“Круглый стол” 11 октября 2007 года – ИТАР-ТАСС. Либерализация рынка драгоценных металлов и драгоценных камней в связи с присоединением России к ВТО

Раздел: Общество
12 октября 2007 г.

“Круглый стол" 11 октября 2007 года – ИТАР-ТАСС

Комитет ТПП РФ по драгоценным металлам и драгоценным камням и оргкомитет Десятой международной деловой конференции “Российский рынок драгоценных металлов и драгоценных камней: состояние и перспективы" (РДМК 2007) провели 11 октября в ИТАР-ТАСС “круглый стол" по теме: “Либерализация рынка драгоценных металлов и драгоценных камней в связи с присоединением России к ВТО". Приглашены ключевые участники рынка, эксперты, представители государственных органов, регулирующих рынок, СМИ. Участники “круглого стола" рассмотрели предложения от организаций (предприятий) по необходимым изменениям в правово-нормативную базу отраслевого рынка в русле его дальнейшей либерализации и приведения в соответствие с международными нормами как главного условия конкурентоспособности российских производителей.

К истории вопроса

Такое решение принято в отраслевом Комитете ТПП РФ и оргкомитете РДМК-2007 по результатам дискуссии за “круглым столом", которая проходила 29 января 2007 года в ИТАР-ТАСС, где было занято 33 участника рынка и 52 представителя СМИ, российских и иностранных. Полная запись дискуссии опубликована в журнале “Драгоценные металлы. Драгоценные камни" (№2, 2007) и на отраслевом сайте “Русская ювелирная сеть", обслуживающем более 4000 зарегистрированных участников рынка драгоценностей с более 20 тыс. посещений в месяц. По итогам дискуссии и рекомендациям ее участников в течение первого полугодия и третьего квартала прошли многочисленные публикации в прессе, в том числе передачи по ЦТ.

Отраслевая конференция РДМК-2007 в качестве своего рода отраслевой трибуны для крупного, среднего и малого бизнеса алмазно-бриллиантовой и золотоплатиновой отрасли России выбрана не случайно. Вопросы либерализации российского рынка драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных, технических, медицинских и других изделий, а также соединений и сплавов из них и связанных с ними услуг находятся в центре внимания конференции уже десятый год. Об этом магистральном направлении работы деловое сообщество отрасли заявило еще на первой конференции в 1998 году, отметив в Итоговом документе положительно начальные шаги по либерализации рынка, сделанные в результате принятия базового закона “О драгоценных металлах и драгоценных камнях". Но вместе с тем и призвав органы государственного регулирования рынка ускорить свою работу в избранном направлении.

Среди намеченных РДМК-98 на перспективу в этой ранее секретной отрасли задач либерализации рыночных отношений выделялось, прежде всего, упразднение рудиментов административно-командной экономики – государственных ограничений, мешающих развитию прозрачности российского рынка драгоценных товаров и услуг, отмене запретов на экспорт, снижению налогов и таможенных пошлин и т.д. Чтобы государство более не препятствовало свободной конкуренции, диверсификации производства и продаж, чтобы поощрялся малый бизнес, заполняющий рыночные ниши, словом, чтобы рынок стал более свободным для производителей и потребителей с учетом их общих интересов и интересов государства. Надо признать, что эти задачи остаются актуальными и сегодня.

К сожалению, на практике либерализация рынка затянулась, в том числе по причине внутренних конкурентных противоречий в отрасли. До настоящего времени ключевым производителям драгоценных товаров и услуг в России пока не удалось найти такого согласованного подхода, который предоставлял бы им всем не одинаковые, а равные права не только с иностранными участниками, но и между собой.

В результате разрозненных обращений подотраслей или отдельных корпораций государственные органы нередко принимают директивные решения, которые помогают в работе на мировом рынке одним производителям, но в то же время наносят серьезный экономический ущерб другим. Убытки несут все – и производители, и потребители, и, естественно, государство, которое не получает своей доли в виде налогов и пошлин от отечественного производства или от интеллектуальной собственности, когда речь идет о высокотехнологичных, наукоемких услугах.

