«АЛРОСА» по угрозой «распила»? - под таким заголовком на портале SakhaNews была опубликована информация о письме Федеральной антимонопольной службы (ФАС), в которой высказывалась идея разделения компании на отдельные предприятия. Об этом и многом другом, что касается АЛРОСА, рассказал в интервью SakhaNews народный депутат республики, бывший спикер Ил Тумэна Ньургун Тимофеев, имеющий большой опыт в сфере алмазного бизнеса.
- Мы помним, какой бурной была реакция депутатов Ил Тумэна на первые сообщения о том, что АЛРОСА хотят преобразовать в открытое акционерное общество. А теперь, похоже, судьба этой компании уже мало кого интересует из политиков, да и не только их. Что, собственно, произошло за это время (в вашем представлении), что общество вдруг утратило былой интерес к главной «дойной корове» республики?
- О необходимости преобразования АЛРОСА в открытую компанию говорили еще в 2005 году, и тогда эти заявления вызвали действительно бурную реакцию и не только депутатов республики. Ил Тумэн всегда держал в поле зрения, уделял беспрецедентное внимание ситуации в компании. Это, безусловно, является одним из примеров, когда парламент максимально реализовывал свои полномочия по управлению госимуществом. Хотелось бы и в дальнейшем сохранить уровень вовлеченности депутатов в процессы управления госсобственностью. Развитие других отраслей, к примеру, нефтегазовой, транспортной, металлургической и других, требует такого же внимания законодателей.
Интерес к процессам, происходящим внутри АЛРОСА (производственным, экономическим, социальным и т.д.), не утрачен и сегодня. Руководство республики во главе с президентом Егором Афанасьевичем Борисовым и депутаты Ил Тумэна внимательно следят за происходящими событиями. Все организационные изменения внутри компании, изменение статуса АЛРОСА не происходят без участия республики. Раньше, возможно, было много эмоций, сейчас ко всему происходящему подход и действия более прагматичны. Учитываются все проблемы устойчивого, динамичного развития компании и, конечно, интересы республики.
- Кстати, насколько, на ваш взгляд, сегодня бюджет республики зависит от поступлений в него средств от АЛРОСА? И какой вы делаете прогноз относительно дальнейших перспектив этих платежей в связи с тем, что государство намерено продать свою долю в этой компании.
- В любом случае, АЛРОСА будет существенно влиять на состояние бюджета республики, на различные социальные программы, на стабильность в огромном западном регионе, где постоянно проживают десятки тысяч якутян. Окончательного решения государства о продаже доли в акционерном капитале компании еще не принято. Позиция республики на сегодняшний день – сохранить за республикой минимум 25% плюс одну акцию. Насколько я понимаю, окончательного решения нет и по IPO (размещения акций на международном рынке). Возможно, среди будущих акционеров появится стратегический инвестор, который выкупит существенный пакет акций. В любом случае, при сохранении места регистрации АЛРОСА в г.Мирном, все установленные законом платежи в бюджет республики, отчисления от лицензионных соглашений будут производиться на прежнем уровне. Объем платежей будет зависеть от эффективности работы компании. Например, в этом году объем реализации алмазов на внешнем и внутреннем рынках существенно выше, чем в прошлые годы и, по идее, в бюджет должно поступить больше средств.
При принятии решения об открытии компании мы прописали в постановлении Ил Тумэн – место регистрации в городе Мирном не менять. По уставу место регистрации определяется тремя четвертями голосов акционеров, и республика может влиять на решение такого уровня, обладая блокирующим пакетом акций. Вместе с тем, на мой взгляд, для координации политики крупных акционеров компании целесообразно заключение акционерного соглашения между нынешними акционерами, в котором надо этот момент прописать. При этом, в соглашении можно учесть и многое другое, защищающее интересы Якутии.
На сегодняшний день все основные переговоры с федеральными органами и менеджментом по вопросам, связанным с будущим компании, ведут президент и председатель правительства республики.
Есть еще один момент. До объявления IPO, компания должна собрать все свои профильные (добывающие непосредственно алмазы) активы под одну акцию: «Севералмаз», «Алмазы Анабара», «АЛРОСА-Нюрба». По законам рынка эти «дочки» должны стать подразделениями (филиалами) компании, как, например, Удачнинский ГОК. Это необходимо для определения максимальной стоимости АЛРОСА и получения наибольшего эффекта при реализации акций компании.
Все рассуждения, что компания монополист на внутреннем российском рынке по продаже алмазов и поэтому надо принимать организационные решения о разделении АЛРОСА на несколько добывающих предприятий, я считаю абсолютно беспочвенными и вредительскими. Для республики это абсолютно неинтересно. Этот опыт мы проходили, когда Удачнинский ГОК в 90-ые годы хотел отделиться, выйти из состава АЛРОСА. Тогда усилиями в тот момент вице–президента республики Штырова В.А удалось приостановить эти намерения.
