Секреты скани - русской ювелирной техники

Раздел: Техника и технология
01 октября 2018 г.

В рус­ском де­ко­ра­тив­ном ис­кус­стве ху­до­же­ствен­ная об­ра­бо­т­ка ме­тал­ла все­г­да за­ни­ма­ла вид­ное ме­сто. Во вре­ме­на Ки­ев­ской Ру­си ма­сте­ра вла­де­ли мно­ги­ми спо­со­ба­ми ху­до­же­ствен­но­го ли­тья, тех­ни­кой скан­но-­э­ма­льер­но­го де­ла, зо­ло­той на­вод­ки, при­е­ма­ми вы­пол­не­ния чер­не­во­го узо­ра. Боль­шо­го рас­цве­та ху­до­же­ствен­ная об­ра­бо­т­ка ме­тал­ла до­сти­г­ла в XIV—XVII вв. Но на­и­бо­лее ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в Рос­сии об­ра­бо­т­ка ме­тал­ла по­лу­чи­ла в кон­це XVIII— на­ча­ле XIX в.

Фи­ли­грань (с­кань — от гре­че­ско­го сло­ва, озна­ча­ю­ще­го су­чить, сви­вать) — один из ин­те­рес­ней­ших и древ­них спо­со­бов из­го­то­в­ле­ния ху­до­же­ствен­ных из­де­лий. Ма­те­ри­а­лом для фи­ли­гран­ных из­де­лий слу­жит ви­тая или гла­д­кая, ино­г­да упло­щен­ная валь­цо­в­кой про­во­ло­ка из ме­ди, се­ре­бра, ре­же зо­ло­та. Из про­во­ло­ки вы­ги­ба­ют­ся от­дель­ные мел­кие де­та­ли узо­ров бу­ду­щих из­де­лий. Эле­мен­ты ска­но­го узо­ра со­е­ди­ня­ют­ся пай­кой. Про­цесс про­из­вод­ства фи­ли­гран­ных ху­до­же­ствен­ных из­де­лий очень тру­до­е­мок. Из мель­чай­ших от­рез­ков ви­той про­во­ло­ки на­би­ра­ют на ме­тал­ли­че­ской пла­стин­ке спе­ци­аль­ны­ми щи­п­чи­ка­ми ри­су­нок и по­сы­па­ют его из­мель­чен­ным в по­ро­шок спла­вом. За­тем из­де­лие на­гре­ва­ют до те­м­пе­ра­ту­ры, не­об­хо­ди­мой для скре­п­ле­ния спла­вом его эле­мен­тов. Скань мо­жет быть ажур­ной или на­кла­д­ной. Ажур­ная фи­ли­грань — са­мо­сто­я­тель­ный спо­соб по­лу­че­ния раз­ли­ч­ных ху­до­же­ствен­ных пред­ме­тов: фрук­то­вых ваз, кон­фет­ниц, са­хар­ниц, под­ста­кан­ни­ков, бро­шей и т. д. По­лу­ча­ют ажур­ную фи­ли­грань спай­кой от­дель­ных эле­мен­тов узо­ра. Ино­г­да от­дель­ным де­та­лям ажур­но­го ска­но­го узо­ра при­да­ет­ся ре­лье­ф­ность пу­тем вы­ко­ло­т­ки. На­кла­д­ная фи­ли­грань — спо­соб от­дел­ки ху­до­же­ствен­ных из­де­лий из ме­тал­ла.

С­кань (от др.-рус. скать — сви­вать), фи­ли­грань — вид юве­ли­р­ной тех­ни­ки: ажур­ный или на­па­ян­ный на ме­тал­ли­че­ский фон узор из тон­кой зо­ло­той, се­реб­ря­ной или мед­ной про­во­ло­ки, гла­д­кой или сви­той в верeвоч­ки. Из­де­лия из ска­ни ча­сто до­пол­ня­ют­ся зер­нью (ма­лень­кие се­реб­ря­ные или зо­ло­тые ша­ри­ки) и эма­лью. Фи­ли­грань — один из тра­ди­ци­он­ных ви­дов ху­до­же­ствен­ной об­ра­бо­т­ки ме­тал­ла. Эта тех­ни­ка, за­ро­див­ша­я­ся в глу­бо­кой древ­но­сти, по­чти не из­ме­ни­лась и в на­сто­я­щее вре­мя. Скру­чен­ный из двух или не­сколь­ких се­реб­ря­ных, зо­ло­тых или мед­ных про­во­ло­чек жгу­тик на­зы­ва­ет­ся ска­нью, или фи­ли­гра­нью.

