Производство драгоценных камней и ювелирных изделий в Армении

Раздел: Рынки
06 сентября 2009 г.

Производство драгоценных камней и ювелирных изделий в АрменииПроизводство ювелирных изделий и драгоценных камней является одним из древнейших и широко распространенных ремесел, которое занимает свое достойное место в богатой сокровищнице декоративно-прикладных искусств. В Армении основы развития этой отрасли были заложены еще с древних времен. Издревле армянскими профессиональными ювелирами были созданы такие произведения искусств, которые достойны высокой оценки и до сих пор не потеряли свою актуальность. Эти сформировавшиеся традиции, выявленные ювелирные секреты и мастерство передавались из поколения в поколение в течениe многих лет, обеспечивая экономический рост и становясь залогом развития производства драгоценных камней и ювелирных изделий в Армении.

История

Непрерывное развитие отрасли драгоценных камней и ювелирных изделий сохранилось и было поставлено на эффективную основу в годы, когда Армения входила в состав СССР. Постепенно на замену старых методов по производству ювелирных изделий пришли и стали применяться новейшие технологии. Так, в 1951г. был основан Ереванский ювелирный завод, который уже в 1980-х имел 1300 рабочих мест и ежегодно поставлял на советский рынок 6000 кг ювелирной продукции.  Учитывая сформировавшиеся традиции в области бриллиантового дела, в 1973г. в городе Нор-Ачин в составе производственного объединения “Сапфир” был открыт цех по переработке бриллиантов. Последний в дальнейшем стал одним из семи крупнейших заводов по переработке бриллиантов, действующих на территории СССР, годовая производительность которого в 1986г. составила 50 млн. рублей.

После распада СССР продолжающееся развитие отрасли ювелирных изделий и драгоценных камней не остановилось. С провозглашением независимости Республики Армения и переходом к свободной рыночной экономике, государство постепенно утратило имеющуюся монопольную роль в отрасли. Ювелирное дело и обработка драгоценных камней превратились в одну из быстро развивающихся отраслей экономики Армении, подготовив почву для иностранных инвестиций. Фактор наличия культуры производства драгоценных камней и ювелирных изделий, а также сформировавшейся системы традиций, во время приватизации предприятий в этой сфере дал возможность конкурентного превосходства по отношению к другим государствам. Так, в результате приватизации предприятий в этой сфере в Республику вошли израильские /L.L.D. DIAMONDS, TASHE/, бельгийская /ROSY BLUE/, швейцарские /ATELIER FUER FEINE JUWELEN, FRANCK MULLER/ известные фирмы, которые имеют весомую международную репутацию в области ювелирного дела. Для обеспечения экономического роста в ювелирной сфере важное значение имело улучшение моделей и дизайна изделий в результате совместной деятельности с иностранными компаниями, что является главнейшим элементом потенциала экспорта в ювелирном деле. Этому способствует организация ежегодных выставок в Армении, а также участие на международных выставках.

Динамика развития отрасли

Началом развития отрасли в настоящее время можно считать 1998г., когда произведенная армянскими предприятиями продукция удвоилась и составила 48,0 млн. долларов США, тогда как в 1997г. она составляла всего 23.8 млн. долларов. Динамика развития отрасли в последующие годы составляла: 1999г. – 89.0 млн. долларов, 2000г. – 108.1 млн. долларов, 2001г. – 99.6 млн. долларов, 2002г. - более 200.0 млн. долларов, 2003г. - более 250 млн. долларов, 2004г. – 224 млн. долларов, причем практически вся продукция экспортировалась. В это же время число реально действующих предприятий выросло с 5-ти до 50-ти, а число рабочих мест - от 1300 до 5000. Среди факторов, благодаря которым обусловлен стремительный рост в отрасли, нужно выделить приватизацию отраслевых организаций, либерализацию отрасли, организацию сотрудничества с иностранными инвесторами, относительно дешевую, но качественную рабочую силу, выгодное налоговое поле и т. д. На сегодняшний день РА ежегодно экспортирует на мировой рынок ювелирных изделий и драгоценных камней на сумму около 250 млн. долларов США, находясь в первой десятке среди стран, занимающихся обработкой бриллиантов.

Программа сертификации Кимберлийского процесса

В области обеспечения стабильного развития ювелирного дела большое значение сыграл факт присоединения РА к программе сертификации Кимберлийского процесса. Тем самым Армения заявила о своей готовности осуществлять торговлю алмазами только со странами, которые являются членами Кимберлийского процесса, цель которого - предотвращение нелегального оборота конфликтных алмазов. Осуществлению этого процесса направлено постановление ООН N_56/263, принятое 13-го марта 2002г. Как участник Кимберлийского процесса Армения с 1-го января 2002г. осуществляет торговлю алмазного сырья только со странами-членами Кимберлийского процесса. Следовательно, любой груз алмазного сырья, независимо от того, ввозится он в страну или вывозится, должен сопровождаться Кимберлийским сертификатом, предоставленным экспортирующей страной.

