Украина: третий лишним не бывает

Раздел: Драгоценные камни
12 марта 2007 г.

Беседовал Сергей ДЕМЕНТЬЕВ

Импортер драгоценных камней, пожелавший остаться инкогнито, рассказал, как за четыре года с $200 заработал $200 тыс.

Как и когда вы начали бизнес на драгоценных камнях?

— Все началось с того, что заведующий кафедрой (я учился на геологическом факультете) сказал, что одному специализированному государственному учреждению нужны неглупые люди… Я проработал в этом учреждении лет шесть, а потом понял, что больше там мне делать нечего. Ощущение ступора в 27-28 лет заставило искать выход из ситуации. Ну, и как-то встретились “два гоблина”, выпили пива, решили, что нужно с чего-то начинать, и начали.

Когда и с чего собственно начали?

— В 2003 году купили на $200 рубинов, изумрудов, сапфиров и гранатов.

У кого?

— У индусов, на которых вышли через интернет. Зайдите на азиатские сайты — найдете там массу предложений.

Кого заинтересовали ваши $200?

— Не удивляйтесь. Нам было опасно заказывать большую партию, а продавец, очевидно, рассчитывал на постепенное увеличение объемов закупок. Индусы вообще лезут на рынок на любых условиях, это их торговый принцип. Посмотрите, что происходит на рынке РФ — там индусы не просто сбили цену на цветные драгоценные камни, они завалили россиян дешевыми ювелирными изделиями. Так что местные производители были вынуждены переориентироваться на премиальный сегмент и доказывать, что могут ставить лучшие камни в лучшие изделия. Думаю, через 2-3 года нечто подобное произойдет и в Украине. У покупателей уже есть чувство ювелирной моды, которого раньше не было, хотя, конечно, не у всех. В нашей стране очень прочны традиции передачи драгоценностей в наследство по женской линии. Камни при этом даже не чистят! Как в анекдоте: “Черный не потому, что негр, а потому, что не мылся”.

В 2003 году вы, наверное, над этим не задумывались.

— Понимание того, что в конце концов придется ориентироваться на торговлю качественными камнями, пришло со временем. Первые партии мы вообще не оценивали. Фактически, продавали то, что получали. Закупочные цены были низкими и качество товара соответствующим. Но сейчас мы работаем не только с индусами, но и с бельгийцами (по бриллиантам), швейцарцами (по качественным цветным камням машинной огранки) и т. д.

Какой была первая выручка?

— В абсолютном выражении не скажу. Наценка составляет от 20% до 250% от таможенной стоимости, а, например, на эксклюзивные и супермодные камни может быть еще выше.

Когда купили первую крупную партию камней?

— Примерно через полгода после того, как начали работать. Мы развивались довольно быстро. Мой партнер знал отрасль с одной стороны — ранее он занимался продажей камней, работая в частной компании, я — с другой… Мы удачно сделали ставку на широкий ассортимент. Сейчас наш склад оценивается приблизительно в $200 тыс., но первые 2-3 года мы реинвестировали около 90% прибыли.

Какие функции третьего учредителя вашей компании?

— Третий партнер пришел чуть позже. Давайте не будем на этом останавливаться.

Вам заранее известно, кому продадите камни?

— Нет, но мы внимательно следим за спросом. Вообще, когда начинали бизнес, клиентов было очень много, а поставщиков цветных камней (мы специализируемся на этом сегменте) всего 5. Сейчас у нас около 20 конкурентов, но рынок Украины, по сравнению с другими странами Европы, еще не раскручен. Намного лучше у нас идут изделия из бриллиантов — это товар относительно быстрой продажи. Но бизнес на бриллиантах — отдельная история, он во многом похож на газовый бизнес.

Есть ли в ваших пассивах камни, которые вы не можете продать больше года?

— Качественные цветные камешки весом более 3 CT мы обычно не спешим продавать — со временем растет их цена. Такие камешки ждут своих клиентов. Если говорить о неликвиде, то он не превышает 10-15% от общего количества камней, но ничего не поделаешь — иногда индусы поставляют не то, чего ожидаешь.

