За 20 лет экономических экспериментов в нашей стране некоторые сущности завершают свой жизненный цикл. В частности, понимание сущности капитализма, теории и практики «невидимой руки рынка», смысла демократии в крупных сообществах, диалектика либеральности и дисциплины. Среди московских журналистов всe больше цитируют классиков марксизма-ленинизма в качестве не стебалова – а авторитетов. Также переосмыслению подвергаются принципы организации федеральных и региональных существенных производственных предприятий.
Яркий пример в ювелирном секторе экономики – АЛРОСА. Крупнейшая в Якутии и существенная в масштабах РФ компания привлекает пристальное внимание ювелиров как некий индикатор экономической моды в нашей стране. Последние новости с АЛРОСА связаны с планами приватизации, которые – по заявлениям официальных лиц – должны быть завершены до 2017 года. Однако это всe «слова, слова, слова», напоминающие издевательские речи о скором вступлении России во Всемирную Торговую Организацию.
А пока суть и дело, московские эксперты и общественность Якутии (в частности депутаты Ил Тумэн, члены якутского научного сообщества) активно обсуждают смысл решения центральных властей провести полную приватизацию АЛРОСА и варианты получении наибольшей пользы от алмазной компании. При этом обсуждается интересная идея - по Закону «О защите конкуренции» разделить компанию АЛРОСА и сделать это так, чтобы в одной из частей оказался контрольный пакет, принадлежащий Якутии. Базой новой национальной компании, которую условно назовают «Якуталмаз», могло бы стать ОАО «АЛРОСА-Нюрба». В качестве «сторговываемых довесков» имеют в виду «Алмазы Анабара», Мунские трубки, Иреляхские россыпи («ВГ», «Горный», «Солур», «Восточная» и т.д.) и все нераспределeнные в Якутии месторождения алмазов. Один из вариантов предполагает, что 25 % «Якуталмаза» будут закреплены за жителями Республики, проживающими на еe территории до 01 июля 2011 г.
В первом приближении уставной капитал новой компании может быть объявлен на уровне 50 млрд. руб. В случае IPO на рынке можно привлечь соизмеримую сумму. Деньги можно будет направить на развитие инфраструктуры республики. Например, для частичного финансирования мости через Лену. Также появятся средства для развития национального Алмазо-Бриллиантового Комплекса.
Определeнный опыт разделения монополиста в России имеется в РАО «ЕЭС» (в данном случае не будем обсуждать плюсы и минусы реорганизации «по Чубайсу», а просто отметим проработанность процедуры). В алмазной отрасли опыт выделения отдельных подразделений имеется в ЮАР в отношении «Де Бирс». Наверняка есть и другие аналоги, которые могут быть квалифицированно проанализированы научными силами Якутии, например в ФГНУ «Институт региональной экономики Севера». Лет 20 назад на заре суверенитета эксперты предлагали руководству РС (Я) создать независимую от Якуталмаза (позднее АЛРОСА) республиканскую алмазодобывающую компанию. Даже подавались проекты в Инновационный фонд республики. Эта идея была осуществлена в ограниченном виде созданием ОАО "Нижне-Ленское", затем частично ОАО "Алмазы Анабара" и ОАО "АЛРОСА-Нюрба". Кроме того, якутский специалист Ю.Г.Данилов уже предлагал разместить акции "АЛРОСА-Нюрба" (см.http://www.rough-polished.com/ru/analytics/38608.html), где он оценил ее почти в 2 млрд. долларов.
На первом этапе разумно провести открытые парламентские слушания в Ил Тумэн с участием отечественных и зарубежных журналистов, скажем, в октябре 2011 г., так, чтобы к концу года выработать рабочую концепцию национальной алмазодобывающей компании.
На втором этапе полезно провести презентацию проекта в Москве, например в Государственной Думе или в Совете Федерации.
В любое удобное время желательно заручиться принципиальной поддержкой или хотя бы нейтралитетом первых лиц РФ – Президента и Премьер-министра.
Акции новой компании полезно разделить на два сорт – голосующие и неголосующие. Это очень прогрессивная манера управления акционерным капиталом, хорошо освоенная на Западе. Например, VisaEurope принадлежит по большей части европейским банкам, но из-за системы голосующих и неголосующих акций они могут только иметь пропорциональную часть прибыли компании (голосующие акции не продаются и управляются истинным владельцем - Bank of America).
Вероятность реализации идеи создания эффективной национальной алмазной компании очень высока. Существующие законы не только еe не запрещают, но буквально подталкивают к ней. В случае массового одобрения жителями Якутии и при должном упорстве президента Якутии и еe правительства уже к концу 2012 г. республика может обрести собственную алмазодобывающую компанию мирового уровня!
Правда, некоторые специалисты полагают этот сценарий практический невероятным. Одни считают, что «Никто не даст якутам "оттяпать" активы Алросы, тем более в преддверии IPO. А если бы и дали, то привлечение миллиардных инвестиций под эти активы - тоже утопия». Другие эксперты недоумевают: «непонятно, если такие планы вынашивались - зачем было отдавать Алросе 50% «Алмазов Анабара», новые перспективные участки на декабрьском аукционе, и позволять размывать свой пакет».
Тем не менее, является фактом то, что якуты умеют управлять алмазным бизнесом; это мы видим на примере ОАО "Нижнеленское". А новая национальная алмазодобывающая компания даст новый шанс Якутии занять важное место в мировом алмазном хозяйстве.
[ Ювелирные Известия ]
2025 год
январь | февраль | март | апрель |
май | июнь | июль | август |
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь |
Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.