В целом российский рынок драгоценных товаров и услуг продолжает оставаться одним из самых архаичных в России, сохраняя основы, заложенные в советское время. Этот рынок является практически единственным во внешнеторговой сфере (за исключением экспорта вооружений), где невозможно прямое заключение контрактов между продавцом и потребителем продукции. Сохранение государственной монополии на внешнеторговые операции создает предпосылки настороженного отношения зарубежных потребителей и инвесторов к России из-за непредсказуемости поставок. Причиной этого являются нестыковки в правово-нормативной базе, многочисленные бюрократические преграды,

с которыми связано осуществление внешнеторговых операций.

Анализ публикаций 2007 года в прессе показывает, что, по мнению большинства участников российского рынка драгоценных товаров и услуг, темпы его либерализации могут и должны быть ускорены. Однако для этого необходимо, не теряя времени, подготовить и представить на рассмотрение Правительства достаточно авторитетные, консолидированные предложения, поддержанные крупным, средним и малым бизнесом отрасли, а также индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица. Только в результате такого подхода можно рассчитывать, что в государственных органах, регулирующих рынок в России, наконец, получат непротиворечивую и наиболее полную информацию из первых рук, т.е. непосредственно от всех категорий участников рынка. Данная информация должна помочь государству в принятии решений, которые обеспечат развитие свободного предпринимательства и успешный выход российских производителей на мировой рынок, а также существенное сокращение теневого рынка в стране, связанных с ним финансовых средств и базирующихся на этом коррупции и криминалитета, в том числе международного.

Задачи “круглого стола"

Центральная задача “круглого стола" — сбор и первичная оценка предложений от производителей драгоценных товаров и услуг по необходимым (с их точки зрения) изменениям в правово-нормативную базу рынка в целях дальнейшей экспертизы этих предложений и последующего рассмотрения их на РДМК 2007. Такова практическая задача, решать которую лидерам отрасли придется не механически, а на основе общего подхода к перспективам отраслевого рынка на новом этапе его развития. Поэтому здесь, прежде всего, надо было бы определиться с тем, каким конкретно будет общий подход, которым следует руководствоваться в оценках предложений, – а это уже само по себе является значительно более сложной задачей.

С учетом этого представляется целесообразным сначала в общих чертах обозначить практическую задачу, а затем уже более подробно вернуться к тому единому подходу, который требуется при ее решении. Планировалось (и участники дискуссии за “круглым столом" в ИТАР-ТАСС 11 октября 2007 года поддержали этот план), что после обсуждения предложений оргкомитет РДМК-2007 под председательством В.В.Пискунова осуществляет следующее.

1. Соединяет предложения по либерализации рынка драгоценных товаров и услуг в России от подотраслей, организаций, предприятий и частных лиц в один Сводный документ на предмет экспертизы и последующей подготовки Проекта консолидированных предложений от делового сообщества отрасли.

2. Сводный документ передает на параллельную экспертизу в ТПП РФ, союзы и другие некоммерческие организации, сотрудничающие с производителями в отрасли, а также в заинтересованные министерства и ведомства РФ.

3. Производит экспертизу предложений в Сводном документе силами Экспертного совета РДМК-2007, согласовывает ее результаты с результатами параллельной экспертизы и с учетом этого готовит Проект консолидированных предложений от делового сообщества отрасли.

4. Выносит Проект консолидированных предложений на обсуждение участников РДМК-2007 вместе с обобщающим документом, содержащим условия и маршрут полноправного возвращения российских производителей драгоценных металлов на мировой рынок (своего рода “дорожной карты").

5. Получает от каждого участника РДМК-2007 оценку Проекта консолидированных предложений в письменной форме с замечаниями и своим решением по нему.

6. Формирует окончательный текст консолидированных предложений со всеми замечаниями и передает в отраслевой Комитет ТПП РФ для согласования и доведения его до сведения Правительства и Федерального Собрания России, министерств и ведомств, регулирующих в России рынок драгоценных товаров и услуг.