Задачи и перспективы

Для дальнейшего развития отрасли важную роль сыграет утвержденная правительством РА “Среднесрочная программа по развитию в 2005-2007гг. отрасли драгоценных камней и ювелирных изделий”, основной целью которой является обеспечение непрерывности прогресса отрасли, достигнутого за последние годы. Осуществление мероприятий, предусмотренных программой, даст возможность увеличить произведство продукции до 500 млн. долларов США /400 млн. долларов – отрасль драгоценных камней, 100 млн. долларов – отрасль ювелирных изделий/, увеличить занятость в отрасли до 10.000 человек, со среднемесячной зарплатой в 200 долларов США /отрасль драгоценных камней – около 6000 человек, отрасль ювелирных изделий – около 4000 человек/.

Сегодня структурная система, регулирующая оборот алмазов и бриллиантов в Армении, не может удовлетворить нынешний уровень развития отрасли. Для этого необходимо внедрение успешного международного опыта, исследованием которого занимался отдел по производству драгоценных камней и ювелирных изделий Министерства торговли и экономического развития РА. В результате этих исследований выяснилось, что в Армении необходимо осуществить ряд законодательных и организационно-структурных мероприятий. Наиболее продуктивным решением этой проблемы является введение новой организационно-структурной системы, с учетом местных особенностей, которая эффективно функционирует в Израиле, Бельгии, Индии и т. д.

С организационной точки зрения в ближайшее время необходимо создать специализированную структуру, направленную на координацию отрасли и тесную международную интеграцию, целью которой будет осуществление принципа “единого центра”. Она предполагает составление предложений по осуществлению государственной политики в сфере производства драгоценных камней и ювелирных изделий; урегулирование проблем, связанных с развитием, модернизацией, экспортом и импортом продукции, менеджментом; оказание поддержки в вопросах практической деятельности по внедрению новейшего оборудования и технологий; организацию различных акций и поощрительных мероприятий; предоставление консалтинговой помощи; разработку законов этики мастера ювелирных дел; установление соответствующих законов поведения и деятельности; урегулирование взаимоотношений между частным сектором и государством. В вопросе урегулирования оборота алмазов и бриллиантов важное место занимает создание инфраструктур с деятельным участием вышеуказанной структуры.

Главными направлениями создания таких инфраструктур должны быть:

  1. Учреждение оптового центра для сырья и продукции.
  2. Учреждение гемологических лабораторий.
  3. Учреждение финансовых и страховых компаний.
  4. Введение новых направлений транспорта и связи.

Благодаря вышперечисленным мероприятиям, станет возможным улучшить сегодняшнюю картину оборота алмазов и бриллиантов в РА и приблизить ее к международным стандартам. Таким образом, предоставится возможность привести торговлю алмазами и бриллиантами в более цивилизованную форму, сделать более прозрачными финансовые сделки, ускорить оборот алмазов и бриллиантов, а также повысить безопасность перевозок.

Законодательство

  1. Закон Республики Армения от 30.05.2001г. “О лицензировании”, ЗР – 193, (изменен Законом Республики Армения от 25.05.2005г. “О внесении изменения в закон Республики Армения “О лицензировании”, ЗР – 127,)
  2. Закон Республики Армения от 27.12.1997г. “О государственной пошлине”, ЗР – 186, (изменен Законом Республики Армения от 25.05.2005г. “О внесении изменения в Закон Республики Армения “О государственной пошлине”, ЗР – 128,)
  3. Постановление правительства Республики Армения N239-Н от 27.03.2001г. “Об утверждении порядка установления минимального количества ожидаемого результата после обработки товаров, ввозимых под режимом “Временный ввоз для обработки” и порядка установления минимального количества ожидаемого результата после переработки товаров, ввозимых под режимом “Временный ввоз для обработки” и порядка установления минимального количества ожидаемого результата после переработки товаров, вывозимых под режимом “Временный вывоз для обработки”.
  4. Постановление правительства Республики Армения от 19.12.2002г. N2081-Н “О присоединении Праветельства Республики Армения к Кимберлийскому Процессу”.
  5. Постановление Правительства Республики Армения от 23.04.2003г. N505-Н, “О мероприятиях, которые обуславливают исполнение постоновления Правительства Республики Армения N2081-Н”, (изменено Постановлением Правительства Республики Армения N212-Н от 10.02.2005г.)
  6. Постановление Правительства Республики Армения от 18.12.2003г. N1794-Н “Об утверждении среднесрочной программы по развитию в 2005-2007гг. отрасли драгоценных камней и ювелирных изделий”, (изменено Постановлением Правительства Республики Армения N801-Н от 09.06.2005г.)
  7. Постановление Правительства Республики Армения от 25.07.2001г. N669-Н “О перечне драгоценных и полудрагоценных камней, которые при реализации освобождаются от уплаты НДС”.
  8. Соглашение между Правительством Республики Армения и Правительством Российской Федерации о поставках в Республику Армения в 2002-2006 годах необработанных природных алмазов”, Москва, 05.04.2002г.

[ mineconomy.am ]

  • 08 декабря 2009 г.:

    Хотелось бы знать все новости

  • Полезное

    Полезное

     

    Архив новостей

    2025 год

    январь февраль март апрель
    май июнь июль август
    сентябрь октябрь ноябрь декабрь

    Нас читают

    Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

    -->