Шедевры «принца ювелиров» засверкают в витринах банков

Раздел: Бренды
13 апреля 2009 г.

Ан­ти­квар­ная кол­лек­ция ита­льян­ско­го юве­лир­но­го до­ма Буч­чел­ла­ти (Buccellati) в про­шлом го­ду по­бы­ва­ла в Успен­ской звон­ни­це Мос­ков­ско­го Крем­ля, а в Швей­ца­рию при­е­ха­ла впер­вые. Вы­став­ка, ор­га­ни­зо­ван­ная Бан­ком Ита­льян­ской Швей­ца­рии (BSI), про­хо­дит в рам­ках про­ек­та «Аль­бом BSI»: ше­дев­ры Буч­чел­ла­ти укра­сят вит­ри­ны фи­ли­а­лов бан­ка в Бел­лин­зо­не, Кьяс­со, Ло­кар­но, Лу­га­но, Же­не­ве, Цю­ри­хе и Сан-Мо­ри­це.

«Аль­бо­мы» BSI - те­ма­ти­че­ские вы­став­ки с кра­си­во ил­лю­стри­ро­ван­ны­ми ка­та­ло­га­ми, сю­же­ты ко­то­рых рас­пре­де­ле­ны по трем ка­те­го­ри­ям: «куль­ту­ра и ис­то­ри­че­ское на­сле­дие» (на­при­мер, ар­хео­ло­ги­че­ские на­ход­ки), «пу­те­ше­ствия и ин­тел­лек­ту­аль­ные аван­тю­ры» (эт­но­ло­гия и ци­ви­ли­за­ция), «со­кро­ви­ща из част­ных кол­лек­ций» (ча­сы, укра­ше­ния). К по­след­ней ка­те­го­рии от­но­сит­ся и вы­став­ка юве­лир­ных из­де­лий Буч­чел­ла­ти с по­э­ти­че­ским на­зва­ни­ем «Зо­ло­тые удо­воль­ствия, дра­го­цен­но­сти во вку­се веч­но­сти».

Веч­ность – то, ра­ди че­го тру­дят­ся вот уже не­сколь­ко ве­ков ма­сте­ра Буч­чел­ла­ти, воз­рож­дая в сво­ей ра­бо­те тра­ди­ции и со­вер­шен­ную кра­со­ту юве­лир­но­го ис­кус­ства Ре­нес­сан­са. Точ­нее - ве­ру в со­вер­шен­ную кра­со­ту и воз­мож­ность во­пло­тить ее в ис­кус­стве, в том чис­ле юве­лир­ном, со­глас­но фи­ло­со­фии эпо­хи Воз­рож­де­ния. Ведь Буч­чел­ла­ти вдох­нов­ля­ют не толь­ко эс­те­ти­ка и тех­ни­ка ма­сте­ров Ре­нес­сан­са, но, са­мое глав­ное, - об­раз их мыш­ле­ния.

В­се на­ча­лось в се­ре­ди­не XVIII ве­ка, ко­гда Ко­нра­до Буч­чел­ла­ти от­крыл не­боль­шую ла­воч­ку-­ма­стер­скую на ули­це Юве­ли­ров в Ми­ла­не. В ла­воч­ке, по­ми­мо ан­ти­квар­ных со­кро­вищ, бы­ли вы­став­ле­ны на про­да­жу ра­бо­ты са­мо­го ма­сте­ра, ко­то­рые, впро­чем, не­воз­мож­но бы­ло от­ли­чить от ста­рин­ных дра­го­цен­но­стей. Буч­чел­ла­ти до­стиг сво­ей це­ли: вос­со­здал изыс­кан­ный стиль ита­льян­ско­го Ре­нес­сан­са и ба­рок­ко в Ми­ла­не эпо­хи стро­го­го клас­си­циз­ма.

Вто­рое «Воз­рож­де­ние Буч­чел­ла­ти» юве­лир­ное ис­кус­ство пе­ре­жи­ва­ет в на­ча­ле XX ве­ка. Ес­ли Ко­нра­до Буч­чел­ла­ти бо­рол­ся про­тив ка­но­нов и чет­ких форм клас­си­циз­ма, то его на­след­ник Ма­рио встал на за­щи­ту изя­ще­ства и рос­ко­ши в эпо­ху аван­гар­да и фу­ту­риз­ма. В ма­стер­ской Beltrami & Besnati ра­бо­та­ли по ста­рин­ной тех­ни­ке, вруч­ную, и со­зда­ва­ли укра­ше­ния, до­стой­ные со­кро­вищ­ниц ко­ро­лев­ских дво­ров. Не по­то­му ли имен­но от ко­ро­лев­ских до­мов и ев­ро­пей­ской ари­сто­кра­тии и по­сту­па­ли за­ка­зы?

