Здесь учат блеску мастерства

Раздел: Общество
26 ноября 2009 г.

Здесь учат блеску мастерства. Ювелирные Известия - J-izvestia.ru

 

Вчера школе огранки алмазов при московском колледже предпринимательства № 11 исполнилось 40 лет. По этому поводу довольно строгое учебное заведение впервые открыло свои двери для посторонних. Чтобы узнать, кто и как превращает бесформенные алмазы в драгоценные бриллианты, в кузнице кадров российской ювелирной отрасли побывал корреспондент " Газеты " .

По закону 75% добытых в России алмазов должны быть огранены на территории страны. Этим занимаются специалисты-огранщики, которых и готовят в школе. Сейчас здесь учатся 175 студентов, которые приходят сюда после 9-го и 11-го классов. Главный профессиональный критерий — хорошее зрение.

"Это штучная профессия, хотя на всю Россию ребят не хватает", — говорит замдиректора по учебно-производственной работе Алексей Тымчиков. Именно поэтому потенциальные работодатели сами приходят учить ребят.

"В рамках национального проекта "Образование" в 2007 году мы заключили соглашение с крупной индийской компанией, — рассказал Тымчиков. — Сейчас они предоставляют нам станки, инструменты и преподавателей. Но главное — алмазное сырье".

Дело в том, что учиться работать с алмазом можно только на нем самом: слишком уникальны его свойства. В итоге ребята учатся, а компания получает ограненные ими камни. Вот она, реализованная мечта ректоров и чиновников Минобразования о привлечении работодателей в вузы — оказывается, здесь уже давно исполняется. Алмаз превращается в бриллиант в среднем за неделю. Выпускник школы становится специалистом за три года.

Но путь они проходят в общем один и тот же.

Сначала камень попадает к будущему сортировщику разметчику, который смотрит, что из него может получиться. Современные ювелиры используют для этого высокие технологии. Лазерный сканер делает цифровую копию алмаза, с которой позже работают преподаватели и студенты.

В комнате, заставленной компьютерами, слабо пахнет благовониями, как в магазинчике этнических безделушек. На стене висит панно со слоноголовым богом Ганешей, популярным у длинноволосых любителей восточной экзотики. Здесь рядом с ним сидит серьезный смуглый человек с вертикальной полоской красной краски на лбу; рядом — ученик колледжа. Их работа похожа на компьютерную игру: на экране монитора надо смоделировать будущие бриллианты. Разметчик выбирает самые разные формы, стараясь добиться минимальной потери сырья. Хотя здесь все не так просто: маленький камень может стоить гораздо больше крупного, но с изначальным дефектом. По словам ребят, всему этому можно научиться только на практике.

После этого камень попадает к распиловщику и обдирщику; один наносит разметку, а другой вырезает на драгоценной заготовке линию окружности будущего бриллианта.

Потом — к самому главному участнику процесса — огранщику. "Это ключевая специальность, ее должны на хорошем уровне освоить все студенты, вне зависимости от выбранной профессии, — говорит Тымчиков. — Ведь в конечном итоге больше всего камень зависит от огранки".

Окна классов огранки выходят на серую промзону и бесконечный ряд ржавых крыш гаражей — именно в такой обстановке появляются сверкающие бриллианты. В каждом классе — несколько камер для наблюдения за студентами. Переход с этажа на этаж — с проверкой документов охраной и специальными шлюзами тамбурами.

Работу над камнем завершает оценщик. Впрочем, если получившийся из алмаза бриллиант его не устраивает, он возвращает его обратно.

Интересуюсь, много ли в итоге получается брака. Оказывается, инструменты портятся гораздо чаще. " Алмаз все-таки твердый материал, — говорит замдиректора. — Бывает, камень получается в итоге меньше запланированного, но совсем кривым и косым он не будет: преподаватели подправят " .

[ pda.gzt.ru ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->