Bain & Company считается одной из самых престижных консалтинговых фирм в мире по проблемам управления, располагая 47 офисами в 30 странах, в которых работает более 5 500 штатных специалистов. Недавно компания выпустила доклад под названием «Мировая алмазная промышленность: приоткрывая завесу секретности», в котором дается глубокий анализ алмазного производства. Герхард Принслоо (Gerhard Prinsloo), главный автор этого доклада, раскрыл и другие аспекты нынешней ситуации на алмазном рынке в интервью агентству Rough&Polished.
Не могли бы Вы кратко описать, какие услуги предлагает отделение компании Bain здесь, в Москве?
Бизнес Bain заключается в том, чтобы оказывать помощь компаниям в увеличении их стоимости. Мы работаем с топ-менеджерами, помогая им бороться с конкурентами и добиваться лучших результатов в производственной деятельности.
Мы сосредоточиваем свои усилия на оказании помощи клиентам в вопросах стратегии развития. Вопросы, выходящие за пределы корпоративной стратегии, которыми мы занимаемся, включают в себя, в частности, рационализацию производств по целому ряду параметров: корпоративное управление, оптимизация цепочки поставок и линейки продуктов, распределение всего потенциала компании, роль центра по отношению к бизнес-подразделениям, стратегии отдельных бизнес-подразделений.
В нашем подходе мы делаем упор на данные, а не на мнение: мы начинаем с постановки правильного вопроса, после чего глубокого вникаем в цифры, закладывая основу для нахождения решений.
Мы понимаем, что для того, чтобы помочь организации осуществить изменения, требуется нечто большее, чем просто рекомендация, поэтому мы стараемся поставить себя на место наших клиентов и сосредоточиться на практических действиях, которые помогут нашим клиентам обеспечить дальнейший прибыльный рост их бизнеса.
У нас накоплен опыт работы практически во всех отраслях промышленности по всему миру. Спектр наших возможностей охватывает полный набор знаний в области стратегического консалтинга. Партнеры компании, работающие в отделениях в СНГ, имеют большой опыт работы в сфере финансовых услуг, телекоммуникаций, энергетики, розничной торговли и потребительских товаров, сосредоточивая свои усилия в этих направлениях.
Практика работы компании Bain опирается на широкую клиентскую базу, отражающую бизнес-среду региона. Для этих клиентов мы осуществили ряд проектов, начиная от оценки потенциала рынка до интеграции после слияния.
Хотя в докладе Bain утверждается, что долгосрочные контракты по-прежнему являются крупнейшим каналом продаж алмазного сырья, аукционы в последнее время становятся все более энергичной и расширяющейся альтернативой сбыта. Как Вы считаете, может ли эта альтернатива отвоевать значительную долю рынка у долгосрочных контрактов в дальней перспективе?
Долгосрочные отношения лежат в основе этой отрасли. Так было на протяжении десятилетий. Несмотря на отсутствие так называемого трейдингового рынка для алмазного сырья, крупным производителям удалось сохранить цены в относительно узком диапазоне из-за арбитражных возможностей, которые видят дилеры алмазного сырья. Так что в этом смысле рынок является эффективным. Тем не менее эти ценовые диапазоны устанавливаются не на ежедневной основе, а на ежемесячной основе, когда покупатели алмазного сырья вступают в отношения с производителями. Аукционная система поэтому быстрее и может скорее дать более высокие цены при подъеме конъюнктуры. При этом, конечно, справедливо и обратное. Так что каждый отдельный производитель должен искать оптимальный баланс между системой долгосрочных контрактов, которые снижают волатильность цен, и более чутко реагирующим краткосрочным механизмом ценообразования. Поэтому и существуют заметные различия между производителями в том, как им видится этот баланс.
В докладе компании Bain подчеркивается позитивная роль Кимберлийского процесса в алмазной промышленности, в то время как организация Global Witness обвинила КП в отсутствии интереса к правам человека. Параллельно с этим идет постоянное обсуждение этических проблем, связанных с ювелирной промышленностью (ответственная деловая практика в ювелирной отрасли, кампания «Нет грязному золоту» и т.д.). Каково Ваше видение этих проблем: они помогают или мешают работе этих отраслей?
Bain не комментируют работу многосторонних организаций, таких как ООН.
