Властелины колец, или Как выучиться на ювелира в Германии

Раздел: Общество
19 октября 2010 г.

Зар­пла­ты мень­ше, чем у па­рик­ма­хе­ро­в, ру­ки в сса­ди­на­х, слож­но­сти с ра­бо­той. И все же каж­дый год сот­ни мо­ло­дых лю­дей в Гер­ма­нии вы­би­ра­ют про­фес­сию юве­ли­ра. Что сле­ду­ет знать те­м, кто со­би­ра­ет­ся при­ру­чить зо­ло­то?

Хруп­кая на пер­вый взгляд де­вуш­ка ждет, по­ка рас­пла­вит­ся зо­ло­то, что­бы по­ме­стить его в гип­со­вую фор­му. Че­рез не­сколь­ко ча­сов она бу­дет шли­фо­вать за­го­тов­ку, в ко­то­рую к кон­цу дня вста­вят брил­ли­ан­ты. На сле­ду­ю­щий день это коль­цо по­да­рят - вме­сте с пред­ло­же­ни­ем ру­ки и серд­ца. Кар­ти­на слов­но во­пло­ще­ние де­ви­чьих грез. Но са­мое ин­те­рес­но­е, что не­ма­ло де­ву­шек се­го­дня хо­тят при­ме­рить на се­бя роль во­все не да­мы серд­ца, а юве­ли­ра.

Жен­ская до­ля

Уче­ни­че­ская ра­бо­та Ан­ны Кюль­та­у: кто ста­нет вла­сте­ли­ном коль­ца?

Ка­кая де­вуш­ка, раз­гля­ды­вая вит­ри­ны с укра­ше­ни­я­ми, не ду­ма­ла: "В­се од­но и то же, пу­сти­ли бы ме­ня, вот уж я бы при­ду­ма­ла что-­ни­будь ори­ги­наль­но­е"? По­это­му не­уди­ви­тель­но, что про­фес­сия юве­ли­ра все­гда при­тя­ги­ва­ла пре­крас­ную по­ло­ви­ну че­ло­ве­че­ства.

Се­год­ня в Гер­ма­нии на­блю­да­ет­ся бум жен­щин-­ю­ве­ли­ро­в. "Эта про­фес­сия ста­но­вит­ся все бо­лее жен­ской, - го­во­рит пре­зи­дент Со­ю­за не­мец­ких юве­ли­ров Хан­с-Юр­ген Виг­леб (Hans-Jürgen Wiegleb). - Уже се­го­дня сре­ди тех, кто учит­ся на юве­ли­ра, - 75 про­цен­тов жен­щин". И ис­пы­та­ни­я, ко­то­рым под­вер­га­ют се­бя де­вуш­ки ра­ди сво­ей меч­ты, за­став­ля­ют ува­жать их еще боль­ше.

Про­щай­те, кра­си­вые ру­ки

Мо­ло­дая де­вуш­ка-­ю­ве­лир Ка­ти опуб­ли­ко­ва­ла в ин­тер­не­те спи­сок ве­щей, ко­то­рые дол­жен знать каж­дый, кто пла­ни­ру­ет учить­ся на зо­ло­тых дел ма­сте­ра в Гер­ма­ни­и. "Де­вуш­ки, за­пом­ни­те: вам пред­сто­ит на­все­гда рас­про­щать­ся с длин­ны­ми кра­си­вы­ми ног­тя­ми. От­ны­не ваш удел - ца­ра­пи­ны, мо­зо­ли и веч­но гряз­ные ру­ки", - вы­ве­ла она ед­ва ли не пер­вым пунк­то­м.

Уже за­ду­ма­лись? Но это - толь­ко на­ча­ло спис­ка. А вот про­дол­же­ни­е: "Не толь­ко во вре­мя уче­бы, но да­же ес­ли вам удаст­ся стать со­труд­ни­ком юве­лир­ной ма­стер­ской, ва­ша ра­бо­та на 90 про­цен­тов бу­дет со­сто­ять из вы­пол­не­ния за­ка­зов кли­ен­тов и ше­фа, - пи­шет Ка­ти. - Сво­бо­да твор­че­ства и утрен­ние раз­мыш­ле­ния о то­м, что бы та­ко­го кре­а­тив­но­го со­тво­рить, вам све­тят, толь­ко ес­ли вы ра­бо­та­е­те фри­лан­се­ро­м, а это се­го­дня слиш­ком рис­ко­ван­но".