Намеченная работа – достаточно трудоемкая, ибо она не может ограничиваться лишь вопросами правово-нормативной базы, а должна основываться на понимании новых перспектив отрасли как на внутреннем, так и на мировом рынке. Надо исходить из того, что достойное место в мировой экономике может занять лишь отрасль, которая опирается на прочные позиции в экономике своей страны. Российская алмазно-бриллиантовая и золотоплатиновая отрасль и сегодня имеет немалый ресурс для успешного развития в соответствии с программой экономики свободного предпринимательства, это:

  • компьютерная огранка алмазов и реализация на мировом рынке бриллиантов;
  • производство драгоценных металлов из лома и отходов с применением новых наукоемких технологий;
  • выпуск соответствующих международным стандартам автомобильных катализаторов на платиновой основе;
  • использование уникальных отечественных технологий для переработки давальческого зарубежного сырья и ряд других.
  • На этих направлениях российские предприятия наиболее конкурентоспособны, имеют востребованную перспективу на мировом рынке и пользуются поддержкой многих зарубежных партнеров. И если придерживаться установок, согласованных в 2007 и 2008 годах на саммитах ведущих экономических держав, то условия ВТО ничем особенным не угрожают отрасли. Конечно, если вести цивилизованный бизнес в цивилизованных условиях, т.е. учитывать, что в данном случае это уже не просто бизнес, но и экология, и кадры, и наука, и образование, и культура.

    С этим сейчас на самом деле считаются крупнейшие субъекты национального рынка драгоценных товаров и услуг: они на слуху и в стране и за рубежом, и они, действительно, вполне готовы к встрече с ВТО. Более того, в отрасли сейчас выделяется ряд лидирующих объединений, воспринимающих свой бизнес как социальную силу с определенными интересами и соответственно готовых к консолидированным действиям. К ним в первую очередь надо отнести ассоциацию “Гильдия ювелиров России" с ее концепцией взаимодействия бизнеса и общества, призванной создать российским ювелирам положительную репутацию в обществе, работая на его стабильность. Ювелиры стремятся связать свою деятельность со стратегическими целями бюджетной политики на 2008 год и на среднесрочную перспективу, которые поставлены в Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию. Здесь возможны программы, в рамках которых могли бы объединить усилия участники ювелирного бизнеса, инвестиционные фонды, банки, государственные структуры.

    Недавно проведенный Второй Конгресс ювелиров показал, что они готовы к диалогу в целях поиска новых возможностей государственного регулирования, способствующего новому подъему отрасли и российского общества. Они уже готовы предложить большой общенациональный проект на государственном уровне, привлекательный для всей страны.

    Речь идет о совместном проекте “власть – бизнес – общество", позволяющем эффективно развивать ювелирный бизнес, увеличивать поступление налогов, создавать новые рабочие места, поддерживать науку и образование, наконец, избавиться от ежегодного прироста объема контрабандных и незаконно произведенных ювелирных изделий. По последним оценкам экспертов, только контрабандная продукция удерживает за собой от 30 до 60% объема рынка.

    Ювелиры уже не раз высказывали тревогу по поводу того, что рынок наводняют имитации и подделки, подрывающие имидж российских ювелирных изделий. В порядке противодействия в их предложениях намечено внедрение в России международных стандартов и создание стандартов Ассоциации, предусматривающих сертификацию бриллиантов, формирование стандартов этичного поведения на рынке, выработку критериев соответствия российских ювелирных магазинов и обслуживания покупателей.

    Некоторые предложения ювелиров в области законодательства, интеллектуального и технологического обеспечения, отраслевых стандартов опубликованы и сейчас активно обсуждаются деловым сообществом отрасли. Предусмотрены оснащенность ювелирных предприятий современным производственным и торговым оборудованием, развитие инновационного рынка, обеспечения ювелирных предприятий высокопрофессиональными кадрами. При этом учитывается, что ювелирное производство богато национальными традициями, своими мастерами-ювелирами и авторами-дизайнерами, является носителем великой культуры, и это бесценное достояние следует сохранять, развивать и передавать молодому поколению.

