Збойков В.А.: Нет программы развития отрасли – значит, нет системы ее регулирования

Раздел: Ювелирное радио
06 июля 2009 г.

Запись

Обсуждение "Стратегии развития ювелирой отрасли" как базы для развития отрасли, Збойков В.А.

Фотографии

-- фотографии к выступлению нет --

С вступлением в силу ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», а это 1998 год, ювелирная отрасль получила некий исходный фундамент правовой базы. Закон этот за годы оброс сотнями Указов и Постановлений, иных нормативных документов, в целом названных в УК РФ «установленными правилами». Но иметь только правовую базу регулирования отрасли, не имея при этом сформулированных целей и задач развития отрасли – значит, обречь развитие отраслевой правовой базы на формирование под воздействием случайных и вовсе не полезных для всей отрасли факторов. Попросту – обречь жизнь отрасли на лоббирование со стороны отдельных участников рынка.

Нет программы развития отрасли – значит, нет системы ее регулирования. Я уж не говорю о государственной поддержке отрасли, хотя бы во время кризиса. Какой должен быть вектор поддержки, если вовсе не ясно, куда отрасли нужно плыть?

Стратегия развития ювелирной промышленности – это программа действий государства, отраслевого бизнеса и его общественных организаций. Программа повышения конкурентоспособности отечественной ювелирной отрасли, программа достижения импортозамещения и выхода на экспортную ориентацию. Это программа борьбы с незаконным оборотом в отрасли.

Каков должен быть основной вектор Стратегии? Это создание таких экономических условий для отрасли, когда выгоднее станет не ввозить чью-то готовую ювелирную продукцию, а производить свою. Производить ювелирную продукцию в России должно быть выгоднее для бизнеса, чем завозить ее по импорту, причем даже контрабандно.

Стратегия должна создать систему в управлении отраслью. Систему реформирования отраслевого законодательства. Систему взаимоотношения бизнеса и власти в ювелирной сфере. Стратегия должна поставить цели и задачи в вопросе регулирования ювелирного рынка и определить пути их достижения как для законотворческих субъектов, так для исполнительных и правоохранительных государственных органов, имеющих отношение к ювелирной отрасли.

В отрасли есть вопросы, решение которых невозможно отдать стихии рынка. Этому мешает и естественная противоположность добывающего и обрабатывающего секторов экономики, и также естественная конкурентная борьба участников рынка. Есть различия в ведении бизнесом хозяйственных дел, и не всегда бизнес сам может найти общий знаменатель с помощью рыночных отношений. Есть такие вопросы, решать которые в интересах государства, в интересах потребителя, да и в интересах развития самого бизнеса в целом должно государство, и в плановом порядке. Любой бизнес по природе своей рвется к все большей прибыли, и чтобы обществу от этого не было вреда, государство должно разумно вмешиваться в рынок. Но именно для разумности вмешательства и нужно четко понимать, что нужно регулировать государству, и зачем. А что можно полностью отдать на откуп рынку.

Государство должно взять на себя поддержку развития тех полезных для отрасли проектов, которые не возьмет на себя чей-то отдельно взятый частный бизнес. Как это делается в Китае и других зарубежных странах.

Не следует также впадать в иллюзию, что все вопросы отрасли смогут решить саморегулируемые организации. Да, они могут быть эффективны, но с опорой на государственные институты. Ведь законы издает государство! Поэтому оптимальным органом самоуправления непростой ювелирной отраслью выглядит тесный союз между саморегулируемой общественной организацией и государственными институтами. Своего рода государственно-частное партнерство на отраслевом уровне. Но такое партнерство тем более должно опираться на совместно подготовленную и совместно принятую программу – Стратегию развития промышленности и отрасли в целом.

Еще раз повторюсь: Стратегия должна оптимальным образом сочетать интересы трех сторон – государства, потребителя и бизнеса. И эта Стратегия должна быть принята, утверждена и бизнесом, и властью.

Совершенно не важно, кто изначально разработает такой документ. Что-то уже написанное можно быстрее обсуждать, чем изобретать с «чистого листа». Но важно, чтобы в обсуждении этого документа и его доведении до ума, приняли как можно больше участников рынка.

И еще. Стратегия – это инструмент контроля как за властью, так и за бизнесом. Если, например, выходит некое постановление, противоречащее духу и векторам Стратегии развития отрасли, то вполне резонно взять участникам рынка Стратегию на вооружение, и указать государственному органу на уход «в сторону» от намеченных целей. То же самое и в отношение лоббистских усилий со стороны бизнеса. Т.е. Стратегия развития отрасли здесь может выступать в роли некого арбитра.

Наконец, Стратегия должна стать своеобразным справочником для государственных чиновников. Например, обсуждаются ввозные пошлины на ювелирные камни. Открывает чиновник Стратегию, и видит: поступило платежей от организаций ювелирной промышленности, всего в 2004 году - 1488,1 млн. руб. (по данным Росстата), а поступлений от ввозных таможенных пошлин по природным алмазам и бриллиантам  (по позиции 7102) – всего 2,6 млн. руб. (данные ФТС). Т.е. всего лишь 0,17% от  всех сборов с ювелирной отрасли. О каких выпадающих доходах бюджета тут можно говорить? Все предельно ясно: пошлины нужно смело обнулять. А пока нет утвержденной Стратегии, пока нет у чиновника такой «настольной книги», приходится оспаривать смехотворные «выпадающие доходы». И таких горестных примеров можно привести немало.

Вот для чего мы разрабатывали Стратегию. Спасибо за внимание.

[ Ювелирные Известия ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->