Не все то зо­ло­то, что бле­сти­т

"Не мо­гу со­гла­сить­ся с этим вы­ска­зы­ва­ни­е­м, - го­во­рит ре­дак­тор из­да­ния Goldschmiede Zeitung ("Га­зе­та юве­ли­ро­в") Ак­сель Хен­зель­дер (Axel Henselder). - Ведь кли­ен­ты же­ла­ют но­сить не­по­вто­ри­мые и ин­ди­ви­ду­аль­ные укра­ше­ни­я, а зна­чи­т, без кре­а­тив­но­сти - ни­ку­да. Дру­гое де­ло, что укра­ше­ние долж­но укра­шать, но об этом по­че­му-то за­бы­ва­ют мно­гие вы­пуск­ни­ки юве­лир­ных школ. Юве­ли­ры - не сво­бод­ные ху­дож­ни­ки".

Ес­ли уче­сть, что при та­ких огра­ни­че­ни­ях юве­ли­ры еще и до­воль­но ма­ло за­ра­ба­ты­ва­ют, ста­но­вит­ся со­всем груст­но. "Мы за­ра­ба­ты­ва­ем мень­ше па­рик­ма­хе­ро­в", - пи­шет Ка­ти. "Не все то зо­ло­то, что бле­сти­т, - вто­рит ей экс­перт Ак­сель Хен­зель­дер. - Сре­ди юве­ли­ров ко­е-как обес­пе­чить се­бя спо­соб­ны толь­ко на­сто­я­щие та­лан­ты­". "Ес­ли бы не мои ро­ди­те­ли, ко­то­рые ска­за­ли: "Не вол­нуй­ся, мы возь­мем на се­бя аренд­ную пла­ту", я бы не смог­ла учить­ся", - за­вер­ша­ет до­воль­но пе­чаль­ную кар­ти­ну Ан­на Кюль­тау (Anna Kühltau), ко­то­рая че­рез не­сколь­ко ме­ся­цев сда­ет эк­за­мен на юве­ли­ра.

Гон­конг на сме­ну Ха­на­у

Ак­сель Хен­зель­дер: "Юве­ли­ры - не сво­бод­ные ху­дож­ни­ки"

В­се де­ло в то­м, что юве­ли­ры "с со­сед­ней ули­цы" стре­ми­тель­но те­ря­ют кли­ен­то­в. "Бо­га­тые по­ку­па­ют фир­мен­ные укра­ше­ния от Cartier или Bulgari, - го­во­рит ре­дак­тор из­да­ния "Га­зе­та юве­ли­ро­в" Ак­сель Хен­дель­зер. - Все осталь­ные - мод­ные в этом се­зо­не фаб­рич­ные укра­ше­ния из се­ребра, ста­ли или пла­ти­ны с не­до­ро­ги­ми кам­ня­ми. Укра­ше­ния от звуч­ных фирм все­гда в мо­де. Сег­мент де­ше­вых укра­ше­ний пе­ре­жи­ва­ет сей­час на­сто­я­щий бу­м. Ну а обыч­ный не­мец­кий юве­лир оста­ет­ся без ра­бо­ты­".

Свою леп­ту вно­сит и гло­ба­ли­за­ци­я: не толь­ко про­из­вод­ство, но и ди­зайн укра­ше­ний ухо­дит за гра­ни­цу. И Гон­конг­ская шко­ла ди­зай­на укра­ше­ний уже на­сту­па­ет на пят­ки не­мец­ким шко­лам в Идар-О­бер­штай­не, Нюрн­бер­ге или Ха­на­у. "М­но­гие юве­ли­ры вы­нуж­де­ны вы­кру­чи­вать­ся и, имея свою ма­стер­ску­ю, тор­гу­ют фир­мен­ны­ми укра­ше­ни­я­ми и ча­са­ми из­вест­ных ма­ро­к", - го­во­рит Ак­сель Хен­зель­дер.