    Амбициозные планы российских ювелиров открывают им реальную возможность стать вполне конкурентоспособными не только на внутреннем, но и на внешнем рынке, о чем свидетельствует динамика их развития. Если в 1999 году они потребляли 17 тонн золота, то сейчас – это уже 50 тонн плюс намерение довести их до 150 тонн. В 1966 году на ювелирном рынке России легальный объем розницы превысил 3,6 млрд. долларов (причем половина пришлась на ювелирные изделия с бриллиантами) и продолжает расти (к сожалению, растет и нелегальный). По данным Ассоциации, российских ювелиров уже насчитывается 170 тыс., а скоро, полагают, будет и 200 тысяч, причем 60% приходится на малый бизнес. А это новые рабочие места, новые поступления в бюджет государства и, главное, новый взгляд на бизнес.

    Свои достижения и, конечно, проблемы имеют Союз золотопромышленников, Союз старателей России, Российский алмазный союз, Ассоциация производителей бриллиантов, Межрегиональное объединение производителей и потребителей драгоценных металлов и другие некоммерческие организации, объединяющие участников рынка драгоценных товаров и услуг по их профессиональным интересам. Сегодня на них на всех работает главная тенденция мирового рынка драгоценных товаров и услуг – возрастание спроса, предложения и потребления на всех его основных сегментах. В этих условиях российские операторы независимо от их доходов одинаково заинтересованы в том, чтобы строить свой бизнес всерьез и надолго, а значит – на прочном правово-нормативном и социальном фундаменте.

    Современная Европейская модель корпоративной социальной ответственности (КСО), которая в настоящее время получает все большее распространение в России, несет в отрасль такой фундамент, ориентируя инициативу бизнеса на три сферы – экономику, занятость и окружающую среду. Конечно, непосредственно бизнес не решает социальных проблем населения, а влияет на них через взаимодействие с гражданским обществом, некоммерческими организациями и государственными учреждениями. Но национальные модели КСО обязательно принимают во внимание традиции и менталитет населения, состояние права, уровень и особенности развития гражданских институтов, что сейчас и присходит при формирования системы КСО в России.

    В нашей стране, как известно, исторически сложилась нестандартная ситуация, и, естественно, она требует нестандартных решений. По оценкам экспертов Международной организации труда, около 25% россиян находятся за чертой бедности, и с этим нельзя не считаться, разрабатывая консолидированные предложения для Правительства. Ключевые участники рынка, говоря о теневом обороте драгоценностей, который существенно деформирует экономику России, не должны упускать из виду, что его поддерживает отсутствие источников к существованию, прежде всего, у людей, живущих за чертой бедности.

    Выход здесь только один: признать реальность реальностью.

    И тогда вслед за ювелирами пригласить на РДМК-2007 “Деловую Россию", чтобы с ее помощью продвинуть малый бизнес, индивидуальное предпринимательство, массовое вольноприносительство и другие формы поддержки населения, которое в Сибири, на Урале, Дальнем Востоке и Крайнем Севере не имеет других источников к существованию. Сегодня связанная с этим новая волна “золотой лихорадки" способна всколыхнуть не только Россию, но многих жителей бывших союзных республик, которые захотят выехать на историческую родину.

    Таковы предварительные соображения к выработке общего подхода, которым могло бы руководствоваться деловое сообщество отрасли в оценках полученных предложений и их консолидации в интересах участников российского рынка драгоценных товаров и услуг в связи с полноправным возвращением России на мировой рынок, в том числе на условиях и ВТО.

    Комитет ТПП РФ по драгоценным металлам и драгоценным камням Оргкомитет РДМК 2007

    [ jnet.ru ]

    Полезное

    Полезное

     

    Архив новостей

    2025 год

    январь февраль март апрель
    май июнь июль август
    сентябрь октябрь ноябрь декабрь

    Нас читают

    Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

    -->