Знакомьтесь - миниатюра на эмали (сувенирная продукция ОАО «Русские самоцветы» )

Раздел: Ювелиры и компании
12 ноября 2009 г.

Рус­ская ми­ни­а­тю­ра на эма­ли (и­ли фи­нифть) – од­на из наи­бо­лее ин­те­рес­ных и яр­ких ви­дов ми­ни­а­тюр­ной жи­во­пи­си. По­явив­шись в Рос­сии на ру­бе­же XVII и XVIII ве­ков, она по­лу­чи­ла ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние. Ми­ни­а­тю­ра на эма­ли слож­на и тру­до­ем­ка в ис­пол­не­нии, тре­бу­ет остро­го гла­за, вер­ной ру­ки, без­упреч­но­го вла­де­ния сек­ре­та­ми об­жи­га. Ее без­услов­ны­ми пре­иму­ще­ства­ми яв­ля­ют­ся яр­ко­сть, звон­ко­сть, дол­го­веч­ность про­из­ве­де­ний, про­зрач­ность кра­сок, не под­вер­жен­ных вли­я­ни­ям све­та, воз­ду­ха, вре­ме­ни, со­хра­ня­ю­щих дол­гие го­ды свой пер­во­на­чаль­ный блеск и све­же­сть. Уже в пер­вой чет­вер­ти XVIII ве­ка она ста­ла пред­ме­том кол­лек­ци­о­ни­ро­ва­ния, и од­но из са­мых боль­ших со­бра­ний – со­бра­ние Зим­не­го двор­ца, ве­ду­щее свое на­ча­ло со вре­мен Пет­ра I, счаст­ли­во со­хра­ни­лось до на­ших дней в Го­су­дар­ствен­ном Эр­ми­та­же.

Пре­жде все­го нуж­но упо­мя­нуть о при­клад­ном на­зна­че­нии этих ма­лень­ких про­из­ве­де­ний ис­кус­ства. В пер­вой по­ло­ви­не XVII ве­ка рус­ские эма­лье­ры ста­ли при­ме­нять де­ко­ра­тив­ную рос­пись эма­ле­вы­ми крас­ка­ми по эма­ле­во­му фо­ну не­по­сред­ствен­но на пред­ме­тах при­клад­но­го ис­кус­ства. Ми­ни­а­тюр­ные изоб­ра­же­ния, глав­ным об­ра­зом ре­ли­ги­оз­ные ком­по­зи­ции, укра­ша­ли цер­ков­ную утварь – по­ти­ры, ча­ши, па­на­гии, окла­ды икон и книг. В XVIII ве­ке та­кие изоб­ра­же­ния ста­ли при­ме­нять­ся для укра­ше­ния пред­ме­тов свет­ско­го и бы­то­во­го на­зна­че­ния – куб­ков, кру­жек, лар­цов, пресс-па­пье, да­же сер­ви­зов и ваз и, ко­неч­но, юве­лир­ных из­де­лий – ча­сов, та­ба­ке­рок, брас­ле­тов, ко­лец, яв­ля­ясь под­час чуть ли не глав­ным укра­ше­ни­ем туа­ле­тов дам и ка­ва­ле­ров. Встав­лен­ные в изящ­ные рам­ки (ме­да­льо­ны) в ка­че­стве укра­ше­ний при­клад­но­го ис­кус­ства они мог­ли пе­ре­став­лять­ся с од­но­го пред­ме­та на дру­гой по же­ла­нию за­каз­чи­ка, но вме­сте с тем мог­ли су­ще­ство­вать и от­дель­но, ни­чем не от­ли­ча­ясь от стан­ко­вой ми­ни­а­тю­ры.

При­двор­ный юве­лир Карл Фа­бер­же ис­поль­зо­вал в сво­их из­де­ли­ях и ми­ни­а­тю­ру на эма­ли. Пас­халь­ные яй­ца 1914 го­да, укра­шен­ные изящ­ны­ми ми­ни­а­тю­ра­ми по про­зрач­ной эма­ли. Порт­ре­ты ца­ря и его близ­ких вен­ча­ли порт­си­га­ры, та­ба­кер­ки. Ми­ни­а­тю­ры в та­ких ве­щах как ков­ши, шка­тул­ки пи­са­лись с под­лин­ни­ков ма­сте­ров то­го вре­ме­ни: Вас­не­цо­ва и Ку­сто­ди­е­ва.

В 1989 го­да на ба­зе НИИ­ю­ве­лир­про­ма бы­ла сфор­ми­ро­ва­на груп­па ху­дож­ни­ков по эма­ли, ко­то­рая со­зда­ет су­ве­нир­ную, кол­лек­ци­он­ную про­дук­цию ОАО «Рус­ские са­мо­цве­ты» в луч­ших тра­ди­ци­ях рус­ских ма­сте­ров. Ши­рок диа­па­зон те­ма­ти­ки ми­ни­а­тюр на эма­ли: порт­ре­ты цар­ской фа­ми­лии, пи­са­те­лей, по­этов, на­ших со­вре­мен­ни­ков, ре­ли­ги­оз­ные ком­по­зи­ции, пей­за­жи, ви­ды Санкт-Пе­тер­бур­га и его при­го­ро­дов, вос­про­из­ве­де­ния кар­тин круп­ней­ших рус­ских и ев­ро­пей­ских ма­сте­ров ки­сти, та­ких как Руб­лев, Вас­не­цов, Бру­ни, Уша­ков, Бо­ро­ви­ков­ский, Ки­прен­ский, Рей­терн, Са­дов­ни­ков, Ре­пин, Гойя, Климт, Ра­фа­э­ль, Ват­то, Бу­ше, Энгр и т.д.

Из­де­лия, со­здан­ные ху­дож­ни­ка­ми по эма­ли, не раз от­ме­ча­лись и за­во­е­вы­ва­ли при­зо­вые ме­ста на вы­став­ках как в на­шей стра­не, так и за ру­бе­жом и поль­зу­ют­ся по­сто­ян­ным спро­сом взыс­ка­тель­ных по­ку­па­те­лей.

[ Ювелирные Известия ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->