Открытое письмо Председателю Комитета ГД по экономической политике, предпринимательству и туризму Драганову В.Г.

Раздел: Власть
12 апреля 2005 г.

На круглом столе «Пробирный надзор в РФ: его функции и задачи» , который организован ИАА «Русская Ювелирная Сеть» в марте и продолжается до сих пор, обсуждаются актуальные вопросы, связанные с опробованием и клеймением ювелирных изделий. За это время было 160 выступлений и более 4 тысяч посещений. На вопросы отвечает первый заместитель главы Пробирной палаты Борис Павлович Борисов, а также сотрудники инспекций. Среди зарегистрированных участников форума - и генеральный директор Ассоциации «Гильдия ювелиров России» Валерий Борисович Радашевич.

Вместе с тем, дискуссия о задачах и функциях пробирного надзора вышла на более широкую и важную тему - правовое регулирование ювелирной отрасли.

Ниже мы приводим открытое письмо одного из участников круглого стола к Председателю Комитета ГД по экономической политике, предпринимательству и туризму Драганову В.Г., а также призываем всех, кто заинтересован в обсуждении этих и других вопросов, принять участие в нашем форуме.

Глубокоуважаемый Валерий Гаврилович!

Тема обращения к Вам затрагивает проблему, волнующую всех предпринимателей, занятых в ювелирном бизнесе.

Как показывает статистика, ювелирное производство - одна из самых динамичных отраслей. В 2000 г. пробирные инспекции проклеймили 9,743 млн изделий из золота, за 9 мес. 2004 г. – 19,41 млн. Та же динамика по серебру. Т.е. свое «удвоение» ювелирная отрасль уже сделала.

Благодаря принятию Минфином в 2003 г. простых и понятных правил постановки на специальный учет лиц и организаций, занимающихся оборотом драгметаллов и камней, резко увеличилось количество легальных производителей.

Вместе с тем вся система контроля, осуществляемого пробирными инспекциями, за оборотом драгметаллов в производстве и торговле давно перестала соответствовать реальностям рынка и тормозит его дальнейшее развитие.

Главной государственной функцией Пробирной палаты в советское время был контроль за соблюдением госмонополии во всем, что касалось драгметаллов и драгкамней. И она эту функцию выполняла.

Система государственных пробирных инспекций, существовавшая как инструмент государственного надзора за государственными предприятиями и учреждениями, сейчас, в условиях частной собственности, в том числе и на драгметаллы и драгкамни, стала инструментом необоснованного, ни с экономической, ни с правовой точки зрения, вмешательства в права собственника.

В настоящее время надзор за оборотом драгоценных металлов и драгкамней регулируется «Инструкцией о порядке учёта и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчётности при их производстве, использовании и обращении» (утверждена приказом Минфина от 29.08.2001 года №68н). Детально прописывая собственнику все процедуры, связанные с обращением ДМДК, и устанавливая в связке со ст. 19.14 КоАПП санкции за нарушение этих процедур, данная инструкция устанавливает правила, непонятные, невыполнимые, а потому неприемлемые для большинства участников ювелирного рынка.

Непонятен интерес государства к детальной регламентации процедур хранения, учета, транспортировки, списания, передачи материальных ценностей в процессе производства, поскольку золото, серебро и драгоценные камни не являются ни наркотиками, ни ядами, ни оружием. Ущерб, связанный с недостачей ДМДК, несет только собственник, который и должен устанавливать удобные ему порядки. В условиях мелкого или "очень среднего" производства (а таких производителей большинство) стоимость ценностей в обороте позволяет обходиться простыми и малозатратными процедурами учета.

Указанная инструкция, а также ст. 19.14 КоАПП в приложении к госпредприятиям, госучреждениям и их работникам не вызывает никаких возражений, поскольку созданы в расчете на госпредприятия. К реалиям частного предпринимательства указанные акты не имеют никакого отношения. Для большинства частных предприятий и всех ПБОЮЛ инструкция невыполнима.

Тенденция развития законодательства, регулирующего оборот драгоценных металлов и камней, указывает на растущее общее понимание того факта, что драгоценные металлы и драгоценные камни суть товар (не самый ликвидный), а не одна из основ экономической безопасности и могущества государства, как полагали в советское время. В этой связи существование обширного и наделенного излишними, в условиях частной собственности, функциями, надзорного органа - Государственной пробирной палаты оправдывается лишь инерцией.

Общее мнение таково:

1) основная и главная функция пробирного надзора – это контроль за содержанием драгоценного металла в изделиях и постановка соответствующих клейм. Ювелиры полагают, что наличие пробирных клейм на изделии привычно для потребителя и является конкурентным преимуществом;

2) контроль за учётом и хранением драгоценных металлов, драгоценных камней должен проводить собственник. Если таким собственником является государство, то ГПП вправе осуществлять такой надзор и контроль в государственных организациях.

3) Отставание правового регулирования ювелирной отрасли требует комплексного решения, включающего внесения изменений в соответствующие статьи УК, КоАПП и подзаконные акты, направленных на дальнейшее развитие конкурентного рынка.

В этой связи является целесообразным и полезным проведение в рамках возглавляемого Вами комитета слушаний по правовому регулированию ювелирной отрасли.

[ jewellernet.ru ]

  • 22 мая 2009 г.:

    Полностью согласна с авторами статьи.

  • Полезное

    Полезное

     

    Архив новостей

    2025 год

    январь февраль март апрель
    май июнь июль август
    сентябрь октябрь ноябрь декабрь

    Нас читают

    Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

    -->