ХХ ВЕК: ИЗГОЙ и ТРИУМФАТОР. ИМПЕРАТИВЫ

Раздел: Общество
14 января 2010 г.

ХХ ВЕК: ИЗГОЙ и ТРИУМФАТОР. ИМПЕРАТИВЫ. Ювелирные Известия - J-izvestia.ru

Конечно же, автор не берется охватить в одной статье те грандиозные перемены – в мироощущении, эстетике, стилистике – постигнувшие, причем неоднократно на всем его протяжении, двадцатый век.

Да это и не нужно. Существует огромное количество статей, монографий, энциклопедического материала, посвященного столь богатому на события веку.

Однако думается, несколько авторских, сугубо личных замечаний в адрес каждого из стилей или направлений, оставивших яркий отпечаток в истории изобразительного искусства и просто истории ХХ века, могут помочь немного сориентироваться в этом пестром многообразии.

Итак, что делает для нас искусство ХХ столетия бесценным – так это ярко выраженный субъективизм, приоритет личностного начала.

Хотя…вовсе не снижая художественную ценность авангарда, можно заметить, что он стал своего рода детской болезнью, которой нужно переболеть один раз; актом высвобождения для приобретшего за тысячелетнюю историю косный панцирь «классического» искусства.

И, совершив этот акт, люди смогли свободно воспринимать классику, почувствовали к ней вкус и аппетит.

В веке девятнадцатом художники максимально близко подошли к фотографическому отображению действительности. Говоря «фотографическому», мы имеем в виду отграниченное от посторонних помех, будь то атмосферные явления или настроение живописца, пространство. К слову, последняя из «помех», настроение живописца, станет фактором, определившим лицо искусства ХХ столетия.

Если до ХХ века героями произведений искусства выступали природа, женщина, святой etc., то в веке двадцатом, даже живописуя природу, художник изображает свой внутренний мир.

Контекст в ХХ веке становится главным действующим лицом. Постановлено: лицо может быть розовым лишь в безвоздушном пространстве – в каковом в действительности оно не бывает. И мы видим в ХХ столетии человеческую кожу какого угодно цвета – зеленого, фиолетового, желтого – но уже никогда старого доброго персикового.

И если Вазари в своих «Жизнеописаниях» в статье, посвященной Джотто, об отношениях художника и природы в похвальном тоне замечает, что те «всегда стремятся воспроизвести ее и ей подражать», то ныне цель художника – максимально удалиться от действительности.

ХХ ВЕК: ИЗГОЙ и ТРИУМФАТОР. ИМПЕРАТИВЫ. Ювелирные Известия - J-izvestia.ru

А пока…искусство импрессионизма знаменует собой переходный период, дублирующий во многом искусство фотографии.

Импрессионистам удается очистить человеческое восприятие от многовекового культурного опыта, целью которого служили приукрашение и возвышение. Таким образом, на их долю выпала почетная роль статистов, но!! – статистов вдохновенных и высокопрофессиональных.

Этому непритязательному субъекту – стогу сена – Клод Моне посвятил целые серии полотен.

ХХ ВЕК: ИЗГОЙ и ТРИУМФАТОР. ИМПЕРАТИВЫ. Ювелирные Известия - J-izvestia.ru

В ХХ веке на картины смотришь, как в истории болезни, а живопись становится не только – а в дальнейшем и не столько – творческим, сколько интеллектуальным занятием.

Начало же явлению, давшему жизнь целой эпохе, положили попытки Сезанна увидеть мир «без какого бы то ни было вмешательства упорядочивающего ума или неупорядоченных эмоций».

В этом общепризнанном шедевре Фрэнсиса Бэкона плоть занимает почти всю плоскость холста. И хотя работа имеет вид портрета, ее едва ли можно повесить даже в лавке мясника.

Кстати, не напоминает ли вам данная картина нечто уже когда-то виденное? Ну конечно же, она содержит несомненную аллюзию на знаменитый «Скат» Шардена.

ХХ ВЕК: ИЗГОЙ и ТРИУМФАТОР. ИМПЕРАТИВЫ. Ювелирные Известия - J-izvestia.ru

Но, хоть и покалеченная, реалистическая живопись, представленная именами, к примеру, Эдварда Хоппера и Лусьена Фройда, выживает в этом поединке, сосредоточившись на психологической стороне дела и отказавшись от заведомо проигрышных поисков правдоподобия.

 

ХХ ВЕК: ИЗГОЙ и ТРИУМФАТОР. ИМПЕРАТИВЫ. Ювелирные Известия - J-izvestia.ru

Если искусство предыдущих тысячелетий стремилось ухватить, зафиксировать, «прикнопить» моменты времени (e.g. «Дискобол» Мирона), то в ХХ столетии четвертое измерение, доселе забытое и попираемое, подомнет под себя три предыдущих.

И если до того божественное было символом покоя, то теперь божественное равно свободе – а свобода обретается в движении.

ХХ ВЕК: ИЗГОЙ и ТРИУМФАТОР. ИМПЕРАТИВЫ. Ювелирные Известия - J-izvestia.ru

Конечно же, не последнюю роль в «продвижении» живописи сыграло изобретение кинематографа. Теперь недостаточно поймать мгновение, надо передать изменения, жизнь времени.

Время становится основным героем именно у футуристов: не велосипедист, старательно крутящий педали, а свист ветра в спицах колеса и шелест вспарываемого воздуха.

Основы, определившие облик искусства XX столетия – e.g. упрощение объемов – воспринимавшиеся современниками как революционные, в действительности есть лишь закономерная реакция на возросшие скорости. Как афинский Акрополь был размещен с тем, чтобы открывать по мере продвижения новые перспективы, так и современное искусство чутко реагирует на течение времени, которое теперь не струится подобно песку, а бежит вприпрыжку.

Начинается же отражение движения с Уильяма Тернера, избирательного в выборе состояний природы. Приводит эта избирательность к тому, что современный художник не отражает, а моделирует жизнь, а неразрешимый дуализм Возрождения «человек-природа» трансформируется в «человек-подсознание».

Однако, обретя немыслимые доселе способности – как то: летать, получив в свое распоряжение всевозможные технические приспособления и поставив на службу человеку научные открытия, люди вместе с тем осознают хрупкость, и именно рядом с мощными и безжалостными механизмами, собственной жизни.

И созданные впоследствии «картины смерти» (Todesbildern) Энди Уорхола, неоднократно заявлявшего, что он видит в современных художниках не гениальных творцов гениальных произведений, а лишь отражающее внешние влияния техническое средство, еще раз подтверждают это.

По меткому замечанию Андре Жида, «быстрее всего устаревает то, что поначалу казалось наиболее современным». И мания оригинальности авангардизма в конечном счете приведет к унифицированности, парадоксальной банальности средств. «Лихорадка» авангардизма, охватившая все виды искусства, продлится вплоть до начала 70-х годов XX века, когда уставшее от рафинированного геометризма общество в поисках культурной идентификации обратит свой взор на столетия назад.

Но это будет уже совсем другая история, а именно ироничное переосмысление постмодернизма.

Светлана Леончук

[ leon-chuk.w-r.ru ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->