­ния (что очень спор­но).

От­сут­ствие уго­лов­но­го и ад­ми­ни­стра­тив­но­го на­ка­за­ния за обо­рот не­до­ро­гих объ­е­мов дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней на са­мом де­ле во­все не де­ла­ют их обо­рот сво­бод­ным.

Де­ло в том, что со­глас­но п.4. Ста­тьи 2 Фе­де­раль­но­го за­ко­на «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных кам­нях», «Соб­ствен­ни­ком не­за­кон­но до­бы­тых дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней яв­ля­ет­ся Рос­сий­ская Фе­де­ра­ци­я».

Эту нор­му раз­ви­ва­ет и пункт 2 Ста­тьи 30 то­го же за­ко­на: «По­лу­чен­ные в ре­зуль­та­те осу­ществ­ле­ния не­за­кон­ных до­бы­чи, про­из­вод­ства, ис­поль­зо­ва­ния и об­ра­ще­ния дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней до­хо­ды об­ра­ща­ют­ся в уста­нов­лен­ном за­ко­но­да­тель­ством Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции по­ряд­ке в до­ход го­су­дар­ства. При этом дра­го­цен­ные ме­тал­лы и дра­го­цен­ные кам­ни под­ле­жат обя­за­тель­ной сда­че в Го­су­дар­ствен­ный фонд дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней Рос­сий­ской Фе­де­ра­ци­и».

По­лу­ча­ет­ся, что не за­ви­си­мо от то­го, сколь­ко сто­ят дра­го­цен­ные ме­тал­лы и дра­го­цен­ные кам­ни, их обо­рот «в на­ру­ше­ние пра­вил» все рав­но ка­ра­ет­ся. Но до до­сти­же­ния «круп­но­го раз­ме­ра» «не­за­кон­ные» дра­го­цен­ные ме­тал­лы и кам­ни про­сто от­би­ра­ют (в до­ход го­су­дар­ства), а с до­сти­же­ни­ем «круп­но­го раз­ме­ра» их го­ре-вла­дель­ца еще и са­жа­ют… Но ведь кор­рек­ти­ров­ка ста­тьи 191 УК РФ да­ла мно­гим участ­ни­кам рын­ка сиг­нал: «ес­ли не до­ро­го – то мож­но». Опять про­во­ка­ци­я!

Пред­ла­га­ет­ся об­ра­тить вни­ма­ние на важ­ную де­таль – «го­ре-вла­дель­ца» (это не опис­ка и не ошиб­ка). Т.е. са­жа­ют имен­но быв­ше­го соб­ствен­ни­ка дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней. Со­глас­но пре­зумп­ции не­ви­нов­но­сти, по­ка суд не до­ка­зал об­рат­но­го, все дра­го­цен­ные ме­тал­лы и дра­го­цен­ные кам­ни яв­ля­ют­ся соб­ствен­но­стью то­го, у ко­го они бы­ли изъ­яты. Но соб­ствен­ник драг­ме­тал­лов и кам­ней лег­ко мо­жет рас­стать­ся со сво­ею соб­ствен­но­стью – т.к. по рос­сий­ско­му за­ко­но­да­тель­ству очень лег­ко най­ти что-то не­за­кон­ное в их от­но­ше­нии. Ведь од­на нор­ма раз­ре­ша­ет – а дру­гая это же за­пре­ща­ет.

Что та­кое «не­за­кон­ная до­бы­ча» в Рос­сии - хоть и с тру­дом, но разо­брать­ся мож­но (про­бле­мы то­же есть). Но од­но­знач­но по­нять, ко­гда у нас про­из­вод­ство, ис­поль­зо­ва­ние и об­ра­ще­ние дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней яв­ля­ет­ся за­кон­ным, а ко­гда «не­за­кон­ным» - не­воз­мож­но в прин­ци­пе. По­че­му? По при­чи­не на­ли­чия в нор­ма­тив­но-пра­во­вых ак­тах все тех же двой­ных под­хо­дов. Ко­то­рые, кста­ти, в этой сфе­ре де­я­тель­но­сти ча­сто воз­ни­ка­ют во­все не по чье­му-то зло­му умыслу, а в си­лу чи­сто тех­но­ло­ги­че­ских и гем­мо­ло­ги­че­ских осо­бен­но­стей, не ве­до­мых юри­стам, го­то­вя­щим за­ко­но­про­ек­ты (по­дроб­нее об этом по­го­во­рим поз­же).

