Моспан Владимир Ильич, руководитель Пробирной палаты России
Законом о драгоценных металлах и драгоценных камнях предусмотрено, что в РФ осуществляется федеральный пробирный надзор, и установлена государственная монополия на опробование и клеймение государственным пробирным клеймом ювелирных и иных бытовых изделий из драгоценных металлов.
В исполнение указанного закона Правительство РФ постановлением 643 от 18 июня 1999 г. возложило на Министерство Финансов РФ и на Государственную Пробирную палату осуществление пробирного надзора. В связи с указанными правовыми актами пробирная палата осуществляет опробование, анализ и клеймение государственным пробирным клеймом всех ювелирных и других бытовых изделий, изготовленных из драгоценных металлов, как отечественного производства, так и ввозимых на территорию РФ для продажи; экспертизу оттисков пробирных клейм; контрольные анализы; техническую экспертизу драгоценных металлов и продукции из них, а так же лома и отходов; экспертизу и диагностику драгоценных камней; экспертизу музейных и архивных предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней и контроль за обеспечением их сохранности. Кроме того, в функции пробирной палаты входит периодический государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, хранением и учетом драгоценных металлов и драгоценных камней во всех организациях, осуществляющих операции с драгоценными металлами и камнями, и постоянный контроль за указанной деятельностью в организациях, определенных правительством РФ; контроль за выполнением требований выполнения законодательства РФ о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, финансировании терроризма; специальный учет организаций, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями; государственный контроль за вывозом из РФ, ввозом в РФ драгоценных металлов.
Пробирная палата России образована, как федеральное учреждение при Министерстве Финансов Постановлением Правительства РФ №106 от 2.02.1998 г. Всего же, как государственная система, пробирный надзор в России существует уже 305 лет, основанный указом Петра I от 13 февраля 1700 г.
С целью характеристики развития ювелирной промышленности и ювелирного рынка в России в условиях государственной монополии на опробование и клеймение ювелирных изделий приведем денные о результатах работы Пробирной палаты России в 2004 г. и о динамике за последние 5 лет.
Начиная с 1999 г. сохраняется устойчивая тенденция увеличения объемов производства ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней отечественными производителями. Это находит свое подтверждение в росте опробования и клеймения ювелирных изделий госинспекциями пробирного надзора. В 2004 г. были опробованы и получили государственное клеймо около 27 млн. штук золотых изделий массой 68,5 тонн и 21,4 млн. штук серебряных изделий общей массой 122 т. Много это или мало? Без сомнения отмечу, что эти показатели превышают аналогичные в 1999 г. в 3,7 раза. В среднем за истекшие 5 лет ежегодный рост поступавших на опробование и клеймение ювелирных изделий составил 30,2%. Это означает, что на середину 2005 г. ювелирная промышленность России в условиях государственной монополии на опробование и клеймение ювелирных изделий учетверила свои показатели по сравнению с 1999 г.
Однако даже при условии обязательного предъявления в государственные инспекции пробирного надзора на опробование и клеймение всех изготовленных и ввезенных на продажу ювелирных изделий, госинспекции выявляют значительное количество изделий не соответствующих установленным требованиям. Так, в 2004 г. в результате пробирных операций было выявлено 230 тыс. штук золотых и серебряных изделий, не соответствующих заявленной пробе. Экспертизой выявлено около 13 тыс. штук изделий с фальшивыми оттисками клейм. В результате осуществления в 2004 г. государственного контроля на 1400 торговых предприятиях было снято с продажи около 18 тыс. ювелирных изделий вообще без оттиска государственных пробирных клейм, либо с фальшивыми оттисками. Кроме того, при проверках по вопросам учета и хранения драгоценных металлов было предотвращено хищений материалов, содержащих драгоценные металлы, общей массой 12460 кг. Дополнительно поставлено на учет 205 кг золота, 9 тыс. кг серебра, 67 кг платины, 140 кг металлов платиновой группы, выявлены недостачи и потери 740 кг различных драгметаллов. За счет виновных лиц государству возмещен ущерб на сумму 12 млн. рублей.
Необходимость осуществления под государственным контролем опробования и клеймения изделий из драгоценных металлов диктуется тем обстоятельством, что Россия является крупнейшей добывающей драгоценные металлы и драгоценные камни страной и одновременно производителем изделий. В этом секторе экономики задействованы значительные материальные и человеческие ресурсы. Оборот внутреннего рынка ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней оценивается в 2004 г. в 59 млрд. рублей. В связи с этим следует отметить, что в России распространены серьезные криминальные проявления — хищения драгоценных металлов и драгоценных камней, их незаконный оборот, нелегальное изготовление продукции, в том числе некачественной, контрабанда, подделка пробирных клейм с целью легализации незаконно произведенной и ввезенной продукции.
