История украшений берет начало в истоках человеческого бытия. Сначала самоцветы носили в том виде, в каком находили в природе. Потом стали облагораживать — делать простейшую обработку для усиления блеска, придавать форму. Но каждая эпоха создавала украшения с присущими только ей стилем и дизайном, поэтому сохранившиеся ювелирные изделия бесценны не только в смысле их денежной стоимости, но и по сути — в них заключена важнейшая информация о том времени, когда они были созданы.
С незапамятных времен человека пленяет и манит своей красотой золото, сверкающее подобно солнцу; голубоватое, словно отблеск лунного света, серебро; прозрачные, ярко окрашенные самоцветы; мерцающий мягким матовым блеском жемчуг или золотистый, как капли пчелиного меда, янтарь. Ни с чем не сравнима их чарующая притягательная сила, воплощенная в великолепных украшениях из собрания музея-заповедника «Александровская Слобода». Красота и выразительность этих прекрасных образцов ювелирного искусства
В средневековой Руси быт людей состоятельных был насыщен предметами декоративно-прикладного искусства, среди которых изделия из золота и серебра занимали довольно значительное место. В царствование Ивана Грозного на территории Александровской слободы (как известно, столичной вотчины) находилось казнохранилище. В его особых комнатах-кладовых хранилось государево оружие, драгоценные украшения и разнообразная утварь работы мастеров «золотого и серебряного» дела. Небольшая часть тех драгоценных вещей, выполненных руками русских ювелиров
Дорогие изделия предназначались для великокняжеского и царского круга, церковной знати или убранства дворцов, церквей, поэтому ювелиры-умельцы использовали соответствующий особый материал — золото, серебро, драгоценные камни. В царских мастерских изготавливалась не только дорогая посуда, кубки, братины и другие изделия для проведения торжественных церемониалов, но и украшения к парадному и «повседневному одеянию» царя, его семьи и свиты, которые были необходимы им по статусу.
Одним из основных декоративных дополнений одежды того времени были пуговицы, которые имели самые разнообразные, а порой просто удивительные формы и размеры. Одни — крупные, величиной с куриное яйцо, с рельефными узорами — для широких, тяжелых шуб. Другие — маленькие, не больше горошины, в форме шарика или желудя пришивали на кафтаны, зипуны, телогреи, а также иную мужскую и женскую одежду. Есть пуговицы из золота, серебра в форме шарика или полушария, шишки, бутона, миндального ореха, груши. В зависимости от внешнего сходства и техники изготовления пуговицы в
" …Скоро де Запава наряжается, надевала шубу соболиную -
Цена то шубе три тысячи, а пуговки в семь тысячей …«.
Широкое использование пуговиц в средневековом бытовом обиходе подтверждает факт увлечения людей этими необходимыми элементами костюма, которые одновременно выполняли функцию богатого украшения. Поэтому их бережно хранили и перешивали с одной одежды на другую, передавали, как самое ценное, по наследству. Следует отметить, что пуговицы из собрания музея-заповедника отражают многообразие форм и затейливость орнаментов, характерных для ювелирных изделий
Пуговицы хотя и были чрезвычайно затейливыми, тем не менее, средневековые женщины не ограничивались ими в качестве украшения. Более распространенным и все-таки, пожалуй, самым излюбленным капризом у россиянок в
Совершенно другой вид имели крупные серьги-"голубцы", которые по форме напоминали одну или двух птиц, обращенных друг к другу спинками. Они украшались сканым орнаментом с ложной зернью, бусинами, альмандинами, стеклами. В орнаменте великолепных серег-"голубцов" просматривается изобразительное содержание — мотив птицы, который почти теряется в завитках орнамента. Камень, помещенный в центре, сохранял целостность общего силуэта. Очевидно, в XVI веке мотивы птиц, цветов имели определенную связь с их магическим смысловым использованием еще в древнерусских украшениях. Позже, в XVII веке, это значение меняется, изображения приобретают декоративный характер. Так, в крупных серьгах-"голубцах" мотив птицы представляет основной фрагмент ювелирного изделия. Они, как и подобного типа драгоценные украшения (пуговицы, серьги-"двойчатки«, «тройчатки»), поражающие изяществом и красотой, занимают особое место в коллекции «Александровской Слободы», являясь гордостью музейного собрания.
Столетие спустя, в первой четверти XVIII века в развитии ювелирного дела стала проявляться некоторая, вполне понятная, сдержанность. Это был период грандиозных петровских реформ. Россия испытывала сильнейшее влияние со стороны европейцев на традиционный жизненный уклад. Менялись привычки, вкусы и пристрастия. Но все же русские мастера, создавая свои произведения искусства, старались сохранить национальную самобытность, использовали традиционные приемы и формы.
В собрании музея-заповедника имеется весьма интересное и единственное ювелирное украшение западноевропейской работы, датированное XVIII веком, — превосходная серебряная булавка для галстука. Ее головка украшена мелкой бирюзой и гранатами, а под прозрачным выпуклым стеклом просматривается вазон.
Булавки в тот период времени изготавливались с головками разнообразных форм, декорировались медальонами и камеями. Классический пример тому — головка серебряной булавки в виде ажурной цветочной розетки с двумя подвесками из хрусталя, в открытой оправе. Сделанное в России в XVIII веке это ювелирное украшение отличается изяществом и легкостью.
Выполненные с большим художественным вкусом и тонким знанием специальных технических приемов подобные булавки использовались при закалывании узлов мужских галстуков. Изготовленные из золота, серебра, богато украшенные драгоценными камнями и жемчугом, элементами декора они предназначались, конечно, для высшей знати. Но были в обиходе и недорогие серебряные булавки с поделочными камнями, а также латунные и медные со стеклянными головками — ювелирные пристрастия поскромнее, которые могли себе позволить менее состоятельные франты восемнадцатого века…
Коллекция ювелирных украшений из собрания музея-заповедника «Александровская Слобода» невелика, но очень разнообразна и охватывает довольно значительный период времени:
Лариса Сидорова, Светлана Смирнова,
сотрудники музея-заповедника «Александровская Слобода».