При этом юве­лир­ные из­де­лия Буч­чел­ла­ти нель­зя на­звать ни пом­пез­ны­ми, ни вы­чур­ны­ми. Буч­чел­ла­ти – ге­ний чи­стой кра­со­ты, и его про­из­ве­де­ния - со­че­та­ние утон­чен­но­го эс­те­тиз­ма и вир­ту­оз­но­го ма­стер­ства. Стиль Буч­чел­ла­ти мож­но бы­ло бы срав­нить со «сла­дост­ным сти­лем» по­э­зии Ре­нес­сан­са: за­мыс­ло­ва­тый, но без из­лиш­не­го ма­нье­риз­ма, изящ­ный, но без при­тор­но­сти.

Не­слу­чай­но са­мым боль­шим по­клон­ни­ком Буч­чел­ла­ти был по­эт Га­б­ри­э­ле д'Ан­нун­цио, меч­тав­ший о вто­ром ве­ли­ком «Воз­рож­де­нии» Ита­лии - в тра­ди­ци­ях ан­тич­но­го Ри­ма, или, по мень­шей ме­ре, в тра­ди­ци­ях Воз­рож­де­ния XIV – XV ве­ков.

Д’Ан­нун­цио, фи­гу­ра не­обы­чай­но по­пу­ляр­ная в Ита­лии на­ча­ла ве­ка, на­звал Буч­чел­ла­ти «прин­цем юве­ли­ров» и, в бук­валь­ном смыс­ле сло­ва, со­здал ма­сте­ру «и­мя».

Но глав­ная за­слу­га д'Ан­нун­цио в том, что он вдох­но­вил Буч­чел­ла­ти на сме­лые идеи, по­мог юве­ли­ру най­ти свой соб­ствен­ный, не­по­вто­ри­мый стиль и об­ре­сти без­гра­нич­ную сво­бо­ду твор­че­ства.

Д­ля сво­е­го дру­га д'Ан­нун­цио Буч­чел­ла­ти из­го­то­вит укра­ше­ния из чис­ла са­мые за­ме­ча­тель­ных сво­их про­из­ве­де­ний, слов­но во­пло­тив в них экс­цен­трич­ные фан­та­зии по­эта.

Эти из­де­лия и дру­гие ше­дев­ры ма­сте­ра, со­здан­ные в 1920-х – 1960-х го­дах, мож­но бу­дет уви­деть на вы­став­ке BSI: все­го бо­лее 170 об­раз­цов вы­со­ко­го юве­лир­но­го ис­кус­ства тон­кой руч­ной ра­бо­ты - от ажур­ных, слов­но кру­жев­ных, се­рег и ко­лье, до ори­ги­наль­но укра­шен­ных ко­лец и бро­шек, вклю­чая ан­ти­квар­ные пуд­ре­ни­цы и де­ко­ра­тив­ные пред­ме­ты ин­те­рье­ра.

Дело Ма­рио Буч­чел­ла­ти про­дол­жи­ли его сы­но­вья, со­хра­нив и фа­миль­ные, и юве­лир­ные тра­ди­ции се­мьи. Не из­ме­ни­ли они и не­по­вто­ри­мо­му «сти­лю Буч­чел­ла­ти», про­воз­гла­шен­но­му сто лет на­зад д'Ан­нун­цио.

Как и в ла­воч­ке Ко­нра­до или в рим­ском бу­ти­ке Ма­рио, все из­де­лия, со­зда­ва­е­мые се­го­дня Буч­чел­ла­ти - про­из­ве­де­ния руч­ной ра­бо­ты и вы­со­ко­го ис­кус­ства. Не­слу­чай­но вы­став­ка в Крем­ле на­зы­ва­лась "Буч­чел­ла­ти. Искус­ство вне вре­ме­ни". Пе­ре­фра­зи­руя из­вест­ный фильм Бер­нар­до Бер­то­луч­чи, тво­ре­ния Буч­чел­ла­ти – не усколь­за­ю­щая, а веч­но воз­рож­да­е­мая кра­со­та.

[ Ювелирные Известия ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->