“Скандал будет обязательно”, - так прокомментировал участник внешнеэкономической деятельности посленовогодние таможенные тарифы. Сам он был обескуражен последними таможенными декларациями, от которых веет трупным запахом в экономическом смысле слова.
По законодательству Республики Казахстан за месяц до изменений в таможенной сфере все они публикуются в официальной прессе, а потом вводятся. В случае с началом функционирования Таможенного союза Казахстана, России и Беларуси ничего такого не было. Может быть в какой-нибудь газете “Вечерний Уштобе” информация и промелькнула, но никакого цивилизованного оповещения бизнес-сообщества точно не произошло.
Тишина из таможенных кабинетов понятна. В противном случае, люди просто смели бы все товары по целому списку позиций. Впрочем, по автомобилям такое уже произошло – все СВХ (склады временного хранения) были освобождены от них еще перед Новым годом. Предчувствие людей не обмануло. Когда таможенная тарификация сравнима со стоимостью автомобиля (по набору параметров: год выпуска, страна происхождения, объем двигателя и т. д.), то есть смысл поторопиться. Вне зависимости от того, нужен ли вам автомобиль в данный конкретный момент.
Таможенники на все вопросы держателей интереса по ВЭД разводили руками и пожимали плечами, отвечая что ничего не знают и работает специальная комиссия. В комиссии, кстати, никаких бизнесменов не наблюдалось – сплошь чиновники. В итоге, душераздирающие цены, где по ряду позиций рост составил 2, 4 и 10 раз. Например, по ювелирным изделиям из золота рост составил четыре раза. Близкий показатель по металлической посуде. Для сравнения, в России о нововведениях пресса сообщила в ноябре прошлого года.
С одной стороны, государство решило залезть в карман налогоплательщиков для решения своих финансовых проблем. Ведь от роста таможенных сборов поступления в казну вырастут. С другой стороны, Казахстан лишился своих активов во внешнеэкономической деятельности, которые были наработаны за годы независимости. Может быть сейчас идет только “установочный период” в функционировании Таможенного союза, но пока видны лишь “зады”, то есть самые худшие таможенные варианты.
Все это мощный удар по малому и среднему бизнесу. В России, в связи с последним кризисом, средний слой был поражен основательно и до конца, теперь пришла очередь Казахстана. Катастрофически поредеют ряды участников внешнеторговых сделок. Свою порцию урона получат таможенный и экспедиторский бизнесы. В каком-то смысле сбывается идея Болата Жамишева, министра финансов РК. В одном из интервью он жаловался, что в Алматы таможенных брокеров больше, чем в Москве. При этом, как-то опустил тот момент, что в Алматы все вопросы с грузом можно решить за 2-3 дня, а в Москве этого не сделаешь и за 10 за большие деньги. Теперь еще и “челноки” перестанут привозить дешевый товар.
Где-то через неделю, казахстанское бизнес-сообщество оценит новую тарифную сетку в полном объеме и последует массовый стон. Пассивы от нового проекта уже очевидны, а будут ли активы – надо узнавать у специалистов.
Аксели Галлен-Каллела, Месть Еукахайнена. 1897