Для успешной деятельности на международном рынке компания должна быть монолитной, цельной и понятной для партнеров и акционеров: вот профильные активы, а вот иные, есть стратегия по основной деятельности – добыче алмазов, а есть обоснованные проекты диверсификации. Это обеспечит интерес со стороны инвесторов, конечно, к выгоде компании и акционеров.
- Какова судьба акций АЛРОСА, принадлежащих улусам алмазной провинции?
- Распорядиться своими акциями должны сами муниципальные образования - они являются полноправными собственниками. Сейчас идет процесс обмена акций в связи с дроблением, при этом, процентное соотношение в уставном капитале остается прежним. Если будет допэмиссия, увеличение уставного капитала, то они могут при наличии средств выкупить дополнительно акции и сохранить свои доли. В любом случае, решение за муниципальными образованиями с соблюдением интересов республики.
- Если акции будут проданы, то значит, улусы алмазной провинции лишатся привычных социальных, экологических программ?
- Это абсолютно разные вещи. Здоровье людей, природа должна восстанавливаться независимо от того, является ли тот или иной улус одним из собственников компании. Ведь ущерб за многие годы нанесен не собственно муниципальным образованиям, а земле, территории, на которой живут люди. Вопросы компенсации нанесенного и наносимого урона экологии и здоровью людям, проживающим на территории деятельности АЛРОСА - это особая тема. Все социальные и экологические программы должны быть как минимум сохранены. При этом сама идеология, методика составления программ, определения объемов финансирования, я считаю, должна меняться, развиваться.
- Последние лет 12 АЛРОСА является очень закрытой в информационном плане компанией. Что этому способствовало, на ваш взгляд, что было и есть ей скрывать?
- Тут надо различать два этапа. При ПНО “Якутламаз” – вся деятельность предприятия регламентировалась государственными решениями о гостайне, золотовалютным законодательством того времени. В последующем, после преобразования в акционерное общество, постепенно положение изменилось, в том числе, усилиями руководства республики и компании. На сегодняшний день, практически вся информация о текущей деятельности, об итогах работы АЛРОСА доступна широкой общественности. Но все-таки, некоторая информация, которая касается производственной, коммерческой тайны, вопросы, связанные со стратегическими интересами государства, безусловно, имеют определенные границы. Есть очень информативный сайт, периодика, телеканал, да и руководство компании достаточно открыто для прессы и общества. Информационная открытость – требование времени и залог успеха компании. Превращение компании в открытое общество, появление внешних акционеров будут только способствовать этому.
- В компании существует колоссальный разрыв между зарплатой рабочих и управленцев высшего звена. Об этом много писалось накануне прошлых выборов в Ил Тумэн. Но сейчас как-то все стихло. Там что-либо изменилось в этом плане?
- То, что топ-менеджеры получают высокую зарплату – это нормально. У них колоссальная нагрузка. Руководить и отвечать за огромное производство большая ответственность. Сегодняшние руководители компании имеют большой опыт работы, являются по своим направлениям высококлассными специалистами мирового уровня.
Зарплаты инженеров и рабочих, конечно, надо поднимать. Но надо иметь ввиду, что компания несет огромную социальную функцию, содержит города и поселки, работой обеспечивается целый регион. Тут еще себестоимость производства увеличивается из-за перехода на подземную добычу. Дальнейшая оптимизация затрат, увеличение эффективности производства, внедрение новых прогрессивных технологий, в конечном итоге должны повысить уровень зарплат работников. И открытие компании должно способствовать этому.
- Какова сегодня в целом ситуация на рынке алмазов и что, как вы считаете, ждет АК АЛРОСА в ближайшем будущем?
- Ситуация неоднозначная. На сегодняшний день, цены на отдельные позиции алмазного сырья цены падают, скорее всего, в связи с нестабильностью мировой финансовой ситуации. Есть различные версии происходящих событий на рынке. Аналитической информации на эту тему много. Но, я думаю, что ни у кого нет внятного прогноза на будущее алмазного рынка – то ли индусы “наелись алмазов”, то ли “американские безработные” перестали покупать, то ли “бедные”, но многочисленные китайцы, никак не могут “собрать” деньги на приобретение ювелирных изделий.
Для нас важно, чтобы АЛРОСА проводила сбалансированную, ориентированную на все существующие рынки, сбытовую политику: всем сестрам по серьгам – американцам, европейцам, азиатам, индусам. При этом, нельзя сворачивать продажи российским заводам. Я уверен, нынешнюю ситуацию на рынке алмазов АЛРОСА успешно преодолеет. Компания имеет большой опыт продаж и при плохом рынке. Убежден, что АЛРОСА еще долгие годы будет важнейшим ресурсом развития нашей республики и будет занимать уникальное положение в алмазно-бриллиантовом комплексе Российского государства.
[ Ювелирные Известия ]
2025 год
январь | февраль | март | апрель |
май | июнь | июль | август |
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь |
Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.