И еще во­прос: а по ка­ко­му ме­ха­низ­му го­су­дар­ство те­перь бу­дет пе­ре­во­дить в свою соб­ствен­ность «не­за­кон­ные» дра­го­цен­ные ме­тал­лы и дра­го­цен­ные кам­ни «не в круп­ном раз­ме­ре»? Ведь в Фе­де­раль­ном за­ко­не «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных кам­нях» нет раз­гра­ни­че­ний в пра­ви­лах об­ра­ще­нии цен­но­стей в за­ви­си­мо­сти от их сто­и­мо­сти, а ре­ше­ний су­да по изъ­я­тию в поль­зу го­су­дар­ства из не­за­кон­но­го обо­ро­та драг­ме­тал­лов и драг­кам­ней не в круп­ном раз­ме­ре те­перь то­же быть не мо­жет…

Худ­шим ре­ше­ни­ем это­го во­про­са бы­ло бы вве­де­ние те­перь в КоАП ста­тей по не­за­кон­но­му обо­ро­ту дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней для объ­е­мов ни­же круп­но­го. Но имен­но это со­вет­ни­ка­ми-юри­ста­ми и преду­смат­ри­ва­лось, ко­гда толь­ко за­мыш­ля­лось вве­де­ние «ниж­ней план­ки» по 191 ста­тье в УК РФ. Та­кое ре­ше­ние еще бо­лее за­кре­пит под­ход «о­со­бо­го» от­но­ше­ния го­су­дар­ства к дра­го­цен­ным ме­тал­лам и кам­ням.

Так во что же оно по фак­ту вы­ли­ва­ет­ся, это «о­со­бое от­но­ше­ние» го­су­дар­ства к дав­но уже не ва­лют­ным цен­но­стям? А вы­ли­ва­ет­ся в то, что:

  • раз­ви­ва­ет­ся экс­порт сы­рье­вых дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней,
  • уга­са­ет их внут­рен­нее ис­поль­зо­ва­ние,
  • стагни­ру­ет или пол­но­стью вы­ми­ра­ет оте­че­ствен­ная пе­ре­ра­ба­ты­ва­ю­щая про­мыш­лен­ность дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней (в част­но­сти – стагни­ру­ет юве­лир­ная про­мыш­лен­ность и вы­мер­ла огран­ка всех дра­го­цен­ных кам­ней, кро­ме ал­ма­зов),
  • ак­тив­но раз­ви­ва­ет­ся им­порт го­то­вых из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и кам­ней, вклю­чая юве­лир­ные из­де­лия, осо­бен­но не­ле­галь­ный,
  • про­цве­та­ет фак­ти­че­ская кон­тра­бан­да по схе­мам от «се­рых» до «чер­ных»,
  • де­я­тель­ность кон­тро­ли­ру­ю­щих ор­га­нов в дан­ной сфе­ре ста­но­вит­ся вы­со­ко­эф­фек­тив­ным биз­не­сом.
Т.е. об им­пор­то­за­ме­ще­нии по го­то­вой про­дук­ции и экс­порт­ной ори­ен­та­ции го­то­вой про­дук­ции оста­ет­ся толь­ко меч­тать – на де­ле идет вы­тес­не­ние оте­че­ствен­ной юве­лир­ки им­пор­том, при­чем все ча­ще - не­ле­галь­ным.