То­стер - по­том­ка­м

В чем же сек­рет сверх­по­пу­ляр­но­сти про­фес­сии юве­ли­ра? Си­деть по 5-6 ча­со­в, сгор­бив­шись, над од­ним ко­леч­ко­м, за­ра­бо­тать се­бе про­бле­мы с по­зво­ноч­ни­ко­м, за­быть о кра­си­вых ру­ках - и все это за смеш­ные день­ги? Да сто­ит ли ов­чин­ка вы­дел­ки? "Л­ю­дей при­тя­ги­ва­ет миф об укра­ше­ни­и. В му­зе­ях ле­жат на­сто­я­щие ше­дев­ры, укра­ше­ния из Древ­не­го Егип­та или Ри­ма, - го­во­рит Ак­сель Хен­зель­дер. - Зо­ло­то, пла­ти­на, дра­го­цен­ные кам­ни - все это со­хра­ня­ет свою фор­му ты­ся­че­ле­ти­я­ми. А че­ло­век стре­мит­ся оста­вить ка­кой­-то след в веч­но­сти, при­чем же­ла­тель­но не бы­то­вой пред­мет, не то­стер, а про­из­ве­де­ние ис­кус­ства". Вы­хо­ди­т, это мод­ная и труд­ная ра­бо­та, да­ря­щая - что се­го­дня ред­кость - воз­мож­ность "по­тро­гать" тво­ре­ние сво­их рук.

При­ру­чен­ное зо­ло­то: уче­ни­че­ская ра­бо­та Ан­ны Кюль­та­у

Юве­лир - уди­ви­тель­ная про­фес­си­я. Ко­гда за не­сколь­ко ча­сов рас­плав­лен­ный ме­талл пре­вра­ща­ет­ся в чу­дес­ное коль­цо, это на­пол­ня­ет серд­це гор­до­стью и сча­стье­м", - пи­шет бло­гер-­ю­ве­лир Ка­ти. "На­до иметь мо­ре тер­пе­ния и твер­дую ру­ку­", - со­ве­ту­ет экс­перт Ак­сель Хен­зель­дер те­м, кто по­ду­мы­ва­ет о про­фес­сии юве­ли­ра. "Бы­ва­ет, во­зишь­ся не­сколь­ко дней, что­бы устра­нить мил­ли­мет­ро­вую не­ров­но­сть, - го­во­рит без пя­ти ми­нут юве­лир Ан­на Кюль­та­у. - От ру­ти­ны спа­са­ют кли­ен­ты. Ко­гда в рож­де­ствен­ские ка­ни­ку­лы ма­га­зин за­крыл­ся, и ра­бо­та­ла толь­ко ма­стер­ска­я, то от ску­ки мож­но бы­ло уме­реть­".

Ди­зай­нер или ма­стер?

Учить­ся на юве­ли­ра в Гер­ма­нии мож­но при част­ных юве­лир­ных ма­стер­ских по­чти в лю­бом круп­ном не­мец­ком го­ро­де или в го­су­дар­ствен­ных шко­ла­х, на­при­мер, в зна­ме­ни­той Шко­ле юве­ли­ров и ча­сов­щи­ков в Пфор­ц­хай­ме, ку­да при­ез­жа­ют учить­ся со все­го ми­ра. Од­на­ко путь обу­че­ния при ма­стер­ской вряд ли по­дой­дет сту­ден­та­м-и­но­стран­ца­м. Уча­щи­е­ся при ма­стер­ской не яв­ля­ют­ся сту­ден­та­ми, а по­то­му не мо­гут по­лу­чить сту­ден­че­скую ви­зу. Так что для ино­стран­цев путь один - по­сту­пить в вуз на ди­зай­не­ра укра­ше­ний или ди­зай­не­ра по ме­тал­лу, на­при­мер, в Выс­шей шко­ле Три­ра (а точ­не­е, ее от­де­ле­нии в зна­ме­ни­том го­ро­де-ш­ка­тул­ке Идар-О­бер­штай­не) или Нюрн­берг­ской ака­де­мии ис­кус­ств.

Ан­на Кюль­та­у, ко­то­рая учит­ся как раз при ма­стер­ской, ди­зай­не­ров не­до­люб­ли­ва­ет. "Ди­зай­не­ры укра­ше­ний - это те, кто бе­рет ме­тал­ли­че­скую сет­ку, рас­пы­ля­ет на нее зо­ло­тую крас­ку и на­зы­ва­ет этот про­дукт це­поч­кой, - го­во­рит она. - Ну а то, что ее нель­зя но­сить, их не очень вол­ну­ет". Ко­неч­но, те, кто учит­ся в ма­стер­ских, на­мно­го бли­же к кли­ен­та­м, но скеп­сис де­вуш­ки на­пра­сен: на ди­зай­нер­ских фа­куль­те­тах то­же есть воз­мож­ность вы­учить­ся и сдать эк­за­мен на ма­сте­ра-­ю­ве­ли­ра. Для сту­ден­то­в-и­но­стран­цев это - луч­ший вы­ход из по­ло­же­ни­я.

[ dw-world.de ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->