В следующем месяце часы Class One Vivid Blue появятся в магазинах Riviera. А пока с президентом Chaumet ТЬЕРРИ ФРИТЧЕМ встретилась
МАША Ъ-ЦУКАНОВА, чтобы поговорить о связях между ювелирными украшениями и модой, тонкостях ювелирного дела, а также бывшем и будущем бутиках Chaumet в Киеве.
— В прошлом году Chaumet покинул Базельскую часовую выставку
— Нам больше не нужен Базель. Дело в том, что Chaumet развивается — практически во всем мире наши украшения и часы можно купить в бутиках, и, следовательно, число независимых дистрибуторов заметно сокращается. Если быть точным, сегодня 70 процентов наших продаж приходится на монобрэнды и всего 30 процентов — на дистрибуторов. Их всего пара сотен, и почти все находятся во Франции и Японии. Но дело в том, что японцы не ездят в Базель, да и французов там нечасто встретишь. Поэтому мы отказались от Базеля и по той же причине не стали участвовать в Женевском салоне. Вместо этого мы устраиваем две независимые презентации — конечно же, в Париже и Токио. К тому же нам кажется, что провести умиротворяющий уикенд в Париже куда приятнее, чем носиться по базельской ярмарке.
— Вы не находите, что выставки в Базеле и Женеве вписывают новинки часовых и ювелирных марок в карту трендов? И отрываясь от них, марка рискует остаться вне этой карты?
— Я не уверен, что именно выставки составляют картину трендов. Иногда полезно быть в стороне. Особенно это касается сферы luxury. Выставки хороши для компаний с широким производством. Мы же выпускаем редкий товар. Ощущение близости и даже интимности — вот что важно в ювелирном деле. И если уж речь зашла о Женевском салоне, нужно заметить, что Richemont Group (владеющая марками Cartier, Van Cleef & Arpels, Jaeger-leCoultre etc) поступила точно так же, как сейчас поступаем мы. Они создали свою собственную выставку, где показывают практически только свои товары.
— Коль скоро мы заговори
ли о трендах, вам не кажется, что тенденции в ювелирном и fashion-бизнесе все больше переплетаются?
— О да. И это совсем молодое явление, раньше такого не было. В старые времена ювелирным бизнесом занимались знатоки аксессуаров. Сейчас же модой и украшениями занимаются одни люди. Конечно, деление между fashion и jewelry еще достаточно ощутимо. В сфере fashion новые коллекции появляются каждые полгода, а ювелирные новинки пока выходят значительно реже. Но разница сокращается. Раньше драгоценности появлялись всего раз в десять лет, а в наши дни — посмотрите. Еще недавно коллекции haute joaillerie выходили раз в три года, сейчас — раз в два года, и все стараются достичь ежегодных обновлений.
— А не понижает такая скорость выпуска качество и оригинальность украшений?
— Это вопрос организации. Раньше ювелиры работали над гигантскими коллекциями и выпускали все одновременно. Сейчас коллекции стали меньше, например всего 20 украшений, зато гораздо чаще выходят. Вы правы, мода оказывает на нас огромное давление. Хорошо и то, что модные дома, такие как Dior, Chanel и Louis Vuitton, запустили свои ювелирные линии. А свежие имена на этом поле означают обновление стиля и неожиданную рекламу. Должен сказать, что реклама — вообще новость для ювелирного бизнеса. Наш бизнес в пять раз больше часового. Но у часовщиков рынок полностью поделен между брэндами, а у ювелиров большие брэнды занимают всего 10-20 процентов рынка. Большинство драгоценностей безымянны. Но сейчас доля брэндов увеличивается — еще и потому, что модные марки выпускают и активно рекламируют свои ювелирные коллекции. Fashion подталкивает нас.
— Почему Chaumet не развивает линию мужских часов? Ведь ваши единственные мужские часы Dandy очень и очень популярны.
— Мне нравится, что все торопят нас с новыми мужскими часами. Я думаю, у нас на этом поле есть неплохой потенциал. Но дом Chaumet начинался с ювелирных украшений, а если вы ювелирная марка, ваш главный приоритет на часовом рынке — это женские модели. И все же мы думаем расширять мужской ассортимент — начали с выпуска Dandy с разными усложнениями, хотя сама модель появилась всего три года назад.
— Как обстоят дела с женскими часами?
— Мы сосредоточились на своем бестселлере — Class One — и параллельно разрабатываем дорогие ювелирные часы. До сих пор мы концентрировали усилия в основном на продуктах entry level, ведь нужно было открыть многочисленные новые бутики и приучить к ним молодых клиенток, которые со временем стали бы покупать и haute joaillerie. Но сейчас мы уже завоевали нужный уровень доверия, сформировали клиентуру и готовы заняться ювелирными часами.
— Чего стоит ждать от ваших ювелирных коллекций?
— Самая важная на сегодня — это Attrape-Moi. Она вышла совсем недавно, так что о следующей большой коллекции говорить пока рано. Ведь работа над новинкой — это не только дизайн, но и множество технических вопросов. Создание новой коллекции похоже на пинг-понг между бюро дизайна и ювелирной мастерской. Дело в том, что рисунок — двухмерный, а украшение — трехмерное. Часто красивый эскиз превращается в скучнейшее украшение, и ювелиры отправляют его на доработку. Порой эскиз возвращается к дизайнерам из-за того, что материалы не выдерживают предложенной формы. Ко всему прочему, практически все наши дизайнеры молоды и революционны. А ювелиры — зрелые консерваторы. Так что подготовка украшения — это еще и битва поколений. Вот, например, капельки-бриолеты в коллекции Frisson. Сперва мастера сказали, что сделать их невозможно — уж слишком хрупки. И всем пришлось поработать, чтобы они все-таки получились.
— Ходят слухи, что вы планируете открыть монобутик в Киеве. Не опасаетесь, что украинки с их любовью к пышности и нарядности не оценят деликатных украшений Chaumet?
— У нас уже был здесь бутик. В 1912 году он открылся в одной из киевских гостиниц. Сохранились письма отсюда с просьбами срочно выслать побольше товаров — наши драгоценности хорошо покупали. И я думаю, сейчас они тоже придутся киевлянкам по вкусу. Вопрос только в том, когда именно открыть бутик. Хотелось бы, чтобы это случилось уже в следующем году. Когда мы открыли магазин в Москве, многие точно так же не верили, что русские женщины примут наш рафинированный парижский стиль. И что же? Chaumet пользуется в России колоссальным успехом.