Как решаете подобные проблемы?

— Никак. Отношения с поставщиком не разрываем, просто пишем ему, что он козел.

Не обижается?

— Нет, они, кстати, все так работают. Две партии камней нормальные, третья — так себе, пишешь поставщику письмо — снова две партии нормальные… Такая ментальность, ничего не поделаешь. Можно долго спорить, к какой ценовой категории принадлежит тот или иной камешек, предъявлять претензии, но смысла в этом, по большому счету, нет.

Почему?

— Из Украины очень сложно вывезти драгоценные камни — экспорт подлежит лицензированию и квотированию. У некоторых была практика возврата некачественных камешков, но это отнимает столько времени, что лучше их продать за полцены, чем отвечать на вполне резонные вопросы наших очаровательных налоговиков. Ведь драгоценные камни — это не карандаши, трудно будет объяснить, что ты экспортируешь именно тот камень, который импортировал.

Как продвигаете свой товар?

— В принципе, клиентура уже наработана. Рынок довольно узкий, все друг друга знают. У каждой ювелирной компании свой стиль работы. Одни ювелиры просто заказывают камни, другие приезжают и выбирают, к кому-то приходится ездить самим. Вообще психологию выбора камней украинскими ювелирами трудно понять.

Кто-то покупает наиболее ходовые, по его мнению, камешки, кто-то ориентируется на собственный вкус, кто-то летом берет желтые и зеленые камни, а зимой — красные и фиолетовые. Львовяне, например, предпочитают изумруды, в восточных и центральных областях большим спросом пользуются сапфиры. При этом вопрос качества камней мало кого интересует. Один мой знакомый, например, поехал в Таиланд и купил лот, условно говоря, не за $25, а за $5.

Разработал соответствующую технологию изготовления ювелирных украшений, начал производство, а потом, когда камни закончились, выяснил, что они были некалиброванные и камешки такого диаметра в Украине достать невозможно. Стал вставлять камни побольше, они, соответственно, начали выпадать. Хорошо, что выпадали относительно недорогие гранаты. А если бы бриллианты!.. Потом потребители удивляются, почему их камни так дешево стоят! Хотя есть предприятия, которые изучают спрос и следят за модой.

Как обеспечиваете безопасность при транспортировке камней?

— Этот вопрос актуален для тех, кто занимается бриллиантами.


Госрегулирование

Закон “О государственном регулировании добычи, производства и использования драгоценных металлов и драгоценных камней и контроле операций с ними” классифицирует драгоценные камни следующим образом:

1-й порядок — алмазы, рубины, сапфиры синие, изумруды, александриты;

2-й порядок — демантоиды, эвклазы, империалы, сапфиры розовые и желтые, опалы благородные черные, шпинель благородная;

3-й порядок — аквамарины, бериллы, кордиериты, опалы благородные белые и огненные, танзаниты, топазы розовые, турмалины, хризобериллы, хризолиты, цавориты, цирконы, шпинель;

4-й порядок — адуляры, аксиниты, альмандины, аметисты, гесониты, кварцы дымчатые, кварцы розовые, клиногумиты, хрусталь горный, кунциты, родолиты, сподумены, топазы голубые, винные и бесцветные, фенакиты, фероортоклазы, хризопразы, хромдиопсиды, цитрины и т.д.

Драгоценными камнями органогенного образования являются жемчуг и янтарь в сырье, а полудрагоценными, согласно Закону:

— бирюза, жадеит, лазурит, малахит, молдавит, нефрит, тигровый и кошачий глаз, хаулит, хризокола, цоизит, чароит — 1-й порядок;

— агат, амазонит, гагат, гематит, дерево окаменелое, джеспилит, эгиринит, эпидозит, оникс мраморный, опал, пегматит, пирофилит, родонит, сердолик — 2-й порядок.

