Директору института Законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации ХАБРИЕВОЙ Т.Я.

Раздел: Гильдия Ювелиров России
31 января 2008 г.

ВР-08/3 от 31.01.08

Директору института Законодательства и сравнительного  правоведения при Правительстве Российской Федерации
ХАБРИЕВОЙ Т.Я.

 «О проблемах переработки отходов  ювелирного производства»

УВАЖАЕМАЯ ТАЛИЯ ЯРУЛЛОВНА!

Ювелирные предприятия, приобретающие драгоценные металлы в порядке, установленном Российским законодательством, в соответствии с пунктом 6 статьи 2 Федерального Закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», являются собственниками драгоценных металлов и осуществляют свое право собственности в соответствии с Гражданским Кодексом РФ и Федеральным законом «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».

При использовании драгоценных металлов в производстве ювелирных и других бытовых изделий могут образовываться технологические отходы.

Статья 22 «Использование и обращение драгоценных металлов и драгоценных камней, их лома и отходов» вышеназванного Федерального Закона  разрешает организациям обработку (переработку) лома и отходов для вторичного использования («собранные лом и отходы подлежат обязательному учету и могут обрабатываться для вторичного использования или реализовываться организациям для дальнейшего производства и аффинажа»). Таким образом, собственник, как следует из п. 4 статьи 22 закона, может либо использовать отходы драгоценных металлов для вторичного использования, либо реализовать другим организациям для дальнейшего производства и аффинажа.

Порядок переработки отходов ювелирного производства их собственниками          для дальнейшего использования в производстве ювелирных изделий определяет пункт 3.3., утвержденной Минфином России и зарегистрированной Минюстом  «Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении» от 29.08.2001 г. № 68н,  предусматривающей возможность переработки отходов на давальческой основе, изготовление полуфабрикатов и их возврат в производство  («Организации могут повторно использовать обратимые отходы в технологических процессах для производства продукции или передавать на давальческой основе организациям, осуществляющим производство драгоценных металлов для изготовления полуфабрикатов (без аффинажа), отвечающих требованиям нормативно-технической документации и предназначенных для дальнейшего производства из них изделий их собственниками»). Минфин России в соответствии с подпунктом 2) пункта 5 Постановления Правительства РФ от 7 апреля 2004 года № 185 имеет право разрабатывать и утверждать нормативно-правовые акты в области добычи, производства, переработки и обращения драгоценных металлов.

Пробирная палата России, осуществляя в соответствии с п.10 ст.13 Федерального Закона  «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» периодический государственный контроль за производством, переработкой, использованием, хранением и учетом в организациях, производящих ювелирные изделия и специализированных фирмах, перерабатывающих отходы ювелирного производства, не указывала на какие-либо нарушения действующего законодательства по данному вопросу.

В настоящее время органами МВД России возбужден ряд уголовных дел в отношении предприятий-производителей ювелирных изделий, которые на протяжении ряда лет перерабатывали отходы собственного ювелирного производства с привлечением специализированных фирм  и использовали их для дальнейшего производства ювелирных изделий без сдачи на аффинаж.  Предприятия обвиняются в нарушении требования статьи 20 «Распоряжение добытыми и произведенными драгоценными металлами» вышеупомянутого Федерального Закона («Добытые и произведенные драгоценные металлы….. после необходимой переработки должны поступать на аффинаж в организации, утвержденные Правительством Российской Федерации»).

 Ювелирные предприятия не занимаются добычей и производством драгоценных металлов, а используют их для изготовления ювелирных изделий. Отходы ювелирного производства являются неотъемлемой составной материальной частью технологического процесса и не могут быть от него искусственно отчуждены, если это не предусмотрено регламентом самого процесса. Практически все современные металлургические процессы ориентированы на безотходное производство, в котором образовавшиеся отходы снова вовлекаются в переработку (Экспертное заключение члена-корреспондента Российской Академии Наук Карпова Ю.А.).

Руководствуясь тем, что  Минфин России, в соответствии с Постановлением Правительства РФ  от 7 апреля 2004 г. № 185, является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной промышленной политики при переработке драгоценных металлов, Ассоциация «Гильдия ювелиров России» обратилась в Минфин России с запросом: могут  ли предприятия использовать отходы собственного ювелирного производства, в дальнейшем производстве ювелирных изделий,  без обязательного аффинажа.

Минфин России письмом от 5 декабря 2007 года за № 11-13-04/1295 ответил, что формулировки ст. 20 и 22 Федерального Закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» оставляют возможность их неоднозначного толкования. Одна статья декларирует нормы обязательного аффинажа, другая позволяет использовать лом и отходы в производстве, минуя стадию аффинажа. В связи с этим Минфин России разработал проект Федерального Закона, который направлен на устранение этого противоречия.

Следует отметить, что Федеральный Закон вступил в силу десять лет назад. В настоящее время аффинажные заводы приватизированы. Отправляя технологические отходы на аффинаж, ювелирное предприятие должно оплатить стоимость транспортировки отходов туда и обратно, их аффинажа, значительно увеличить длительность технологического цикла и в конечном счете себестоимость своей продукции. Обременение одного хозяйствующего субъекта, (ювелирного предприятия) в пользу другого хозяйствующего субъекта ( аффинажного предприятия) противоречит принципам рыночной экономики.

Ассоциация «Гильдия ювелиров России»  просит   Вас, уважаемая Талия Ярулловна, дать заключение:

- имели ли право предприятия при использовании технологических отходов драгоценных металлов руководствоваться пунктом 4 статьи 22 Федерального Закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» и Инструкцией Минфина России № 68н;

- правомерно ли в случае неоднозначного толкования статей 20 и 22 Федерального Закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» предъявлять претензии ювелирным предприятиям в уклонении от обязательной сдачи собственных технологических отходов на аффинаж.

Ассоциация «Гильдия ювелиров России» гарантирует оплату услуг, связанных с подготовкой заключения.

Приложение:

-копия письма Минфина России

 № 11-13-04/1225 от 05.12.2007 г. на 3 листах.

 -копия письма Зам.директора института, члена-                

 корреспондента Российской академии наук Карпова Ю.А. на 2 листах

Уважаемая Талия Ярулловна!

Вопрос чрезвычайно важен для успешной работы ювелирных предприятий России, так как затрагивает интересы большинства производителей ювелирных изделий. Ювелирная отрасль в последние годы интенсивно развивается, при этом доля импортной продукции на российском рынке, к сожалению, значительно увеличивается. Обязательная сдача технологических отходов на аффинаж нанесет ущерб ювелирным предприятиям и снизит их конкурентоспособность по сравнению с импортной продукцией.

                    

С уважением,

Генеральный директор
Ассоциации                                                               В.Б. РАДАШЕВИЧ

[ jewellerynews.ru ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->