Как по­ка­за­ла прак­ти­ка от­рас­ле­вых об­суж­де­ний этих во­про­сов, ос­нов­ные ар­гу­мен­ты оп­по­нен­тов сво­дят­ся к двум по­сы­лам:

  • на­ци­о­наль­ная гра­ниль­ная и юве­лир­ная про­мыш­лен­но­сти про­сто не вы­дер­жи­ва­ют кон­ку­рен­ции из-за ру­бе­жа по ка­че­ству и це­не, по­то­му и за­ги­ба­ют­ся, и по­то­му же про­цве­та­ет им­порт го­то­вых из­де­лий,
  • ес­ли ли­бе­ра­ли­зо­вать внут­рен­ний ры­нок дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней, ес­ли го­су­дар­ство утра­тит кон­троль над рын­ком, то на нем нач­нет­ся вак­ха­на­лия, и все вы­ве­зут из Рос­сии.

О кон­ку­рен­ции. Нас­коль­ко «кон­ку­рен­то­спо­со­бен» ат­лет, но­гам ко­то­ро­го свя­за­ны пу­та­ми? Сма­хи­ва­ет на про­стое из­де­ва­тель­ство: сна­ча­ла от­расль по­ста­ви­ли на ко­ле­ни пе­ред чи­нов­ни­чьи­ми струк­ту­ра­ми (спец­по­сты та­мож­ни для про­мыш­лен­но­го сы­рья, кон­троль Го­хра­на и глав­ное – обя­за­тель­ный ре­жим го­су­дар­ствен­но­го клей­ме­ния), а за­тем при­во­дят ар­гу­мен­ты по кон­ку­рен­ци­и… А у них – «в­се мож­но», ми­ни­мум кон­тро­ля и под­держ­ка го­су­дар­ства. Ес­ли бы ос­нов­ная, а не сим­во­ли­че­ская часть им­пор­та дей­стви­тель­но шла бы с ввоз­ной по­шли­ной, то то­гда мож­но бы­ло хоть как-то рас­суж­дать о чест­ной кон­ку­рен­ции – по­шли­ны да­ва­ли бы не­боль­шое вы­рав­ни­ва­ние за­трат.

Но до­ля ле­галь­но им­пор­та в этой сфе­ре ина­че, как сме­хо­твор­ной на­звать нель­зя. Ес­ли ана­ли­зи­ро­вать ре­аль­ную, а не при­ду­ман­ную кар­ти­ну. Три го­да на­зад ав­тор этих строк по­лу­чил тре­мя раз­ны­ми рас­че­та­ми до­лю не­ле­галь­но­го им­пор­та юве­лир­ных из­де­лий на уров­не 70%. А до­ля не­ле­галь­но­го им­пор­та дра­го­цен­ных кам­ней по рас­че­там вплот­ную под­хо­ди­ла к 100%. Всем, кто со­мне­ва­ет­ся в этом, в ко­то­рый раз на­по­ми­наю: в на­ча­ле 2009 го­да на за­прос пред­се­да­те­ля под­ко­ми­те­та по дра­го­цен­ным ме­тал­лам и дра­го­цен­ным кам­ням Го­с­ду­мы РФ от Фе­де­раль­ной та­мо­жен­ной служ­бы при­шел от­вет, что сум­мар­ный им­порт брил­ли­ан­тов за 2008 год при став­ке ввоз­ной по­шли­ны в 20% при­нес го­су­дар­ству все­го лишь око­ло 87 ты­сяч дол­ла­ров, т.е. об­щий объ­ем их им­пор­та не пре­вы­сил 485 ты­сяч дол­ла­ров. Что со­став­ля­ет ме­нее од­но­го про­цен­та от экс­перт­ной оцен­ки объ­е­ма им­пор­та брил­ли­ан­тов в Рос­си­ю!

По­те­ри го­су­дар­ства от то­го, что рос­сий­ский ры­нок дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней в огром­ной ча­сти пре­бы­ва­ет в «те­ни», ма­ло ко­го вол­ну­ет в ру­ко­вод­стве стра­ны. На то есть свои объ­яс­не­ния. Вот не­ко­то­рые из них.