Согласно Правилам розничной торговли ювелирными изделиями (правительственное постановление № 460 от 25.03.1999 г.) и Правилам аттестации (постановление № 1396 от 06.09.2000 г.), субъекты хозяйствования обязаны осуществлять торговые операции с драгоценными и полудрагоценными камнями исключительно при наличии документов об их аттестации. Право проводить аттестацию имеет любой участник рынка при условии, что его квалификация подтверждена свидетельством:

— Государственного геммологического центра Украины;

— Государственной пробирной службы;

— профильного среднего специального и высшего учебного учреждения;

— специализированных предприятий.


ЭКСПЕРТиза

Юрий КУРИЛЮК, эксперт-геммолог, бизнесмен

Для лиц, желающих заняться предпринимательской деятельностью в ювелирной сфере, нормы украинского законодательства создают множество проблем. При разработке Закона “О государственном регулировании добычи…” к драгоценным и полудрагоценным камням отнесли почти все материалы, которые можно использовать в производстве не только ювелирных, но и бытовых изделий.

Именно такой перечень можно найти в терминологическом справочнике CIBJO (Международной конфедерации производителей ювелирных изделий из золота, серебра, бриллиантов, драгоценных камней, жемчуга), но ведь его главная задача — приведение к единым стандартам ювелирной терминологии с целью прозрачного и четкого информирования потребителей о продукции. В нашем случае перечень использован с целью ограничения свободного движения камней.

Другими словами, кроме ювелирного дела, закон регулирует добычу и использование природных строительных материалов (например, гранита, в состав которого входит кварц), металлургическую отрасль (тот же гематит является железной рудой) и т. д. На практике стремление государства контролировать обращение почти безграничного количества разновидностей камней, с одной стороны, автоматически ослабляет этот контроль, с другой — дает основания контролерам в любой момент зайти на любое предприятие.

Аттестация камней. Сертифицируя бриллианты, нельзя использовать советские ТУ 25-07.1319-77, поскольку в 2002 году они утратили силу (так же, кстати, как и ТУ на рубины, синие сапфиры, изумруды и т. д.). Вместе с тем новые ТУ, утвержденные ЧП “Центури”, Государственным геммологическим центром Украины и ГП “Винницкий завод “Кристалл”, являются собственностью их разработчиков. Соответственно, использовать эти ТУ (прежде всего на бирке ювелирного изделия) можно лишь после получения соответствующего разрешения. Это приводит к тому, что ювелирные предприятия обычно перекладывают ответственность за аттестацию камней на поставщиков. Те, в свою очередь, если и сертифицируют камни, далеко не всегда могут подтвердить соответствующие заключения.

Учет и хранение. Инструкция по учету драгоценных металлов и камней, утвержденная приказом Минфина № 84 от 06.04.1998 г., предлагает нелогично универсальный подход к учету и хранению бриллиантов, рубинов, изумрудов и, например, сердолика.

Вторичный рынок. Правительственное постановление № 802 обязывает предприятия покупать драгоценные камни исключительно у субъектов хозяйствования, имеющих лицензию на торговлю камнями. То есть простые потребители при отсутствии в стране вторичного рынка ювелирных изделий могут перепродать свои украшения только через ломбарды, комиссионные отделы ювелирных магазинов или на черном рынке.

Финансовые инструменты. В странах с рыночной экономикой драгоценные камни отличаются от просто красивых камешков прежде всего тем, что выполняют функцию полноценного финансового инструмента. Считаю, что драгоценными камнями логично было бы признать только алмазы природного происхождения (массой не менее 1 СT) в сырье, в (не)обработанном виде или изделиях.

Ведь бриллианты являются наиболее популярным и ликвидным камнем, система оценки их качества довольно четкая — существуют общепринятые индикаторы их цены. Цветные же камни не попадают под детализированные должным образом системы оценки качества, цены на них в большинстве стран договорные, а вопросами сертификации таких камней занимаются не столько органы власти, сколько ассоциации производителей.

Что вставляют в ювелирные изделия в Украине*, %

 Что вставляют в ювелирные изделия в Украине

[ kontrakty.com.ua ]

Полезное

Полезное

 
-->