Гла­д­кая про­во­ло­ка про­тя­ги­ва­ет­ся че­рез ряд от­вер­стий в сталь­ной пла­стин­ке, укре­п­лен­ной в тис­ках или на во­ло­чиль­ном стан­ке. Про­пу­щен­ная че­рез валь­цы про­во­ло­ка ста­но­ви­т­ся плос­кой, в ви­де лен­точ­ки. Пред­ва­ри­тель­ный ри­су­нок вы­пол­ня­ет­ся на бу­ма­ге, по не­му вы­кла­ды­ва­ет­ся и при­кле­и­ва­ет­ся кон­тур бу­ду­ще­го узо­ра. За­тем со­бран­ные та­ким об­ра­зом де­та­ли по­сы­па­ют­ся при­по­ем (из­мель­чен­ным спла­вом се­реб­ра или зо­ло­та с цвет­ны­ми ме­тал­ла­ми) и под дей­стви­ем ог­ня спа­и­ва­ют­ся в ажур­ный узор. В за­ви­си­мо­сти от за­мыс­ла ажур­ный узор мо­жет на­па­и­вать­ся на ме­талл, мо­жет при­об­ре­сти ре­лье­ф­ную фор­му. Скань до­пол­ня­ет­ся зер­нью — мел­ки­ми ме­тал­ли­че­ски­ми ша­ри­ка­ми, ко­то­рые вно­сят пла­сти­че­скую иг­ру, обо­га­ща­ют из­де­лие. Эта тех­ни­ка да­ет бес­ко­неч­но раз­но­об­раз­ные ва­ри­а­ции со­че­та­ния ска­ни с зер­нью, по­стро­е­ния рас­ти­тель­ных и гео­мет­ри­че­ских ор­на­мен­тов, со­е­ди­не­ния с гла­д­ким ме­тал­лом и ка­м­ня­ми.

Исто­ри­я

В Ки­ев­ской Ру­си тех­ни­ка ска­ни ста­ла ис­поль­зо­вать­ся с 9-10 ве­ков. То­г­да ви­тую про­во­ло­ку для про­из­вод­ства ещe не ис­поль­зо­ва­ли, а при­ме­ня­лись зер­ни. Из­де­лия 12-13 ве­ков от­ли­ча­ют­ся вы­со­ким ка­че­ством, в то вре­мя ча­ще ста­ли ис­поль­зо­вать тех­но­ло­гию на­пай­ной, а с 13 ве­ка — ажур­ной и ре­лье­ф­ной ска­ни, в про­из­вод­стве ста­ли ис­поль­зо­вать­ся ка­м­ни. На 15-16 ве­ка при­хо­ди­т­ся рас­цвет мос­ко­в­ской ска­ни. Ис­поль­зо­ва­лись раз­но­об­раз­ные ма­те­ри­а­лы: дра­го­цен­ные ка­м­ни, эмаль, де­ре­во, рез­ная ко­сть.

Са­мы­ми из­ве­ст­ны­ми скан­щи­ка­ми в то вре­мя бы­ли Ам­в­ро­сий и Иван Фо­мин. В 18-19 ве­ках из­де­лия со ска­нью про­из­во­ди­лись во мно­гих ху­до­же­ствен­ных цен­трах Рос­сии. Соз­да­ва­лись как боль­шие про­из­ве­де­ния ис­кус­ства, так и не­боль­шие из­де­лия (ва­зоч­ки, со­лон­ки, шка­тул­ки). В про­из­вод­стве ста­ли при­ме­нять хру­сталь и пе­р­ла­мутр.

С 19 ве­ка на­ла­же­но про­мы­ш­лен­ное про­из­вод­ство в зна­чи­тель­ных мас­шта­бах с при­ме­не­ни­ем раз­ли­ч­ных тех­но­ло­гий. На фаб­ри­ках про­из­во­ди­ли по­су­ду, цер­ко­в­ную утварь, ту­а­лет­ные при­на­д­ле­ж­но­сти. В го­ды со­вет­ской вла­сти скань ши­ро­ко при­ме­ня­лась в ху­до­же­ствен­ной про­мы­ш­лен­но­сти.

[ nationaljournal.ru ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->