  1. Нед­ра Рос­сии рас­по­ла­га­ют огром­ны­ми за­па­са­ми ал­ма­зов, зо­ло­та, се­ребра, пла­ти­ны, пал­ла­дия. Их до­бы­ча ве­дет­ся в про­мыш­лен­ных мас­шта­бах, си­ла­ми все­го лишь не­сколь­ких круп­ней­ших ком­па­ний. Та­кая цен­тра­ли­за­ция до­бы­чи поз­во­ля­ет го­су­дар­ству без осо­бых за­трат на ад­ми­ни­стри­ро­ва­ние со­би­рать уста­нов­лен­ные на­ло­ги и сбо­ры. До­хо­ды этих ком­па­ний, а вме­сте с ни­ми – и на­ло­го­вая мас­са, по­сте­пен­но рас­тут, что осо­бен­но за­мет­но с ми­ро­вым ро­стом цен на дра­го­цен­ные ме­тал­лы и ал­ма­зы.
  2. По­став­ки до­бы­то­го сы­рья (по ме­тал­лам – че­рез го­су­дар­ствен­ный аф­фи­наж) на экс­порт идут по ма­ло­чис­лен­ным ка­на­лам, ма­ло­му ко­ли­че­ству опто­вых по­ку­па­те­лей, что да­ет уве­рен­ность в на­ли­чии устой­чи­во­го рын­ка сбы­та и очень су­ще­ствен­но упро­ща­ет про­цесс ре­а­ли­за­ции до­бы­то­го.
  3. Со­би­ра­е­мость на­ло­гов и сбо­ров с ма­ло­го до­быч­но­го, об­ра­ба­ты­ва­ю­ще­го и про­из­вод­ствен­но­го биз­не­сов, на­про­тив, тре­бу­ет вы­со­ких за­трат на ад­ми­ни­стри­ро­ва­ние. По­это­му раз­ви­тие этих биз­не­сов не да­ет га­ран­ти­ро­ван­ный эф­фект лег­ко­го по­пол­не­ния до­хо­дов го­су­дар­ства.
  4. Си­ло­вые струк­ту­ры, не же­лая по­те­рять дан­ное «по­ле де­я­тель­но­сти», го­то­вят ру­ко­вод­ству стра­ны от­че­ты и ре­ко­мен­да­ции, со­об­ща­ю­щие о яко­бы боль­шой опас­но­сти ис­поль­зо­ва­ния дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней при их сво­бод­ном об­ра­ще­нии для фи­нан­си­ро­ва­ния тер­ро­риз­ма, орг­пре­ступ­но­сти и т.д.
  5. Уси­ле­ние им­пор­та го­то­вой юве­лир­ной про­дук­ции не пу­га­ет, т.к. это не то­ва­ры стра­те­ги­че­ско­го зна­че­ния, и воз­мож­ная 100-про­цент­ная за­ви­си­мость стра­ны от им­пор­та здесь не бу­дет иметь ка­та­стро­фи­че­ских для го­су­дар­ства по­след­ствий.

Мо­жет со­здать­ся впе­чат­ле­ние, что с уче­том вы­ше­из­ло­жен­но­го, выс­шая по­ли­ти­ка го­су­дар­ства в об­ла­сти дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней ра­зум­на. Оста­ва­лось лишь ле­ги­ти­ми­зи­ро­вать те­не­вой им­порт го­то­вой про­дук­ции, что­бы ее ры­нок не вы­гля­дел из­лиш­не кри­ми­наль­ным (раз уж все рав­но бо­роть­ся с этим не уда­ет­ся)…

Но эта «ра­зум­но­сть» - лишь без уче­та то­го, что го­су­дар­ство по­тен­ци­аль­но те­ря­ет бла­го­да­ря та­кой по­ли­ти­ке в дан­ной сфе­ре.

Про­дол­же­ние сле­ду­ет

[ Ювелирные Известия ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->