Негативные проявления на рынке драгоценных металлов и драгоценных камней осложняют деятельность легальных, законопослушных изготовителей и торговцев, нарушают права потребителей. В условиях низкой правовой и общественной дисциплины, неполноценного действия рыночных механизмов никто, кроме государства, не в состоянии сегодня регулировать этот рынок и защищать права его участников.
Отношение государства в разных странах к изделиям из драгоценных металлов разное. В таких странах как Великобритания, Швейцария, Франция, Испания, Португалия, Голландия, Объединенные Арабские Эмираты, Бахрейн, Египет установлен государственный пробирный надзор. Процессы опробования и клеймения осуществляются под государственным контролем. В Германии, Италии обязательное клеймение осуществляет изготовитель ювелирного изделия, либо импортер. В Индии, Пакистане, Индонезии обязательное клеймение не предусмотрено. Даже в Европейском Союзе не выработано до сих пор единого подхода к организации контроля операций с драгоценностями. Форма осуществления пробирного надзора зависит от многих факторов. В то же время нарушения законодательства в указанной сфере имеется и развитых странах.
Одновременно необходимо признать, что российская модель пробирного надзора, сформировавшаяся в условиях жесткого централизма и тотального госконтроля за всеми производствами, в которых используются драгметаллы и драгкамни, не в полной мере соответствуют изменившимся общественным и экономическим отношениям, либеральным тенденциям в развитии рынка драгоценных металлов и драгоценных камней, а, следовательно, подлежат реформированию.
Реформирование должно быть адекватно происходящим изменениям, сохранять здоровый консерватизм, что позволит обеспечить стабильность на рынке, защиту интересов потребителей ювелирных изделий, а так же государства. Эта защита включает в себя и защиту отечественных производителей от внешней экспансии, что весьма актуально в условиях присоединения к ВТО. Суть предлагаемого реформирования — сузить сферу применения государственного контроля в отрасли, в том числе применение государственной монополии на опробование и клеймение ювелирных изделий при обязательном сохранении клеймения ювелирных изделий в России под государственным контролем. Мы предлагаем отменить норму законодательства, которая требует обязательного государственного пробирного клеймения всех ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов отечественного производства. Это необходимо для возможности введения новых норм, предусматривающих добровольное государственное клеймение изделий, предназначенных для экспорта, а так же легковесных ювелирных изделий из серебра. Ввести норму об установлении нижнего предела массы изделий, подлежащих обязательному клеймению государственным клеймом. То есть осуществлять обязательное государственное клеймение серебряных изделий российского производства массой от 2 гр. и выше, может быть и от трех грамм. На изделиях массой до двух граммов обязательно наличие именника изготовителя и указание изготовителем содержания серебра в изделии. Необходимо ввести норму добровольного государственного клеймения изделий, предназначенных для экспорта — это повысит конкурентоспособность российских производителей и позволит им выполнять заказы иностранных фирм на изделия, требования к которым отличаются от российских. Ввести норму о возможности при определенных условиях клеймения российских серебряных изделий пробирным клеймом изготовителя под контролем пробирной палаты.
Что касается государственного контроля за извлечением, использованием и обращением драгоценных металлов и драгоценных камней — предлагается сосредоточить контроль со стороны федерального Пробирного надзора над системообразующими системами рынка, такими как:
Мы считаем, что не подлежит обязательному регламентированию и контролю внутренний порядок использования ценностей предприятием, кроме государственных, выбор технологических режимов и оборудования, за исключением общих правил учета и инвентаризации.
Одновременно с введением новых либеральных норм функционирования рынка и условий деятельности юридических и физических лиц в сфере драгоценных металлов и драгоценных камней следует обеспечить более четкое и строгое применение пенитенциарных норм за нарушение небольшого количества законных ограничений по ключевым позициям в сфере драгоценных металлов и драгоценных камней. На сегодняшний день административный штраф, который мы можем накладывать, составляет от трех до тридцати тысяч рублей. Для примера, в Великобритании такой штраф составляет 5000 фунтов.
Развитие федерального пробирного надзора должно осуществляться на базе обновленного рыночного законодательства. При этом наряду с осуществлением контроля следует поэтапно реализовывать принцип ответственности изготовителей и продавцов за их действия на рынке.
Предлагаемое реформирование позволит при сохранении важнейших элементов государственного регулирования и государственного контроля рынка драгоценных металлов и драгоценных камней отказаться от второстепенных функций, ставших анахронизмом в условиях рыночной экономики. Кроме того, предлагаемые изменения повысят конкурентоспособность российской ювелирной промышленности.
Ювелирные Известия