Архив. 1999 г. Борьба с дешевым золотом

Раздел: Власть
08 ноября 2009 г.

Журнал "Эксперт, 10-05-1999 г.

Отечественные ювелиры считают своим главным врагом теневой оборот. На самом деле их проблема - высокая себестоимость.

"Противодействие незаконному обороту ювелирных изделий" - так назывался "круглый стол", прошедший недавно в ТПП. Его организаторы рассчитывали привлечь внимание государства к трудностям, которые испытывают легальные производители отечественной "ювелирки" из-за наплыва дешевых "левых" украшений.

Российский потребительский рынок уже давно стал своеобразной выставкой достижений теневиков. Нелегально произведенный алкоголь, контрабандные сигареты, поддельные джинсы, пиратские кассеты - отличить их от оригинальных порой позволяют лишь цена и место продажи. Не признает резерваций лишь теневой рынок ювелирной продукции: "левое" и легально произведенное золото могут мирно располагаться рядом на прилавке одного ювелирного магазина.

Как правило, "левые" золотые изделия сделаны действительно из золота, и их теневое происхождение связано исключительно с экономией на налогах. В цене легально произведенного в россии ювелирного изделия налоги занимают не менее 40%. Есть два пути ухода от такой накрутки - нелегальное производство в россии и контрабанда. Причем у нелегального золота есть вполне законная возможность попасть на прилавки ювелирных магазинов. Все очень просто. Владелец обращается в пробирную палату, которая клеймит представленные ей изделия. Палата обязана клеймить любое ювелирное изделие в случае его соответствия заявленной пробе. А вопросы по поводу происхождения - это уже юрисдикция ГТК или МВД.

На процедуре клеймения теневик может потерять 2-3% стоимости своей продукции. Но даже при небольшой цене этой процедуры на российских прилавках с завидным постоянством встречается золото без клейм или с фальшивыми клеймами. Только за один 1998 год пробирная палата отловила в розничной продаже 16600 неклейменых ювелирных изделий и 3500 изделий с фальшивыми клеймами.

Стоит заметить, что до кризиса теневой оборот ювелирных изделий был не самой большой головной болью представителей отечественной "ювелирки". На рынке с емкостью не менее 1 млрд долларов было достаточно места для всех. К тому же у российских производителей была возможность держать явно завышенные цены на свои изделия. Например, стоимость работы в цене изделий массового ассортимента составляла 3-5 долларов на грамм золота, в то время как за границей она не превышает 1 доллара.

После кризиса все изменилось. Хотя объективных данных об объемах снижения спроса пока нет, производители уже отмечают переориентацию потребителей на более дешевые изделия. Скажем, в последнее время возник интерес покупателей к золоту 375-й пробы. Тот факт, что цена стала решающим фактором при выборе, говорит о том, что российский ювелирный рынок вступил в фазу выраженной ценовой конкуренции. Однако сами ювелиры к этой борьбе еще не готовы. Стоит производителю пойти хотя бы на незначительное снижение отпускной цены, его действия будут восприняты коллегами по цеху как демпинг. Между тем причины снижения цен тривиальны -- либо используемое в изделии золото было приобретено до кризиса, либо производитель сознательно уменьшил цену работы в себестоимости.

Поскольку для сознательной работы с себестоимостью отрасль еще не созрела психологически, проблема теневого ювелирного оборота может стать хорошим поводом для отечественных ювелиров обратиться за государственной поддержкой. Надо заметить, что представители государства и отраслевики с трудом находили на "круглом столе" общий язык, поскольку у каждой стороны есть свое представление о государственной поддержке. Так, вице-спикер Госдумы Сергей Бабурин ратовал за повышение импортных пошлин на ювелирные изделия и обещал всемерно поддерживать эту меру в Госдуме. А ювелиры пытались говорить о необходимости либерализации экспорта русских украшений, на которые все-таки есть спрос на западе.

Впрочем, участникам "круглого стола" удалось достичь взаимопонимания насчет налогообложения "ювелирки". Производители настаивают на отмене акциза, который из-за отсутствия сверхприбылей утратил всякий экономический смысл и к тому же не играет существенной роли для бюджета. По словам заместителя руководителя департамента косвенных налогов МНС Ольги Самолетовой, акциз на ювелирные изделия составляет около 1% всех акцизных сборов в бюджет. Необходимость отказа от ювелирного акциза продиктована и введением налога с продаж. Позитивная роль этого налога состоит в том, что его будут платить и теневики, и легальные производители. Однако для последних налог с продаж без снижения или отмены акциза означает увеличение налоговой нагрузки еще на 5%. Очевидно, что здесь законопослушным ювелирам вполне уместно апеллировать к государству, однако одними налоговыми мерами теневиков потеснить не удастся.

Как ни крути, отечественным ювелирам придется снижать себестоимость и осваивать современный дизайн. Чем скорее они начнут это делать, тем больше у них шансов обогнать теневых конкурентов. Нельзя же до бесконечности эксплуатировать любовь россиян к красному золоту "советского" дизайна!

Кстати, отраден тот факт, что проблемой конкуренции с теневиками озадачилось оптовое звено: организатор "круглого стола" в ТПП - объединение участников рынка украшений "Аурум", в котором немало серьезных ювелирных оптовиков. Как известно, лучше всего производителя воспитывает оптовик. В послевоенные годы именно активность оптовиков на западных рынках заставила производителей делать именно то, что было необходимо рынку. Позже это явление назвали торговой революцией.

[ Ювелирные Известия ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->