Поскольку алмазы в настоящее время отнесены к исчезающему виду полезных ископаемых, как долго, по Вашему мнению, бриллианты будут сохранять свою привлекательность, учитывая, что отложенный спрос может найти и другой предмет увлечения?
Бриллианты навсегда! У потребителей много вариантов, чтобы удовлетворить свой спрос на бриллианты. Они могут заплатить больше, чтобы приобрести какой-то редкий камень или камни самых ценимых размеров, они могут купить что-то поменьше или купить ювелирные изделия с большим количеством мелких бриллиантов, поскольку технология сейчас позволяет из камня весом в один карат получить до 1000 камней идеально круглой огранки. В дорогом сегменте станет меньше практиковаться смена поставщиков. Как и в случае с любым другим бизнесом, алмазной промышленности следует проявлять осторожность, чтобы "ценами не выбросить себя с рынка". Тем не менее мы видим, что этот риск является достаточно ограниченным, поскольку существуют сотни тысяч ювелирных точек сбыта, от которых поступает информация о реакции потребителей обратно в цепочку создания стоимости алмазов как для производителей ювелирных изделий, так и для алмазодобытчиков.
В докладе говорится, что не существует всемирно установленных цен на алмазное сырье, что делает цены непрозрачными и приводит к тому, что они устанавливаются крупными производителями на сайтах и тендерах. Вы полагаете, что есть способ сделать их прозрачными - ведь почти каждый необработанный алмаз является уникальным продуктом?
Прозрачность цен более легко реализуема для бриллиантов. Умение покупать разнообразные сырые алмазы по правильной цене является ключевым навыком, которым обладают трейдеры, работающие с алмазным сырьем. Это – их большой вклад в создание добавочной стоимости в отрасли, и маловероятно, что может быть достигнут какой-либо значительный прогресс в том, чтобы сделать образование цен на алмазное сырье видимым для конечного потребителя или финансовых рынков. Стандартизация, как Вы правильно отметили, может несколько снизить мистическую притягательность алмазов и тем самым подорвать ее субъективную ценность для потребителей. Никто в отрасли не может позволить себе нанести ущерб тому фундаментальному преимуществу, которое предлагают алмазы.
Недостаточные поставки алмазного сырья могут повлиять на бизнес производителей бриллиантов (например, в Сурате). На Ваш взгляд, в каком направлении может развиваться производство бриллиантов в Индии и в других местах на таком рынке?
На фоне повышения цен на алмазное сырье представляется маловероятным, что цены на бриллианты будут испытывать аналогичной рост. Это - исторический факт в данной отрасли. Розничные торговцы, производители ювелирных изделий, огранщики и ограночная промышленность должны стать более конкурентоспособными, более новаторскими и продуктивными. Предвидится также, что в предстоящие годы в средней части цепочки создания стоимости будет происходить все большая консолидация. Такие страны, как Индия и Китай, также столкнутся с возросшей конкуренцией в плане политики развития, например, со стороны Ботсваны и Южной Африки, которые будут стремиться гранить все больше и больше алмазов у себя, являясь странами-источниками алмазного сырья. Не будет удивительно, если такой подход сдвинется еще и в сторону того, чтобы включить в этот процесс и промышленность, выпускающую ювелирные изделия.
Когда, на Ваш взгляд, спрос на алмазную продукцию в Индии и Китае будет соответствовать уровню спроса в США и Европе?
По нашим расчетам, примерно в 2020 году в зависимости от глобального экономического роста, уровня урбанизации и увеличения среднего класса в Китае и Индии.
Недавно АЛРОСА раскрыла, что обладает подтвержденными запасами алмазов на последующие 37 лет работы. Учитывая, что основные алмазные шахты в мире выше среднего возраста, может статься так, что эта компания рано или поздно превратится в единственного алмазодобытчика?
Оценка запасов - неточная наука, поскольку уровень доказанных запасов всегда соотносится с определенной ценовой категорией. АЛРОСА, несомненно, обладает большими запасами, но ими обладают и другие игроки, такие как De Beers. De Beers кстати, не публикует точных данных о своих запасах, но можно предположить, что они столь же велики. Вероятно также, что расходы на геологоразведку в отрасли будут продолжаться. В нашем докладе мы отметили, что "новых шахт не будет открыто И запущено в эксплуатацию в ближайшие 10 лет", но это не исключает того, что новое открытие произойдет завтра.